После нашей эры (After Earth), 2013. Рецензия


Этим летом как-то совершенно незаметно, в отличие от других фантастических новинок, той же Войны миров Z, прошел фильм После нашей эры М. Найта Шьямалана, вообще-то талантливого режиссера, картины которого в последнее время особым успехом не пользовались. Из прежних же его работ стоит вспомнить хотя бы фильмы Шестое чувство, Неуязвимый, Знаки — все интересные, хорошие вещи. Каким же получился After Earth, стоит ли его смотреть вообще?

[stextbox id="info" defcaption="true"]

Оригинальное название: After Earth.

Год: 2013.

Страна:  США.

Режиссер: М. Найт Шьямалан.

Сценарий: Гари Уитта, М. Найт Шьямалан, Уилл Смит.

В главных ролях: Джейден Смит, Уилл Смит, Софи Оконедо, Зои Кравиц, Гленн Моршауэр, Кристофер Хивджу, Саша Дхаван, Крис Гир.

[/stextbox]

Фильм привлекает внимание уже хотя бы самим жанром — это научная, космическая фантастика, приключения. Второй важный фактор, который заставляет обратить на него внимание — актерский состав. В After Earth играют Уилл Смит и Джейден Смит, отец и сын в жизни и отец и сын в кино. Причем им досталось основное экранное время. Но, к неудовольствию фанатов Смита-старшего, еще в самом начале Сайфер Рэйдж, отец, получает серьезную травму и большую часть картины остается без движения, а мы наблюдаем за игрой Джейдена, который пока не настолько сильный актер, чтобы удерживать рассеивающееся внимание большой аудитории.

После нашей эры
Отец и сын

После нашей эры

Идея фильма на самом деле интересна, но сюжет не особенно сложный и в целом предсказуемый, что даже нормально для такой темы и при таком богатом визуальном ряде, красивых и дорогих спецэффектах, необычных существах и природных видах. Люди давно вынуждены были покинуть матушку-Землю, далее непригодную для жизни, загрязненную, опасную, с изменившейся атмосферой, мутировавшими животными. Человечество село на свои звездолеты и полетело завоевывать себе новое место под солнцем. Новым местом оказалась планета Нова Прайм, да вот беда, там, оказывается, уже жила другая раса. Но мы не растерялись и начали против них кровопролитную войну — а ведь речь шла о выживании. Чтобы бороться с нами, Скрелы использовали ужасных монстров — урс, которые ничего не видели и не слышали, но находили людей по «запаху страха», выделяемым нами феромонам. Сайфер Рэйдж нашел способ бороться с врагом: оказалось, что если научиться не бояться урс, то ты становишься для них невидимым. Так стали обучать рейнджеров, солдат, натренированных, чтобы уничтожать монстров и осваивать новые земли.

После нашей эры

Сын Сайфера — Китай (очень оригинальное имя) — молодой рейнджер, который знает об урсах не понаслышке. Когда он был маленьким, одно из таких чудищ убило его сестру у него на глазах, в то время как он прятался под герметичным колпаком. С тех пор Китаю сложно сдерживать свой страх перед этими существами, но он делает все, чтобы стать таким же бесстрашным воином, как и его отец. Сайфер постоянно путешествует по космосу и участвует в особых миссиях, помогая осваиваться колонистам, и совсем мало времени проводит с семьей. Теперь же он наконец возвращается домой и, внимая совету жены попытаться сблизиться с Китаем, берет его с собой в полет на корабль рейнджеров. До пункта назначения они так и не долетают: их корабль попал под метеоритный дождь. Они вынуждены приземлиться, а точнее упасть — куда бы вы думали? — на родную Землю, которая кишит всевозможными тварями и условия которой непригодны теперь для жизни. При падении гибнет весь экипаж корабля, выживают только отец и сын. Причем отец ломает обе ноги. Единственный их шанс вернуться домой — передать сигнал с просьбой о помощи, однако для этого Китаю придется в одиночку проделать длинный и опасный путь и добраться до аварийного маяка, который отделился от основной части корабля при крушении.

После нашей эры

Весь фильм — это путешествие Китая по нашей изменившейся, смертельно опасной, но все-таки прекрасной планете, на которой есть даже какая-то сказочная атмосфера. Это история о выживании в критических условиях, когда совершенно не остается времени и сил, когда надежды совсем уже нет и нужно сделать невозможное. Тема, безусловно, интересная и благодатная, здесь много можно показать, что авторы и сделали — снята картина отлично. На фоне всего этого мы наблюдаем за сложными взаимоотношениями авторитарно настроенного, строгого и безжалостного отца-командира и сына, который пытается бороться с собственными страхами и чувством вины и доказать родителю, что он тоже настоящий мужчина и рейнджер.

После нашей эры

Основная опасность, угрожающая Китаю (как все-таки забавно это звучит :) ), исходит даже не со стороны ядовитой атмосферы и враждебного мира Земли, а от монстра, которого рейнджеры везли с собой и который вырвался на свободу при падении — от урсы.  Довольно необычно в фильме представлены сами люди — ведь здесь именно мы становимся завоевателями и «вторженцами». After Earth снят достаточно бодро и динамично, да еще и красиво, однако в конце концов ты испытываешь какое-то разочарование. Необычный замысел мог быть раскрыт намного интереснее, а все проходит как-то очень просто и даже битва с урсой не особенно впечатляет. М. Найту Шьямалану и Уиллу Смиту, который активно участвовал и в написании сценария, и в режиссуре, чего-то не хватило, чтобы сделать действительно содержательный, глубокий и интересный фильм. Да и идея перенести всю работу на хрупкие плечи юного Джейдена Смита кажется какой-то неоднозначной. К этому добавляются и некоторые штампы или ляпы: как всегда гибнут почему-то все, кроме главных героев. Это при падении-то корабля! Интересен дизайн костюмов и оружия рейнджеров, любопытно посмотреть на изменившуюся Землю, но тема будущего раскрыта недостаточно. Непонятно, почему вдруг лучшим оружием против монстров стали не пушки, а оружие ближнего боя, которым в современной армии пользуются только в особых случаях. Ведь времена, когда люди сражались лицом к лицу на мечах давно прошли, пусть даже эти мечи можно трансформировать во что угодно.

После нашей эры

В итоге фильм посмотреть можно, если любите космос, фантастику, но это не так уж и обязательно, да и пересматривать, вероятно, захочется не скоро.