РобоКоп Жозе Падильи — ремейк уже ставшего классикой фантастики фильма Пола Верховена 1987 года. Фильм этот среди прочих я ждал с большим интересом, т.к. старого РобоКопа очень люблю, не только первую, но и последующие части, пусть они и получились во многом хуже и проще. Были определённые опасения насчёт ремейка, однако кадры из фильма, актёрский состав, трейлеры убеждали в том, что картина должна получиться уж точно выше среднего. В итоге воскрешения классики так и не произошло, духа и стиля фильма Верховена тут нет абсолютно, однако РобоКоп 2014 всё же относится к категории удавшихся ремейков.
Одну и ту же историю два раза одинаково рассказать невозможно, идёт время и многое меняется. В этом и смысл ремейка, как я это вижу — сделать если не лучше, то привнести в основную концепцию, сюжет новые идеи, сделать фильм современнее, ярче, убедительнее. Фильм Верховена отличался жёстким стилем, брутальностью героев и злодеев, в фильме было много социальной критики, реалистичных и правдивых моментов. Падилья не стал пытаться повторять полностью стиль и сюжет старого фильма, он снял РобоКопа по-своему, сделал совершенно другое кино. Безусловно, более современное, красивое, динамичное, но та жёсткость, бескомпромиссность в показе тёмных сторон человеческого общества, реалистичное изображение жестоких убийств, криминальных структур были утрачены, всего этого здесь просто нет. Как и мрачного, чёрного юмора, которым отличался фильм 1987 года. Да и что можно было ожидать от фильма с детским рейтингом (до 13 лет)? Никакой вам жестокости, никакой брутальности, никакой крови.
Но кое-что фильм и приобрёл. Новая версия явилась отражением своего времени, это общество уже не 80-х годов, это будущее, в котором выигрывает обладатель более продвинутых технологий, а роботы почти заменили армию и полицию во всём мире. Но из-за всё ещё действующего акта Дрейфуса роботы не занимаются борьбой с преступностью в самой Америке, их считают бесчеловечными машинами, не умеющими отличить добро от зла, неспособными понять ценность человеческой жизни. И, как видно уже в самом начале фильма, не зря их так воспринимают. Но Рэймонд Селларс (Майкл Китон), глава Omnicorp, корпорации, производящей роботов, не собирается сдаваться, ведь, пока действует этот запрет, его компания теряет миллиарды долларов. Чтобы убедить население в необходимости использования машин для поддержания порядка и в том, что они могут быть «человечными», он решается на беспрецедентный шаг — соединение машины и человека, создание киборга. При этом человек должен быть таким, чтобы люди прониклись к нему сочувствием, чтобы Omnicorp завоевала симпатии большинства. На такую роль подходит пострадавший от взрыва честный полицейский Алекс Мёрфи. Как и в прошлом фильме, после взрыва от него тут мало что осталось, но правую руку ему опять сохранили. Мёрфи и предстоит стать «лицом» корпорации, однако как человек может быть сильнее, быстрее, лучше машины, насколько ему будут мешать человеческие качества, чувства, личные мотивы, желание разобраться в собственном убийстве? На все эти вопросы и отвечает новый РобоКоп.
На мой взгляд, Юэль Киннаман ни в какой мере не является заменой Питеру Уэллеру. Играет он неплохо, но слишком сильное впечатление оставил прошлый образ. Киннаман играет просто честного, храброго и мужественного полицейского, но этого мало для РобоКопа. Впрочем, проблема с этой ролью ещё в том, что все эмоции, вся игра должны отражаться на лице, больше негде, всё остальное — костюм, машина. Голос и лицо — всё, что есть у актёра в данном случае. Прошлый Робокоп не утратил личность полностью, но его память была практически стёрта, его внутренние метания показывались завуалированно, менее откровенно и навязчиво, чем здесь. В этом фильме доктору Деннетту Нортону (Гарри Олдман) приходится дополнительно подавлять эмоции Мёрфи, переключать управление на компьютер, когда он вступает в бой. Свобода Алекса Мёрфи здесь оказывается вначале всего лишь иллюзией, не он в действительности принимает решение. Его личность и имя нужны лишь для того, чтобы убедить окружающих, что перед ними всё ещё человек, а не машина. Это дьявольская хитрость учёных Omnicorp, до которой раньше и не додумались. Вообще, многое в этом фильме как раз о том, как в демократическом обществе легко управлять человеческим мнением, внушать нужную мысль, как новости, политический пиар влияют на выбор людей. Новостным блокам здесь отводится особая роль, даже едва ли не большая, чем сценам сражений, расследованию Мёрфи. Ведущего новостей, ангажированного журналиста Пэта Новака замечательно сыграл Сэмюэл Л. Джексон. Чем-то эта политическая и социальная сатира близка второй части Голодных игр.
Один из главных актёров РобоКопа для меня — Гарри Олдман. Снова ему удаётся перевоплотиться в новый образ, здесь он очень убедительно сыграл Нортона, учёного, который, с одной стороны, беспокоится о своих исследованиях и своей карьере, а с другой — пытается как-то помочь Алексу, сохранить его личность, не изменить собственным принципам. На одном Олдмане, его харизме тут держится очень многое. Майкл Китон, известный нам как старый, «классический» Бэтмен, сыграл замечательного злодея, хитрого и опасного, тонкого психолога и беспринципного дельца, легко манипулирующего людьми. Куда менее примечательна игра Эбби Корниш, исполнившей роль Клары Мёрфи. Семейные отношения Алекса занимют большее место, чем раньше, но я не вижу тут серьёзной драмы, особого притяжения между Кларой и Алексом.
РобоКоп изменился и внешне. Старый робот был малоподвижным, тяжёлым и медлительным. Новая же его версия, во-первых, чёрная, во-вторых, более элегантная, пластичная, стильная, современная, в-третьих, не только бегает с большой скоростью, но ещё и прыгает метра на два. А если бы нужно было, то РобоКоп ещё бы и сплясал. В принципе, это отражение и уровня сегодняшних технологий: то, что раньше казалось фантастикой, сегодня уже никого не удивляет. Также Алекс теперь получил доступ к камерам и ко всем полицейским базам данных, цифровым архивам. Он мгновенно вычисляет местонахождение преступника, распознаёт лица, получает любую необходимую информацию. Не знаю, какая из моделей роботов выглядит убедительнее, лучше, но изменения должны были произойти спустя столько лет.
РобоКоп Падильи очень далёк от шедевра, ему не хватает ни остроты, ни прежней мрачности и жёсткости. Новых идей не хватило, чтобы их заменить. В то же время он и не пытается казаться прежним и относится с некоторым почтением к предшественнику. В фильме содержится несколько интересных отсылок к оригиналу, самая узнаваемая — сразу узнаваемый саундтрек, играющий в начале. Спецэффекты здесь на уровне, снят фильм хорошо, есть социальная сатира, забавные моменты, но картина не увлекает, не производит прежнего эффекта, да и сильного сочувствия к главному герою не ощущаешь. Падилья снял неплохое кино, этот ремейк получился лучше, чем ремейк Вспомнить всё, который вообще вышел довольно сумбурным, но новый РобоКоп вряд ли займёт место прежнего, хоть в чём-то его обыграет. Разве что появится продолжение, будет новая серия, а не то, боюсь, о нём уже через год-два все забудут.