2014 год был щедрым на хорошие фантастические фильмы, и одним из лучших в жанре стал, по мнению многих людей, фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар».
Человеческому роду угрожает гибель. Земля становится непригодна для нормальной жизни, концентрация азота в атмосфере сильно выросла, произошли необратимые изменения климата. Чистые воздух и вода стали роскошью, распространились сильные пыльные (песчаные) бури, высушивающие и загрязняющие окружающую среду. Всё это вызывает многочисленные болезни и высокую смертность среди населения. Государства вынуждены были в целях экономии отказаться от многих прежних проектов и областей экономики и науки, сконцентрировав усилия на сельском хозяйстве и строительстве, земных, материальных вещах, позволяющих людям прожить как можно дольше, в то время как ресурсы с каждым годом всё больше оскудевают. Пришлось забыть и о космических полётах, мечтах о межзвёздных путешествиях, освоении других планет и новых миров.
Оригинальное название: Interstellar.
Год: 2014.
Страна: США, Великобритания, Канада.
Режиссер: Кристофер Нолан.
В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Дэвид Гяси, Уэс Бентли, Кейси Аффлек.
Купер, бывший пилот НАСА, уже давно не летает, никто теперь не думает о звёздах, куда нужнее государству простые рабочие. Куперу тоже пришлось стать фермером, забыв о своих былых заслугах. Вместе с семьёй, дедушкой и двумя детьми, он живёт на небольшой ферме и с трудом добывает пропитание, борясь с неурожаями и неблагоприятными условиями. Однако в душе он так и не отказался от своей мечты, у Купера всегда было чувство, что его навыки первоклассного пилота когда-нибудь потребуются вновь. И такой момент настал: однажды он случайно заезжает на тайную военную базу, где коллектив учёных секретно работает над проблемой переселения на другую планету. Куперу предлагают войти в число участников безумной и опасной одиссеи в неизвестность. Пройдя через червоточину, появившуюся сравнительно недавно на орбите Сатурна, астронавты попадут в недостижимый без этого участок космоса, где находится несколько подходящих, как предполагают, для жизни планет. Перед Купером стоит непростой выбор, ведь время в разных условиях течёт неодинаково. И то, что для него будет всего лишь часами и днями, для его детей, оставшихся на Земле, станет годами и десятилетиями. Сможет ли он, навсегда покинув собственных детей, пожертвовать собой ради того, чтобы спасти весь человеческий род?
Вообще, я немного удивился, когда узнал, что Кристофер Нолан снимает подобный фильм. Нет, я понимаю, что это талантливый режиссёр, у которого есть разные работы, в том числе и интеллектуальное кино, драмы, но его имя в нашем сознании прочно связалось с несколько другими картинами, особенно с трилогией о «Бэтмене». А тут – космос, наука, фильм о выживании всего человечества, о тайнах и загадках вселенной. Но и с этой задачей Кристофер Нолан, работавший совместно со своим братом-сценаристом Джонатаном, отлично справился.
Фильм и правда вышел замечательным, серьёзно переплюнув по увлекательности, эмоциональности, качеству актёрской игры и операторской работы многие другие научно-фантастические картины. В первую очередь – это красивое и умное кино, необычайно привлекательное, гармоничное, ставящее перед нами столько серьёзных, больших и маленьких вопросов, применимых как лично к тебе, так и ко всему социуму в целом. Здесь затронуто очень много волнующих нас тем. И совсем непрост, например, такой вопрос: что важнее – твоя жизнь и жизни твоих детей, ваши маленькое счастье и благополучие, или же существование человеческого рода, особенно если имеется в виду не живущие на Земле люди, а лишь их предполагаемые, возможные потомки, которых ты никогда не увидишь. И я, если честно, тоже с трудом мог бы сделать столь тяжёлый выбор. Герои фильма так же каждый по-своему отвечают на это, для кого-то подобный выбор оказывается и вовсе непосильным.
Поднят и вопрос о пользе и важности образования, о вере в мечту, о значении «абстрактной», теоретической науки, кажующемся многим бесполезным изучении космоса, столь дорогостоящем и трудоёмком. И правы здесь оказываются вовсе не те, кто живёт, думая лишь о сегодняшнем дне, о насущных вещах. Да, мы привыкли к Земле как к своему дому и нас пока мало волнуют какие-то другие планеты, чёрные дыры, тёмная материя, непонятные и пугающие явления, которые не имеют отношения непосредственно к нам сегодняшним. Но это не значит, что Земля вечна и что космос не имеет никакого отношения к нашей жизни и никак на неё не влияет — обо всём этом и в реальности человеку придётся когда-нибудь задуматься. Эти мысли, убеждённость в важности освоения космоса, работы над теоретическими проблемами давно возникали и у писателей-фантастов, в том числе и у Рэя Брэдбери, Гарри Гаррисона и других. В фильме, кстати, немало отсылок на известные фантастические картины, ставшие уже классикой.
Космос в «Интерстелларе» именно такой, какой он и должен быть: настоящий, красивый, манящий и пугающий. Космические пространства, природа других планет показаны здесь убедительно и реалистично. Мне было интересно встретиться здесь и с временными аномалиями, ситуациями, связанными с неоднородности категории времени. Я знаю, что кино было во многом основано на научных работах физика Кипа Торна, однако, возможно, здесь всё равно имеются научные ошибки.
Стоит сказать пару слов и о замечательном актёрском составе. Главную роль великолепно исполнил актёр Мэттью МакКонахи. Купер – отличный пилот, любящий отец двоих детей, переживающий из-за того, что ему пришлось бросить их на Земле, постоянно чувствующий свою вину. Это решительный, мужественный и честный человек, на долю которого приходятся самые сложные ситуации, руководство командой в самых непредсказуемых условиях. Мне понравилась также игра Энн Хэтэуэй, воплотившей образ девушки-учёного, которая не всегда подчиняется только научному знанию, логике и холодному разуму, но также иногда даёт волю чувствам, переживает личную драму из-за длительного расставания с любимым человеком и отцом, который стал для неё примером для подражания. Приятно было увидеть здесь Майкла Кейна, удивила встреча с Мэттом Дэймоном, несколько изменившимся со времён Элизиума. Хороши обе Мерф – и маленькая девочка (Маккензи Фой), и уже взрослая женщина (Джессика Честейн). Здесь радуют даже роботы, у которых «запрограммировано» чувство юмора. А ещё у них есть 90-процентная честность и настройки деликатности.
В «Интерстелларе» множество потрясающих, драматических ситуаций, которые надолго запоминаются. Вообще, масштабы происходящего велики, а это уже повышает градус драматичности и напряжённости. Однако фильм как бы распадается на две части. Одна часть – это научная фантастика, космос, явления реальные и видимые глазом; другая же – это сюжетная нить фэнтезийно-сказочная – повествования о «призраках», невидимых богах, живущих в пяти измерениях и наблюдающих оттуда за людьми, заботящихся об их спасении. Финал как-то резко выделяется из всего остального. Не сказал бы, что он мне совсем не понравился, просто неожиданный переход к другому стилю повествования несколько удивил. Справедливо отмечают также, что в очередной раз спасать всё человечество и совершать космические экспедиции приходится почему-то одним американцам, про другие же страны и национальности предпочли скромно умолчать, совершенно не учитывая хотя бы роль России. Это уже давно стало штампом и общим местом многих научно-фантастических произведений. Хотя здесь, конечно, на такие детали не обращаешь внимания.
«Интерстеллар» – это фильм о путешествии сквозь время и пространство в неизведанные дали космоса, поисках новой родины для человечества, о шаге за грань науки и логики, о том, что выше и больше человека, о самой ткани мироздания.