«Люси» Люка Бессона. Рецензия на фильм


«Люси» — фантастический фильм Люка Бессона 2014 года. Ещё одна картина о сильной и волевой женщине в арсенале режиссёра, до этого, например, были «Пятый элемент» и «Жанна Д'Арк» с Милой Йовович. В новом фильме молодая девушка Люси, простая студентка, изучающая китайский язык в Тайване, неожиданно развивает у себя необычные способности, начав более полно использовать свой мозг благодаря особому наркотику, который попал в её организм в больших количествах. Правда, вместе с этим она попадает в большие неприятности, и её повсюду преследует китайская мафия.

Оригинальное название: Lucy.
Режиссер: Люк Бессон.
Сценарий: Люк Бессон.
Страна: Франция.
Год: 2014.
В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фриман, Чхве Мин Сик, Амр Вакед, Джулиан Райнд-Татт, Йохан Филип Асбек, Анали Типтон, Николас Фонгфет, Ян Оливер Шрёдер.

Фильм "Люси"
Люси — Скарлетт Йоханссон

Фильм "Люси"
Мистер Чан

Люси и не предполагала, что, выполнив просьбу своего знакомого и пронеся загадочный кейс в гостиницу, она навсегда изменит свою жизнь самым необычным образом. Она тут же становится пленницей китайской мафии, возглавляемой мистером Чаном, её пытаются использовать в качестве перевозчика нового наркотика, который вшиваю ей в живот. Однако планы бандитов были нарушены, когда контейнеры с наркотиком внутри Люси случайно были повреждены, и вещество попало в её кровь, вызвав необратимые изменения мозга и неожиданно открыв юной девушке сверхспособности.

Фильм "Люси"
Главная героиня свободно манипулирует гравитацией

На самом деле миф об использовании человеком всего лишь 10% процентов мозга давно развенчан и учёными всерьёз не воспринимается. Человек использует свой мозг на все сто процентов, именно такими нас сделала природа, иначе бы процесс развития мозга у различных видов был бы бессмысленным. Однако в фантастике эта теория до сих пор активно используется. Да и приятно всё-таки думать, что вот неожиданно упадёт тебе на голову кирпич или шарахнет хорошенько молнией, очнёшься в больнице и тут — бац! — откроются сверхвозможности мозга, станешь умнее всех. Та же тема была использована, например, в замечательном романе «Цветы для Элджернона» Дэниеля Киза или фильме «Феномен», который я очень люблю, или в «Газонокосильщике». Всё-таки нравятся мне произведения про очень умных людей, гениев, про тех, кто открывает или развивает в себе новые возможности, учится, умнеет. Это поистине оптимистичная и жизнеутверждающая тема, стимулирующая к собственным поискам и свершениям, к работе над собой. Фильм «Люси» в этом плане не так уж и отличается от других, сама идея не раз использовалась. Только здесь главная героиня не просто умнеет, превращается из обычного человека в гения, она фактически становится богом, способным усваивать информацию быстрее любого компьютера, изменять саму себя и окружающую реальность, произвольно распоряжаться окружающей материей, изменять даже сами законы физики, нарушать их.

Фильм "Люси"
Тот самый австралопитек в прошлом

Впрочем, действует она зачастую не только против законов физики, но и против законов логики — количество ляпов в фильме колоссальное. Не только научных ляпов причём, но и сюжетных. Кино снято динамично и красиво, Скарлетт Йоханссон здорово вжилась в образ, кадры рождения вселенной, прошлого, появления жизни впечатляют, однако в кино всё подаётся слишком упрощённо и наивно. Люси должна передать людям какую-то великую истину, но то, что она говорит, достаточно банально и скучно, даже несколько запутанно и нелепо. Так что её фраза в финале о том, что она показала нам, как и для чего надо жить, для меня осталась непонятной. Помимо оставленных учёным, вроде как, знаний (и ещё неизвестно, что именно она передала; продумать этот момент было бы действительно сложно), плоды её трудов — это много убитых китайцев, пусть и плохих китайцев. Я, например, не понял, почему вообще нельзя было сразу избавиться от мистера Чана, когда он был в её руках, зачем нужно было оставлять его в живых, ведь он всё равно бы от неё не отстал, а из-за него погибло ещё много невинных людей. В чём же была философия Люси, что кого-то она убивала без зазрения совести, не моргнув глазом, а главных злодеев она предпочитала щадить? Да и вообще сами перестрелки, бандитские разборки в этом фильме (что явно в стиле самого Люка Бессона, если вспомнить «Пятый элемент», даже то же «Такси»), мне кажется, сильно «снижают» и оглупляют тему. Злодеи в фильме совершенно безликие, смотреть здесь можно разве что на спецэффекты, а самой интересной части — сверхвозможностям, развитию человека, науке отводится из-за этого минимум места. Не совсем нравится мне, что Люси получает свои способности, используя какой-то наркотик — мысль, по-моему, вредная, хотя, конечно, тут нет никакого призыва делать нечто подобное. Всё же прошли времена, когда поэты, художники, учёные, мистики искали вдохновения и откровений, используя гашиш и опиум.

Фильм "Люси"
Как и в «Превосходстве», здесь не обошлось без Моргана Фримана

Довольно занятно, что «Люси» во многом созвучна фильму «Превосходство» того же года, но тот фильм для меня выглядит намного выигрышнее и умнее, хотя он не столь динамичен. Люси, новая героиня Бессона, во многом проигрывает Лилу «Пятого элемента», по сравнению с ней она смотрится как бездушный робот, какой-то механизм — с её равнодушным взглядом и замершими эмоциями. Пусть даже это Скарлетт Йоханссон. Под образом Люси явно понимается представитель нового вида людей, по аналогии со скелетом древней женщины, найденным в Эфиопии, которая была, правда, не первым человеком, а первым найденным экземпляром скелета австралопитека — тут, кажется, фильм нас тоже немного обманывает. Новый фильм Бессона — внешне яркая, но не очень содержательная и совсем не новаторская работа. Несмотря на участие звёзд, он получился довольно средним. Если же учитывать количество научных ошибок, которое в нём допущено, то он скорее дезинформирует зрителей, чем информирует. Впрочем, его вполне можно посмотреть, если не быть особенно критичным и не ожидать слишком многого.