Alan Wake. Когда фантазии становятся реальностью


Alan Wake – отличный атмосферный хоррор в духе произведений Стивена Кинга. Этот ужастик создала студия Remedy Entertainment, известная многим хотя бы по шедевру детективного жанра – игре Макс Пейн. Две непохожие по сути игры, однако в обоих случаях компании удалось создать что-то действительно выдающееся. И в центре каждого проекта – имя самого героя и его личность.

 

alan-wake1

Как можно сразу же догадаться, Alan Wake назван так по имени самого протагониста, знаменитого в прошлом писателя триллеров и хорроров. Есть тут и примечательная и вполне отвечающая сюжету игра слов: “Alan, wake” – обращается к главному герою его любимая. И все происходящее в темную, «ночную» часть игры напоминает именно страшный, но убедительный до дрожи сон, способный напугать до полусмерти.

Дни славы для Алана давно прошли. За последние два года он не написал ни строчки, для него наступило время затяжного творческого кризиса, из которого ничто не может его вывести. Однако популярность его от вынужденного бездействия не спала. Его до сих пор помнят многочисленные поклонники, а персонажи книг Алана продолжают жить для читателей. От него ждут новых увлекательных сюжетов, однако самому ему хочется просто недолго побыть на природе и отдохнуть, забыв о печатной машинке и досужливых фанатах. Кажется, Брайт Фоллс, чудесное, живописное местечко у озера, город с небольшим числом жителей, как нельзя лучше подходит для тихого семейного отдыха и пополнения сил и идей. Именно туда, в маленький тихий городок на северо-западе Америки, и едет Алан с женой. Однако здесь герой находит совсем не тот отдых, который хотел.

alan-wake2

Уже в месте действия – маленький город с небольшим числом жителей – чувствуется отсылка к творчеству Стивена Кинга, у которого события большинства романов происходят именно в маленьких городках, которые имеют, как известно, свою атмосферу и свои законы. Кажется, именно в таких заброшенных местах прячется все таинственное и мистическое, но чаще всего эта мистика не приносит добра персонажам. И в выборе главного героя авторы близки к королю ужасов – писатели также его любимые действующие лица, стоит наугад открыть каждый третий роман, чтобы в этом убедиться.

Игра Alan Wake затягивает нас в этот мир постепенно, сначала повествование неспешное, нам дают возможность полюбоваться пейзажами, привыкнуть к управлению и лучше познакомиться с героями. А полюбоваться тут действительно есть чем. Визуально игра просто поражает реалистичностью окружения. Яркие, запоминающиеся пейзажи прямо просят, чтобы ты просто остановился и огляделся, сделал несколько скриншотов. Реалистичная и прекрасная вода, высокие горы, возвышающиеся над петляющей дорогой, густые леса, уютные домики и небольшие привлекательные магазинчики. Художники постарались создать мир, в который веришь и который просто интересно рассматривать и узнавать.

 alan-wake6

Но, увы, игра красива во всем, что не касается прорисовки самих героев, ибо тут она не просто требует доработки, а вызывает удивление, а у кого-то слезы, истерику и гомерический смех. Лица героев сойдут за нормальные человеческие (но не шибко красивые) только пока они не раскрывают рот и не пытаются изобразить какие-то чувства. Многие отмечают, что персонажи улыбаются и смеются, как парализованные. Мимика ужасна, особенно в то время, когда уже существует такая вещь, как L.A. Noire, столь реалистично и профессионально подошедшая к невербальному выражению переживаний героев. Вначале меня это раздражало и смешило, потом же я просто плюнул и перестал обращать внимание. Какое мне дело до страшных лиц и нелепых кривляний, когда тут вокруг столько прекрасного и производящего глубокое впечатление. Правда, придирчивый взгляд знатока современной графики скажет, что текстурки кое-где мутноваты и игра уже не столь современна. Возможно, это так, ведь вспомним, что Alan Wake создавался в 2010 и для консолей, а уж потом его решили сделать и для компьютеров. Впрочем, графику все же немного улучшили. Во всяком случае, так нам говорят разработчики.

 alan-wake5

Начало Alan Wake очень мирное и совсем не динамичное, даже несколько медлительное, без каких-либо намеков на хоррор. Тем резче действует контраст с ночными эпизодами. «Светлые», мирные моменты тут только для усыпления бдительности и отдыха между настоящими кошмарами и заканчиваются они всегда неожиданно.

 alan-wake4

Укрыться от читателей не удалось и здесь. Увы, писателя сразу же узнают, его приглашают на интервью, им восхищается официантка, все вокруг словно умышленно пытаются его достать. После приезда Алан с женой поселяются в живописном старом домике у самого озера Колдрон, не самом хорошем месте, как мы можем догадаться. Интересно, что здесь нам вначале дают возможность привыкнуть к некоторым действиям, механике. Мы неторопливо запускаем генератор, включаем свет, исследуем дом. Но вот наступает вечер, и все меняется. Алан ссорится с женой, которая пытается заставить его писать и лишь на минуту выходит к озеру, чтобы остыть. Этого оказалось достаточно, чтобы темная сила, жившая в озере, добралась до девушки. Протагонист пытается ее спасти, прыгает следом за ней в озеро и… просыпается в своей разбитой машине, где-то в лесу. Оказывается, прошла целая неделя, которая полностью стерлась из памяти Алана. Неясно, как он очутился здесь и жива ли его жена. Но нужно двигаться дальше и все выяснить.

Сюжет Alan Wake закручен так, что ему позавидует любой сериал. Впрочем, это и есть своеобразный сериал, т.к. история подается в виде отдельных эпизодов, где в начале каждого из них дается краткое повторение, а в конце играет красивая музыка. Не стоит пропускать введения в эпизодах, на самом деле из них многое можно узнать дополнительно, лучше понять, что же случилось. Ведь не всегда и не всем это ясно сразу. История имеет отчасти детективную основу и разбита на элементы-составляющие. Собирать мозаику придется всю игру. Рассказывать даже о предисловии – значит, уже раскрывать некоторые интересные и неожиданные подробности. И сделали мы это здесь лишь потому, что о предисловии итак уже везде рассказано и всем известно. Но даже если вы не знали ее, ничего страшного, впечатление это испортит не сильно, у игры для вас много приятных сюрпризов. :)

Музыка заслуживает длительных дифирамбов и признаний в любви. Саундтрек просто потрясает, такого уровня достигли не во многих фильмах или сериалах! Настолько тут все в тему, настолько здорово соответствует атмосфере, настроению. В меру мрачные композиции, есть грустные, есть развлекательно-веселые или мечтательные. Многие люди, даже не являющиеся меломанами, специально ищут саундтрек игры и просто слушают музыку в свое удовольствие. Саундтрек тут словно отдельная грань, позволяющая проникнуть в замысел намного глубже и проникнуться этими переживаниями сильнее. Особо стоит также отметить, что для игры специально была написана музыка одной из лучших и самых популярных рок-групп – Poets of the Fall. И слова, и мелодии у них всегда очень впечатляют, и это не первый случай, когда они что-то создают специально для игры. Для «Макса Пейна» они тоже кое-что написали, к примеру.

Вообще-то, в Alan Wake много заимствований и штампов из различных литературных произведений, из истории жанра, фильмов. И сам игровой процесс не сильно отходит от привычного выживания с фонариком в одной руке и огнестрельным оружием в другой. Но все эти заимствования так удачно здесь скомбинированы со своими находками, что все выглядит вполне органично и привлекательно. Люди, привычные к хоррорам, знают, как сложно вообще создать в данном жанре что-то пугающее, новое, оригинальное. Не обошлось и без некоторой доли юмора и пародийных моментов. Самые интересные из них – это передача по телевизору, Night Springs, этакий незатейливый ужастик вроде «Баек из склепа», если вы, конечно, понимаете, о чем мы. По мере прохождения включенные телевизоры с этой передачей будут попадаться в домах. Передачи можно смотреть для интереса и чтобы перевести дух между пробежками, пока находишься под спасительными лучами яркого электрического света. Кроме того, можно послушать радио, по которому очевидцы событий рассказывают в прямом эфире об увиденном, а ведущий комментирует приключения Алана. Выглядит это все забавно и добавляет какую-то интересную информацию.

В целом геймплей игры линейный. Наши решения не влияют на сюжет, мы идем заданным курсом, о чем совсем не хочется жалеть. Однако, путешествуя по ночному городу, можно исследовать окрестности и находить страницы рукописи, будто бы написанной самим Аланом за пропавшую неделю. Это мистический роман, видимо, лучший из того, что создавалось нашим героем. Вот только действующее лицо в нем – он сам. И найдя каждую новую страницу, мы получаем шанс узнать, что случится дальше, буквально через несколько минут. Помогает ли это? Ни капельки, скорее пугает. Да и узнать что-то новое и совсем не лишнее из этих страниц можно. Собрать их все – довольно сложная задача. Блуждая по окрестностям, стоит также обращать внимание на условные знаки, сделанные каким-то доброжелателем. Они указывают направление к тайниками, где хранятся боеприпасы и оружие. Находить их стоит, патронов постоянно не хватает, а найденный тайник эту проблему заметно исправляет. Вот только просто так шататься в темноте не нужно – тут легко и попасть в заварушку.

Враги в каком-то смысле типичные. Нет, не зомби, пожирающие мозги, тут это одержимые. Люди, в которых вселилась тьма с наступлением сумерек. Противников очень много и чередуется несколько разных по поведению и характеристикам типов. Большинство из них нападает, используя разный сельскохозяйственный инструментарий. После этой игры вообще начинаешь его активно ненавидеть и проклинать. Такой концентрации бензопил, вил, топоров и сельскохозяйственных машин не было еще нигде. Все это на самом деле довольно странно. И чтобы использовать весь этот арсенал нас так часто гоняют по всяким лесопилкам, фермам, полям… Сделано это неуклюже и поверить в подобное стечение обстоятельств просто невозможно. Но зато как атмосферно, пугающе и раздражающе, когда из тьмы на тебя несется громила с бензопилой, а откуда-то сбоку, словно тень, выплывает враг с топорами.

Враги ведут себя по-разному и действуют очень умно для компьютера. Обходят с флангов, нападают сзади, упорно преследуют. Есть маленькие и юркие, умеющие кидать дальнобойные топоры, которые никогда не кончаются, в отличие от ваших патронов. Есть усиленные, дополнительно защищенные тьмой, а есть и просто непробиваемые. Тьма, как водится, боится света. Чтобы поразить врага, недостаточно просто пуль. Нужно сначала снять «пелену» тьмы лучом фонарика. Однако для этого нужно усилить свечение, отчего быстро расходуются батарейки. Система наведения непривычная, свет выступает и в роли своеобразного прицела. Отчего легко промахнуться поначалу, пока не привыкнешь. А патроны, как и батарейки фонарика, приходится экономить. Часто самое разумное решение – это бегство. Не всегда есть возможность отбиться вручную, кое-где так вообще одержимые могут появляться до бесконечности. И спасают от них лишь спасительные лучи фонаря, где обычно и расположены чекпоинты.

Alan Wake кажется трудным уже на нормальной сложности. Враги хитры и многочисленны, постоянно нужно куда-то бежать и искать выход, а из-за по-настоящему непроглядной тьмы быстро сориентироваться не получается. И секундное промедление стоит Алану жизни. Герой, который с виду в превосходной форме, бегает не слишком быстро и устает уже через минуту, словно старик или толстяк. Убежать такими темпами от врагов сложно, приходится экономить выносливость до самых критических ситуаций. От ударов противников герой красиво уворачивается в режиме слоу-мо, правда, для этого нужно успеть среагировать. Если же враг подобрался слишком близко, последует неизбежная смерть. Жизней мало, и восстанавливаются они либо в состоянии покоя, либо в освещенных местах. Очень часто жизнь висит на волоске. Каждая ночь сложнее предыдущей, а сюжет построен так, что в новых эпизодах мы начинаем играть без оружия, даже если запаслись хорошенько в прошлый раз. И снова находишь фонарик, бегаешь без оружия, бежишь, бежишь, с ужасом ожидая появлений созданий тьмы из-за угла, наконец-то находишь пистолет, винтовку… Лучшее средство разогнать толпу – воспользоваться сигнальной ракетой или световой гранатой. А выстрел из ракетницы при удачном попадании еще и покажут с нужного ракурса, что выглядит эффектно и привлекательно.

Игра действительно держит в напряжении, ночи проклинаешь, днем не успеваешь надышаться, радуешься редкой возможности отдохнуть от постоянного преследования. Узнать, почему тьма повсюду следует за Аланом, удастся не сразу, но разгадка заслуживает того, чтобы пройти самые раздражающие и сложные моменты. Помимо одержимых людей нас атакуют неживые предметы. Нас пытается прихлопнуть кран, по полю за героем гоняется обезумевший трактор, со всех сторон летят бочки, доски, камни, машины. Увернуться от них еще сложнее, и эти моменты и правда ненавидишь. Некоторые одержимые или же техника выступают в роли боссов, вначале с ними придется помучиться, прежде чем поймешь, как от них избавиться. А вот когда поймешь, даже если при этом погибнешь, пройти будет в разы легче.

Многие сложности прохождения связаны как раз с тем, что чего-то не видишь в темноте, контраст света и тьмы тут очень силен. Врагам помогает сама цветовая гамма. Да еще управление сделано не очень удобным. Впрочем, проблема решается переходом с клавиатуры на геймпад, но вот камера действительно раздражает. Она так и норовит показать все откуда-то сбоку, закрыв обзор затылком или могучей спиной Алана Уэйка.

Игру можно одолеть довольно быстро, если стараться пройти все эпизоды за раз. Но игра располагает к паузам. И при таком прохождении совершенно не чувствуется никакого однообразия, о котором многие говорили, и сюжет укладывается в голове лучше. Довольно часто предлагается сесть на машину и поехать куда-нибудь. Ночью машина становится еще и надежным передвижным укрытием. Однако, как правило, нам просто придется ее оставить, чтобы пройти дальше. Хоть и покидать машину совсем не захочется…

Alan Wake – один из лучших хорроров за последние несколько лет. Может быть, он не настолько пугает, как Amnesia или Nightmare House 2, однако игровой процесс очень разнообразен, игра красивая, с сильным сюжетом, колоритнейшими, живыми героями со своими судьбами, из которых один Барри с фонарем прямо на лбу запомнится надолго. Это один из тех персонажей, которые вносят в мрачную в целом игру приправу в виде задорного юмора. Здесь множество ситуаций, срежиссированных и продуманных, как в книге или в кино. Музыка же становится отдельной историей-продолжением, полноценной частью игры. Те, кто проклинал кривое управление, слишком большие толпы врагов и искусственно усиленных одержимых, пройдя финал, будет доволен собой и рад, что узнал эту замечательную историю. Но чего действительно потом не хватает – так это фильма по игре, который мог бы получиться увлекательным.

alan-wake7

У Alan Wake есть два дополнения – The Signal и The Writer, как бы досказывающие и растолковывающие то, что осталось нераскрытым и непонятым. В них нас ждут новые сюрпризы и находки, а также сюжетные подробности. Выпущена также игра Alan Wake's American Nightmare, которая является скорее ответвлением, а не продолжением оригинала. О дополнениях и об этой иге мы еще поговорим когда-нибудь позже.

 А на десерт предлагаю вам сегодня этот клип с композицией Poets of the Fall.

 

Купить цифровую версию Alan Wake по хорошей цене можно здесь