Книги

Рубрики:

Если 19 век почти полностью может считаться веком натурализма и реализма, а большая часть двадцатого — веком критического или социалистического реализма в России, то уже в конце 20-го века фантастика гордо подняла голову. И вряд ли кто-то будет отрицать, что наше время — эра фантастики, сказки, ужасов, мистики. Все то, что у нас хотели насильственно отобрать, вновь возвращается к нам мощным потоком. Некоторые помнят, что уже в советсткую эпоху проснулся интерес к научной фантастике, к приключениям, тайнам, неизведанному. будущему.Тогда фантастика подвергалась мощному влиянию идеологии, однако наперекор всему появлялись и настоящие бриллианты (Иван Ефремов, братья Стругацкие, Станислав Лем).На самом деле проблески фантастического в русской литературе были довольно яркими уже в начале 20-го века, не чуждались мистики и классики (вспомним Гоголя, Достоевского, Булгакова с его «Мастером и Маргаритой», «Дьяволиадой»). Фантастика органично уживалось у Алексея Николаевича Толстого с глубоким историзмом («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»).Строго академическая наука сколько угодно может относиться к данному жанру с пренебрежением, предпочитая «медленные» тексты, психологические и лирические «погружения», однако авантюрное и приключенческое начало, искорки шального воображения всегда украшали литературу, они не были чужды и великим писателям. Человеческая душа всегда тянулась к неизведанному. А когда долгое время делают упор на чем-то одном, оно рано или поздно надоедает, вот и у нас произошло так, что от самой приземлённой, «колхозно-деревенской» и городской литературы, глобальной политизированности, мы перешли к полету фантазии, к ведьмам и нечистой силе, космическим путешествиям и лазерным бластерам. Полки в магазинах теперь буквально ломятся от грозных томов фэнтези и фантастики!

Бывает сложно найти среди сотен различных книг данных жанров что-то действительно оригинальное, интересное, самобытное. В данном разделе мы будем размещать рецензии на произведения современных писателей и классиков, русских и зарубежных. Мы поразмышляем о жанрах, проследим их эволюцию, сравним разные произведения в поисках сходства, переходящих мотивов, узнаем творческую историю некоторых книг.

Вы сможете оставлять свои комментарии, спорить с нами и помогать нам быть ближе к истине.

Фантастическая литература

Что же такое фантастика и почему она так привлекает нас? Стоит сказать, что определений фантастики существует великое множество, однако ни одно из них не может считаться исчерпывающим и максимально точным, т.к. она принимает разные формы и вводится в произведения разными способами. Под этим словом понимали и метод, и прием моделирования новой реальности.

Фантастическим мы называем вымышленное, причудливое, невозможное в действительности, по крайней мере с точки зрения современных научных представлений. Ведь часто оказывалось, что невозможное вчера для нас — простая, скучная обыденность. В этом и заключается одна из задач данного жанра и направления — прогностическая функция, позволяющая предугадывать возможное течение событий, описывать изобретения и открытия, которые могут быть сделаны в дальнейшем, но которые на данном историческом этапе не существуют.

В основе любого произведения данного жанра лежит фантастическое допущение. Существует переходная зона между фантастикой и не-фантастикой. Одно произведение можно отнести к фантастике целиком, в другом же случае оно может быть даже реалистическим, но содержащим отдельные элементы фантастики. Но эти элементы не играют ключевой роли, не влияют кардинально на развитие сюжета, структуру художественного мира. Эти две ситуации необходимо различать. Если учитывать эту особенность некоторых произведений, тогда и некоторые в целом реалистические произведения классиков можно будет причислить к разряду текстов с фантастическими элементами.

Почему-то многие считают, что фантастическое произведение не может при этом быть максимально реалистичным, что это противоположные методы. На самом деле такое противопоставление даже не вполне корректно по своей сути, ведь фантастика — это жанр (хотя некоторые писатели и расширяют термин до метода и направления), а реализм — художественный метод. И во многих произведениях того же Михаила Афанасьевича Булгакова используется реалистическая манера повествования, несмотря на необычайный фон событий, сюжет, ситуацию, несуществующее изобретение. Именно этим и отличаются настоящие, большие писатели и авторы от средних и менее талантливых, что умеют заставлять поверить в самые невозможные и причудливые гипотезы, создавать свои вселенные так убедительно, что ты видишь их словно собственными глазами во всех подробностях, задумываешься, что она, может, при определенных обстоятельствах могла бы существовать.

Фантастическая идея может касаться какого-то одного-единственного события или фактора, политической и социальной системы, прошлого. Во всем же остальном автор старается придерживаться правды жизни и правды характеров. Ведь выдумать можно все что угодно, за исключением характера. Глубина и убедительность психологических портретов и определяет, проникнемся ли мы сочувствием к вымышленным героям. Кроме того, настоящий фантаст всегда старается придерживаться заданных правил своей реальности, не противоречить самому себе, сказанному в текстах ранее.

Некоторые критики фантастики напирают на то, что реалистичную картину создать гораздо сложнее, что для этого нужен жизненный опыт, знание человека, обстоятельств, проблем. Но ведь воссоздать характер человека в необычных ситуациях, человека будущего сложнее всего. Как изобразить то, с чем ты непосредственно не сталкивался, с чем нет готового сравнения? За основу можно взять быт людей схожих профессий в реальности, но такая аналогия действует далеко не всегда.  И как можно создать характер и личность фантастического существа? Вот задача, которая окажется многим реалистам не по зубам.

Фантастам приходится быть провидцами. Они должны быть широко эрудированны, знать о современных достижениях науки или же о человеческой истории. Ведь особое место в жанре занимает научная фантастика. Нередко на страницах их произведений рождаются и умирают целые миры и развитые, интересные и необычные культуры и народы с собственным языком (вспомним хотя бы Фрэнка Герберта с циклом «Хроники Дюны»). Чтобы создать нечто подобное, нужно обладать поистине колоссальными познаниями и очень сильным воображением. Писатель должен знать практически обо всем.

Обычно люди, критикующие жанр, и не понимает сути и разнообразия самого жанра, плохо владеют темой и любят искажать факты. Фантастика позволяет взглянуть на наши же собственные проблемы со стороны, увидеть, во что они могут развиться в будущем. Для этого писатели и используют гиперболы, сгущение красок. Эти произведения могут предостеречь нас от многих угроз и опасностей.

Не менее важна и развлекательная функция фантастики. Интересные, экзотические приключения, напряженный сюжет, динамика, экшен, добрый или наоборот злой, черный юмор — не за это мы так часто влюбляемся в произведения, не этого ли так часто ищем и жаждем получить? И в этом нет ничего плохого, по сути. Каждый ищет что-то, чего не хватает в серой, часто абсурдной, бессмысленной и жестокой жизни, которую не всегда можно изменить. Кто-то прячется от проблем в книгах, фильмах, компьютерных играх. Ведь там, в этих вымышленных, подчас жестоких, но прекрасных мирах зло часто все же бывает наказано, большинство проблем можно решить взмахом меча или же заклинанием. Там на помощь угнетенным приходят рыцари и волшебники, обычные люди обретают сверхъестественные способности и могут отомстить обидчикам.

Есть, конечно, и множество произведений, которые не имеют никакой особой ценности, а повторяют изъезженные темы, шаблонные сюжеты. В которых не найти ни тщательной проработки мира, ни каких-либо интересных идей, а психологические портреты карикатурны и поверхности. Это «массовая литература» и развлекательные произведения. Однако и они имеют право на существование, т.к. выполняют определенную роль, у них есть тысячи поклонников. А все определяется необходимостью.

Немалую роль в жанре играет и информационная, пропагандистская и популяризаторская, а также воспитательная функция. Из фантастических произведений мы можем многое узнать о науке, культуре, истории. Они прививают определенные идеалы детям и подросткам, пробуждает интерес к исследованию, развитию, знаниям, подают положительный пример. Нередко писатели использовали свое творчество для пропаганды определенной идеологии. Часто это вело к упрощению, схематизации, утрированию, художественная ценность подобных текстов была крайне низка. Но не всегда любая пропаганда идеологии вредна, наоборот, книги, в которых не воплощаются никакие личные, философские, социальные и другие взгляды авторов  не отличаются большой глубиной. Главное не превращать творчество в еще одно средство политической борьбы. Нужно сказать, что все эти функции не специфичны для жанра, они присущи всей литературе, да и кино в целом. Они реализуются не по отдельности, а одновременно. Правда, в отдельных случаях какие-то из этих функций нарочито исключаются автором.

Фантастические произведения могут как описывать определенные приключения, так и изображать некой производственный или научный процесс, путешествие в космос или же ход сражения. А есть книги, где фантастика выступает фоном, а главное в тексте — это личные взаимоотношения и проблемы героев. Поэтому можно выделить три вида фантастических сюжетов: приключенческий, производственный (будничная действительность, военные действия и т.п.) и любовно-бытовой. Во многих крупных произведениях с одинаковым успехом используются все три вида одновременно.

Конфликты, вокруг которых строится повествование, тоже могут быть разнообразными. Это не только типичное для фэнтези противостояние абсолютного добра со вселенским злом, но и очень сложные хитросплетения ситуаций. Добро может быть противопоставлено даже добру, случается и такое. Человек может сражаться не только с какими-то отрицательными персонажами, но и с самой природой (С. Лем, Роберт Шекли), суровыми условиями, космосом, болезнью. Положительные герои могут оказываться на такими простыми и добрыми, а злодеи, наоборот, нередко совершают правильные действия. Мир фантастики может и не делиться четко на черное и белое.  И такие ситуации наиболее интересны и правдивы. Действующими лицами в фантастике могут быть простые люди, рыцари или же колдуны, ангелы и демоны и даже боги и сам дьявол.

Ужасы и фэнтези также можно отнести во многих случаях к поджанрам фантастики, однако об особенностях каждого жанра, а также об их  истории, нам еще предстоит более подробно поговорить. Ведь история их намного древнее, чем кажется на первый взгляд.