Человек из стали. Перерождение героя


Человек из стали Зака Снайдера — это перезапуск Супермена во всех смыслах. Фильм никак не связан с предыдущими картинами об этом известнейшем супергерое, он закладывает основу нового мира. Режиссер не пошел привычным, уже проложенным путем. Новый взгляд на героя, новый противник, более реалистичный и жесткий стиль, больший масштаб событий. Это словно Мстители и Тор, помноженные на два, ибо экшена здесь столько, что ни на минуту невозможно отвлечься от экрана. Я посмотрел фильм в день премьеры и спешу поделиться с вами своими впечатлениями, пока они еще свежи, а в голове уже, вроде, все уложилось, и мнение во что-то определенное оформилось.

История начинается за тысячи световых лет от Земли, на планете Криптон, где в семье гениального ученого Джор-Эла родился мальчик — первый ребенок, появившийся естественным путем за многие века. Мир этот мало похож на наш, там куда более суровые условия, вулканы, темные пейзажи, фантастические летающие создания. И самое главное — законы, непонятные нам. Там заранее отбирают, кто должен быть рожден, и создают человека с помощью так называемого Кодекса.

Человек из стали
Криптон. Восстание Зода

Человек из стали
Ключ управления Джор-Эла

Криптон на грани уничтожения: в погоне за ресурсами его жители слишком близко подошли к ядру планеты, истощили его. Из-за этого их мир гибнет, и спасти его уже нельзя. Джор-Эл предупреждал совет об опасности, но его не послушали. Другой же человек не стал надеяться на переговоры: генерал Зод, командующий армией криптонианцев, поднял восстание и напал на членов совета. Он также хотел спасти свой народ, вот только для этого избрал методы, которые не мог принять Джор-Эл. Зная, что Криптон вот-вот будет уничтожен, Джор-Эл и его жена Лара отсылают своего сына Кал-Эла в космической капсуле на далекую цветущую планету — к нам на Землю. Вместе с ним Джор-Эл отправил и Кодекс, содержащий знания обо всех линиях крови криптонианцев, с помощью которого искусственно и выращивались люди на их планете. Зод и его люди за убийства и мятеж заморожены и отосланы в Фантомную зону на века, однако генерал обещал во что бы то ни стало найти Кал-Эла и Кодекс и воскресить свой народ. И через 30 лет он во главе своих сторонников прибывает на Землю. Кал-Эл же найден Кентами, семьей фермеров, которые приняли его и вырастили как родного сына.

[stextbox id="info" defcaption="true"]

Оригинальное название: Man of Steel.

Год: 2013.

Продюсер: Кристофер Нолан.

Страна: США, Канада, Великобритания.

Режиссер: Зак Снайдер.

Сценарий: Дэвид С. Гойер, Джерри Сигел, Джо Шустер.

В главных ролях: Генри Кавилл, Эми Адамс, Майкл Шеннон, Кевин Костнер, Дайан Лэйн, Лоренс Фишбёрн, Антье Трое, Айелет Зурер, Рассел Кроу.

[/stextbox]

Сюжет Человека из стали развивается не совсем так, как ты этого ожидаешь и как было ранее в фильме Ричарда Доннера, например. Тут не описывается поэтапно взросление Кларка, проявление его способностей. Мы сразу же видим его уже взрослым, не впервые использующим свой дар для помощи людям, однако фрагменты в настоящем чередуются с флешбеками, прошлое и настоящее показываются параллельно, и лишь постепенно собирается какая-то законченная картинка. Кларк путешествует от места к месту, нанимаясь на самые разные работы, при случае используя свои способности, а затем снова исчезая, словно призрак, не оставляя следов. Он не зовет себя Суперменом, не носит вначале и обтягивающий костюм (по трейлерам вы уже должны знать, что его дизайн изменился, красных трусов больше нет). Он просто пытается найти себе место в этом мире. Джонатан Кент (Кевин Костнер) верил, что люди не готовы принять его, что ему нужно быть осторожным, затаиться и ждать. И даже отдал жизнь из-за этого убеждения. И Кларк старается следовать этому завету. Однако события сами вынуждают его выйти на свет.

Человек из стали
Кларк-подросток

Человек из стали
Земляне приняли героя без восторга

 

И взаимоотношения с Лоис Лейн (Эми Адамс) развиваются несколько иначе. Она сразу же видит лицо своего спасителя, идет по его следу, узнает имя. И у них складывается что-то вроде дружбы, появляется взаимное доверие. Кларк еще не работает в «Дэйли Плэнет», хотя он и придет туда в конце фильма и превратится в уже привычного для нас очкарика — а я-то так надеялся, что этот вариант «маскировки» тоже отпал из-за своей нелепости. Лоис здесь выглядит вполне на своем месте, Эми Адамс сыграла отважную, милую и непосредственную героиню, подходящую такому персонажу, как Супермен. Но правит бал, конечно, не она. История их любви, возможно, еще будет развиваться дальше и проявится ярче.

Пожалуй, только в этом фильме у Супермена наконец-то появились достойные противники, за которых и правда не стыдно. Которые могут противопоставить что-то его силе. Ведь он практически неуязвим, даже крови-то его мы почти никогда не видим. Ему не нужна броня, чтобы защищаться, как Бэтмену. У него нет никаких хитрых устройств. Все изначально предоставила ему матушка-природа. И не хитрость и ум делают его победителем обычно, как, например, в случае с Человеком-Пауком, который еще и отличный ученый, изобретательный герой, что его всегда выручало. Здесь же, в этом фильме, Кларк Кент сильнее обычных людей, но примерно равен своим внеземным противникам. У них те же возможности, разве что у Кларка было больше времени, чтобы их освоить. Причина появления способностей здесь, кстати, объясняется, однако эти доводы меня не особенно удовлетворили. Ну, посудите сами: наше Солнце ярче и моложе, его лучи напитали клетки тела Супермена так, что кожа и кости его стали тверже, сила увеличилась. Да еще плюс земная гравитация меньше. Это мы уже когда-то слышали. Однако чем объяснить его способность летать и стрелять лазером из глаз? Никакая наука такие объяснения принять не может, к ним невозможно относиться серьезно.

Человек из стали
Взрослый Кларк — Генри Кавилл

Зато враги действительно соответствуют уровню героя. И разрушения получаются от их битв впечатляющие. Да что там Тор и Мстители! До такого уровня они явно не дотягивают. Тут же рушатся небоскребы, целый город превращается в руины, летают машины, да Суперменом все столбы и стены пересчитали! Конечно, фильма бы не было, если бы Супермен в итоге не победил. И совершенно не ждешь чего-то иного, жанр не позволяет. Однако веришь, что спасителю человечества пришлось несладко. Я смотрел фильм в 3D и оцениваю именно эту версию. И я скажу, что именно так фильм и нужно смотреть. Это тот случай, когда 3D уместно. По части зрелищности Зак Снайдер превзошел просто всех! Многие элементы выделяются, предметы вылетают из экрана и несутся прямо на тебя, Супермен, получив удар, пролетает через весь город, а потом поднимается и бьет врага, и тот тоже, кажется, сейчас вылетит прямо на тебя. Все это очень эффектно и обошлось недешево. Как фантастический боевик фильм просто великолепен. Однако и такой зашкаливающий экшен, постоянный взрывы, битвы могут утомить кого угодно. Да, в предыдущих фильмах вы этого точно не видели.

Человек из стали
Зод (Майкл Шеннон) со своими союзниками

Генерал Зод в исполнении Майкла Шеннона производит сильное впечатление. Именно тот злодей, которого хочешь видеть. Не абсолютное зло, а человек, который следует до конца своим принципам, пытается спасти свой народ, пусть и ценой уничтожения другого. Мрачный, жестокий воин, верный своим людям, имеющий определенные идеалы. Его можно понять. Пожалуй, это один из тех персонажей, на которых весь фильм и держится. Быть может, лучший антагонист Супермена за все экранизации, адаптации и интерпретации. Во всяком случае, среди лучших. Зод испытывает не только силу и подготовку Кларка, но и его готовность переступить через себя, пойти до конца, его психическую устойчивость. Да-да, дамы и господа. В этом фильме Супермену придется переступить через свой главный запрет — «не убий». Но это война, и выбирать средства не приходится. И, как мне кажется, такая перемена сделала фильм лучше, понятнее нам, ближе к реальной жизни с ее сложными решениями, компромиссами, жертвами. Хотя как драма Человек из стали все-таки не столь силен.

Человек из стали
Лоис Лэйн — Эми Адамс

Человек из стали

Запоминаются и родители Кларка. Причем у него тут два отца: биологический (Джор-Эл — Рассел Кроу) и Джонатан Кент (Кевин Костнер). Так вот, Рассел Кроу, мне показалось, резко вытесняет Костнера, он намного ярче и сильнее получился, да и больше времени ему отведено. Он и храбрый воитель, и мудрый советчик, и лучший ученый, и просто герой. Да еще и подбодрит в нужный момент, произнесет напутственные слова, не оставит сына одного (даже после смерти). Хорошо получилась и Марта Кент (Дайан Лейн) — очень человечный и настоящий образ матери. Мудрой и сильной, но женственной, уязвимой, любящей. В общем-то, кастинг у фильма замечательный, звездный состав, отличные актеры. Генри Кавилл тоже не ударил в грязь лицом. И внешне, и по исполнению — это отличное попадание в образ. Только здесь это не стеснительный, неловкий парень, а уверенный в себе, мужественный, упрямый и сильный герой. Хотя и того неловкого Кларка, к которому все привыкли, мы еще можем увидеть в сиквеле, у которого уже дата премьеры, как говорят, назначена.

Не обошлось, конечно, и без ляпов, иногда весьма заметных. Хотя Кларка избивают так, что только искры из глаз и сыплются, у него не то что кровь не выступает, у него даже костюм нигде не порвался! Вот какие костюмчики шьют на Криптоне! В то же время броню своих противников Супермен разбивает. То ли я чего-то не понимаю, то ли враги-то били в полсилы и очень осторожно. И даже прическу не испортили!

Интересно, что корабли пришельцев ну очень сильно напоминают тех существ, с которыми сражались в Mass Effect'е. Случайно ли это совпадение? Думаю, кто играл в игру, тоже об этом подумал. Непонятно, зачем криптонианцам так нужно было менять атмосферу и вид Земли. Да, наверно, все-таки им было бы сложно привыкнуть, но ведь отказываться от таких способностей — не слишком ли самонадеянно и глупо? Да еще с такими жертвами! Зод же смог привыкнуть к атмосфере, значит, и другие смогли бы. Каким-то слишком сложным путем пошли завоеватели с Криптона.

Запомнился момент с отключением электричества. Света нет, однако передача сигнала идет, изображение показывают. Как? Без света-то? Или они там избирательно могли выключать все что угодно? И выключили для эффекта? Постращать? А почему тогда не использовали этот же трюк против земной военной техники? Это было бы вполне разумно. Не совсем понятен и момент с земными правительствами. Неужели, когда нам угрожают и просят поймать какого-то там пришельца, мы сразу же бежим делать то, что нам велят? Почему человечество даже не пыталось сопротивляться, пустить парочку ядерных ракет в ответ? Как-то просто мы поверили внеземным агрессорам. Ну, и совсем глупо было стрелять по тому, кто нам почему-то помогает.

И почему это Америка всегда оказывается в центре событий и почему все происходит именно здесь? Да что там, в одном городе. Видимо, в Метрополисе, хотя его так и не назвали. Не подумайте, что я обиделся за то, что не разрушили заодно и Москву или Пекин, однако зачем нужно было ставить свое изменяющее окружение устройство именно здесь, посреди города, где его можно разрушить, поближе к военным?

Ну, и самое главный ляп, как мне кажется, — это язык. Ляп повсеместный, но здесь прямо в глаза бросается. На каком языке говорят друг с другом пришельцы и земляне? На английском? Общевселенском английском языке? Зод и его люди учили язык по дороге? А на каком языке говорит Джор-Эл со своим сыном? Откуда он мог знать, какой язык там, куда он его отослал? Для меня это осталось загадкой, хотя понятно, что это такая условность, без которых редко обходится фантастическое произведение.

Человек из стали — не просто хороший перезапуск и многообещающий старт для целой вселенной, это фильм, устанавливающий какой-то новый уровень по части эффектности, зрелищности, динамики, дизайну. Но, я думаю, не в плане драмы — за драмой направляйтесь к Темному Рыцарю Кристофера Нолана, это там глубина, сложный характер, реалистичность, неоднозначность — к этому располагают сами герои и мир. Этот же фильм — некий кристаллизованный, концентрированный экшен, сносящий голову, масштабный и захватывающий. Больше, чем это было в Железном человеке. В фильме мало смешного, он насквозь серьезный, но пафосный лишь в меру.

Смотреть Человека из стали всем ценителям комиксов, фантастики, супергероики, экшенов нужно обязательно. Фильм не зря так нетерпеливо ждали и так много рекламировали. Многие недостатки Возвращения Супермена здесь исправлены. Я думаю, это только начало. Интересно, что будет дальше и кто еще сможет бросить вызов данному герою.