Обзор игры Amnesia: Dark Descent. Некоторые вещи невозможно забыть


Говоря о жанре ужасов в играх, нельзя упустить из виду такой замечательный хоррор-квест, как Amnesia: Dark Descent (Амнезия: Призрак Прошлого), одну из немногих игр, которые действительно могут напугать не только ребенка, но и взрослого, скептично настроенного, много повидавшего человека с крепкими нервами. Игра стала уже, наверное, живой классикой, о ней знают все ценители жанра и любители страшных адвенчур. И Amnesia довольно нетипичный квест сам по себе, из-за чего тоже заслуживает отдельного, подробного разговора.


История в Amnesia не имеет какого-либо целостного вида, настолько она нестандартна. Нас не посвящают с самого начала в суть происходящего, не отводят заботливо за ручку в нужную локацию. Нам не объясняют вообще нечего. Мы просто оказываемся в каком-то заброшенном, красивом, но пугающем замке. И начинаются наши приключения…

Жанр: хоррор, квест, adventure.

Разработчик: Frictional Games.

Платформа: Mac, PC.

Издатель: Frictional Games

Дата выхода: 8 сентября 2010 г.

Хотя нет, неправильно. И начинается непрерывный, бесконечный процесс выживания, игры, собирания кусочков головоломки. Мало того, что МЫ не знаем ничего о целях, о месте, где находимся. Об этом ничего не помнит сам герой, на что недвусмысленно намекает название. Ему самому известно лишь имя — Даниэль. Кто он был, чем занимался и как дошел до жизни такой — неразрешимая загадка. Из отрывочных записей, оставленных (sic!) самому себе, становится ясно, что Даниэль зачем-то стер самому себе память. Наша цель — что бы вы думали? — не сбежать со всех ног из этого огромного, пугающего, абсолютно безжизненного замка с гнетущей атмосферой, а остаться здесь, попытаться сохранить не только физическое здоровье, но и духовное и убить какого-то там Александра, виновного во всем, что произошло. А что, кстати, произошло? Не знаю, что-то забыл…  В любом случае, возможно, пробираясь к этому Александру, мы получим подсказки и восстановим память нашего несчастного героя. А то без памяти, что ни говори, плохо.

Знаете, это очень необычно — читать послания, оставленные самому себе, идти  не знаешь куда по темным коридорам, отворять скрипучие двери, разгадывать загадки, чтобы пробираться все дальше и дальше, хотя опасность все нарастает. Никто не встречается на твоем пути. Из живых, то есть, никто. А вот всякой нежити или уж не знаю кого, но каких-то ужасных в своей непонятности и беспощадности сущностей здесь предостаточно. Пожалуй, со временем самому себе начинаешь казаться призраком. И уже не так уверен, что хочешь вспомнить непременно ВСЕ, что в этом богом забытом месте произошло. Может быть, некоторые вещи лучше никогда не вспоминать? Впрочем, выбора-то у нас как раз и нет. Сомневаешься, правда, что здесь вообще есть какой-то способ спастись.

Чем же нас пытаются напугать? Ведь мы уже взрослые, столько всего повидали, и обычно всякие попытки заставить нас нервничать вызывают лишь кислую улыбку. Чем же берет эта игра? На самом деле тут нет ничего революционного. Мы боимся того, чего не знаем. Мы опасаемся того, что притаилось где-то в темноте, невидимое, но опасное, неуязвимое. Так уж вышло, что наш герой совершенно обычный человек, даже менее того. Он потрясен творящимися вокруг ужасами больше самого игрока, он постоянно ходит по тонкой грани разумного, человеческого мышления и звериного ужаса, нервного срыва и сумасшествия.

Пугает темнота, окутывающая нас совсем не дружелюбным покровом. Буквально все погружено в это непроглядную, неуютную тьму. И в этой темноте, где-то совсем недалеко, быть может, за следующим углом таится нечто невообразимое, то, что даже рассмотреть как следует не дают. За твоей спиной в мертвой тишине внезапно раздаются неприятные, пугающие звуки. Ты нигде не чувствуешь себя в безопасности. Даниэль не может сражаться с монстрами, они неуязвимы. Тут нет ни одного сражения. Единственное наше оружие — ум и быстрые ноги. Мы с самого начала и до конца прохождения вечно играем в прятки, убегаем, в последний момент закрываем за собой двери, баррикадируя их всем, что попадется под руку. Потому что если Тьма или же некий Страж доберется до нас, Даниэль не просто умрет ужасной смертью, его душа будет обречена на вечные страдания.

Как ни странно, прятаться нужно в темноте, потому что свет привлекает чудовищ, словно мотыльков. Но и темноты герой боится не меньше, долго продержишь его там — экран покроется рябью, управление перестанет слушаться, а Даниэль уляжется на пол и откажется куда-либо идти или просто потеряет сознание. Мы видим все от первого лица, словно своими глазами, от этого так силен эффект присутствия. Кровь и грязь размазываются по экрану, неожиданно по стеклу пробегает огромный таракан, которого можно принять за настоящего и нервно отдернуться. Чем дальше идешь, тем сильнее атмосфера, тем чернее помещения, сложнее выживать. Разновидностей монстров здесь, в общем-то, всего несколько, но этого оказывается достаточно, чтобы держать нас в постоянном напряжении и не давать соскучиться. По замку интересно было бы бродить, если б это не было так опасно. В каждом помещении стараешься зажечь как можно больше света, однако это ошибка, ведь зажигаются свечи, факелы, лампы с помощью трутниц, которых находишь не так уж и много. Плюс к этому есть еще и старая, масляная лампа, наш единственный верный друг. Но и в ней постоянно заканчивается масло и приходится сильно экономить на самые опасные ситуации, чтобы окончательно не сбиться с пути, не свихнуться в полной темноте и не быть съеденным. Хотя графику в игре нельзя назвать самой лучшей и современной, атмосфера всегда очень сильна. Нигде не можешь расслабиться, чувствуешь себя в «шкуре» героя.

Как же сохранить рассудок нашему персонажу? Тут разработчики придумали поистине оригинальный подход. Чтобы восстанавливать душевное здоровье, нужно решать загадки. Нужно сказать, что Amnesia: Dark Descent редкая игра, где все головоломки можно разгадать самому, не заглядывая ни в какие прохождения. Тут все достаточно логично, на правильное решение нас наводят записи, подсказки самого героя. Нужно просто хорошенько осмотреться и понять, что от тебя требуется. Хотя некоторые ограничения кажутся неестественными и нелогичными (а для квестов это норма жизни), в целом же все вполне разумно, ничего нелепого от нас не требуют. Большинство загадок не похожи на задачки из других квестов. Они связаны с местной физикой. Передвигайте и бросайте вещи, сооружайте подставки, чтобы куда-нибудь забраться. Ох уж эти рычажки, противовесы, толстые деревянные двери, бездонные колодцы! Какое же тут все реальное, ощутимое, фактурное. Необходимо также чинить устройства, в чем нам помогут инструкции, находимые в письменных столах, кабинетах.

Сам того не желая, герой ввязался в такую опасную игру, из которой не бывает выхода. Он бросил вызов силам, которые не понимает, которые превосходят его на несколько порядков. Вызывает ли он сочувствие? Пока не знаешь, какую роль во всем этом он сыграл — возможно. Потом смотришь на него уже иначе. Добрый он или плохой? Вряд ли кто-то мог бы смело судить его или ответить на этот вопрос однозначно. Он просто человек, случайно оказавшийся втянутым в эту историю и пытающийся выжить любой ценой, даже если для этого придется пожертвовать своими принципами и рассудком. Такой подход более чем нестандартен, сложно делить здесь героев на хороших и плохих. Тут вообще все слишком запутано, чтобы до конца разобраться в сути произошедшего.

Amnesia: Dark Descent действительно может напугать. Стоит сказать,  что это игра не для каждого. Здесь нет никакой цензуры, по уровню жестокости и цинизма она превосходит многое другое. Но цинизма не на уровне авторов, а на уровне самих действующих лиц. Это жестокость монстров, ужасы самой жизни и смерти. Блуждая по замку, буквально наталкиваешься на кучи обнаженных человеческих тел, часто изуродованных, выглядящих ужасно и натуралистично. Различных сцен с кровью, мучениями в игре предостаточно, несмотря на почти полное отсутствие сюжетных роликов. Амнезия ни на что не похожа. Подобная же игровая механика встречалась, кажется, только в Penumbra. Да и ту, как известно, делали те же разработчики. Есть тут кстати несколько пасхалок, перекличек этих игр между собой.

Заинтересовала игра? Можете купить Amnesia: Dark Descent прямо сейчас.