Нил Бломкамп еще молодой режиссер, на счету которого пока всего два полнометражных фильма, считая Элизиум. Но уже первая его работа — Район №9 (2009) — заставила меня заинтересоваться его творчеством. Фильм мне настолько понравился, что я смотрел его не однажды, а потом еще и советовал другим. Район №9 оказался чем-то новым, необычным, наполненным смыслом, и в то же время — интересной и яркой, красивой фантастикой. И второй фильм режиссера так же производит впечатление, и в Элизиуме чувствуется уже сформировавшийся стиль, просматриваются те черты, которые зацепили еще в предыдущем фильме.
Оригинальное название: Elysium.
Год: 2013.
Страна: США.
Режиссер: Нил Бломкамп.
Сценарий: Нил Бломкамп.
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер, Брэндон Оре, Джош Блэкер.
Элизиум — это тоже социальная фантастика о человеческом обществе будущего, о Земле и том времени — 2154 год — когда на ней остались жить одни бедняки, отверженные, ненужные люди, рабочие. На такую Землю печально смотреть, она перенаселена, загрязнена, население погрязло в нищете и не справляется со своей непосильной ношей, создавая все необходимое для жителей Элизиума, космической станции с искусственной атмосферой, чистым воздухом, богатыми домами и самой совершенной техникой, способной даже исцелять любую болезнь и продлевать жизнь. В общем, все здесь по Марксу: немногие живут и благоденствуют за счет труда многих, не обладающих властью и деньгами. «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»
И не удивительно ли, что мы так часто стали заглядывать в будущее нашей с вами родной планеты (ну, я сейчас не говорю о тех, кто с Марса, Юпитера или откуда-то еще, если таковые здесь, конечно, имеются :))? Ведь не впервые за последнее время мы стали встречаться с этой темой в научной фантастике. Вот недавно хотя бы мы писали о фильме После нашей эры, который тоже прошел минувшим летом. А уж постапокалиптики у нас на сайте уже довольно много, перейдите по тегами и поинтересуйтесь. Почему же разных людей, режиссеров, геймдизайнеров сейчас так привлекает данная тема? Должно быть, это связано как-то с сегодняшними настроениями, с той эпохой, в которую мы живем, пессимизмом, который проникает в творчество многих современных писателей, возьмите хоть Воннегута (например, Колыбель для кошки).
В любом случае, тема нашего несладкого будущего раскрывается в Элизиуме пусть и не настолько глубоко, как в некоторых других вещах, все же расслоение общества, сама структура этого мира показаны хорошо: производят впечатления некоторые сцены с главным героем, где с ним обращаются как с мусором, деталью, которую можно просто выкинуть и заменить, когда она пришла в негодность. Желающих работать здесь больше, чем рабочих мест, прокормить себя все труднее, все только и мечтают купить нелегальный билет на Элизиум, пусть даже полет туда грозит им смертью (кстати, это даже несколько странно и нелогично, как мне кажется; уж мать не стала бы так рисковать своим единственным ребенком). Герой Мэтта Дэймона (нашего любимого агента Борна на все времена) — Макс — молодой бунтарь, не желающий мириться с таким порядком вещей, уже не раз вступавший в конфликт с законом и властью. Актер отлично передал характер персонажа. Причем герой не просто картонный борец за переустройство, не романтический персонаж, желающий переделать мир, нет, он думает вначале вполне о собственном благе, о том, как спастись самому — ведь из-за некоторых событий, о которых вы узнаете из фильма, он смертельно болен и жить ему осталось недолго, и терять ему нечего, что называется, кроме собственных цепей. А тут ему подворачивается уникальная возможность отомстить за себя, спастись, а уже потом он должен сделать выбор, готов ли он принести себя самого в жертву ради других. Изначально он вовсе не уверен в своем ответе. Это мне как раз в нем очень нравится.
У этого героя есть достойный оппонент — боец невидимого фронта Крюгер, защищающий интересы народа Элизиума тут, на грязной и бедной Земле. Его играет Шарлто Копли, перекочевавший в новый фильм Бломкампа прямиком из Района №9. И, надо сказать, Копли едва ли не затмевает Дэймона, его злодей получился необычайно ярким и живым, да еще невероятно сильным и упрямым, не считающимся ни с чем. Джоди Фостер играет здесь одного из правителей Элизиума — министра Джессику Делакур, женщину со стальными нервами, мужским характером, прямолинейную, жестокую, готовую на все, лишь бы не допустить вторжения простых людей в их райские кущи. Надо сказать, руководительница и ее солдат — Делакур и Крюгер — подобраны просто идеально. Именно за борьбой и смертью таких злодеев очень интересно наблюдать.
С названием Элизиуму в русском переводе не повезло. И, наверно, ему нужно отдать приз за самое худшее название этого лета (или были хуже?). Элизиум: Рай не на земле. Такое дурацкое и банальное название наши прокатчики дали, возможно, из-за того, что уже некогда выходил на русском анимационный фильм, который назывался точно так же. И все-таки вряд ли его хорошо знают, и даже в этом случае можно было бы поискать что-то более оригинальное, чем «Рай не на Земле» (а кто думал, что на Земле? И что это за смешная претензия на философию?).
Вообще, стоит сказать о том, что такое «элизиум» и почему его не надо переводить. Дело в том, что, по представлением древних греков, Элизий или Элизиум — это место, куда попадали умершие герои после смерти. Место, противоположное по своей сути Тартару, место, где души находили покой, отдохновение, где не было ни печали, ни забот. Да, не все люди туда попадали и не все праведные люди, а именно погибшие в сражениях так называемые представители «века героев». Об Элизиуме, в частности, есть упоминание в Одиссее Гомера, говорит о нем и Гесиод. В общем-то, название вовсе не случайное, и не совсем это христианский рай, поэтому и никаких расшифровок и переводов здесь не нужно, все хорошо и так.
Несмотря на то, что это социальная фантастика, Элизиум при не особо большом для такого фильма бюджете получился визуально привлекательным, красивым, эффектным, динамичным. Всего здесь в меру: и сцены сражений, и погони, и футуристическая техника, оружие — смотрится все это органично. И все же Район №9 впечатлил меня больше, нет здесь чего-то, хватающего тебя за грудки, заставляющего так полно сопереживать героям, нервничать, нет мощной идеи, таких сильных эмоций, той реалистичности. В Элизиуме можно найти некоторые логические огрехи, что-то вызывает вопросы и недоверие: как, например, человек, облученный такой дозой радиации, мог так долго и напряженно сражаться, сохранять ясный ум, пусть даже его поддерживал экзокостюм? Да и решение самого конфликта — записать все население Земли в жители Элизиума почему-то не кажется таким уж правильным — это какое-то явное упрощение, как будто подобную экономическую проблему действительно можно решить столь прямолинейно и по-робингудски.
И все же Элизиум — хорошая кинофантастика, вполне достойная просмотра, так что Нил Бломкамп молодец, ждем его новых работ. А готовится уже фантастическая комедия Чаппи про похищенного робота. И там снова задействован Шарлто Копли.
Почетный фильм!