Still Life 2. Наперегонки со смертью


Still Life была превосходной во многих аспектах, но ее финал оставлял игроков в большом недоумении, практически с носом. Она обрывалась словно бы на полуслове, неожиданно, так и не раскрыв всех своих тайн. Хотя мы спасли очередную жертву маньяка и убили (или ранили?) его самого, ответа на самый главный вопрос мы так и не получили, так и не узнали, кто скрывался под маской. Вторая же часть призвана заполнить эти пробелы, но, помимо этого, мы получаем и совершенно новую, напряженную историю.

Still Life 2 занимались уже не сами Microids, над ней работала малоизвестная GameCo Studios. Однако это не отразилось на густой атмосфере хоррора и триллера, которая здесь успешно сохраняется почти на всем протяжении игры. Больше нет Гаса Макферсона, однако идея о переключении между двумя героями была слишком привлекательной, чтобы от нее отказаться. И теперь нам подвластны как агент Виктория Макферсон, вновь вернувшаяся в ФБР, так и другая девушка, журналистка — Памела Эрнандез.

Название в России: Still Life 2.

Разработчик: GameCo Studios.

Издатель: Microïds.

Издатель в России: Акелла.

Дата выхода: 14 мая 2009 года.

Дата выхода в России: 22 апреля 2009 года.

Still Life 2 в магазине steambuy.

А начинается все прямо с того момента, на котором мы остановились. Вик, конечно, уволилась из ФБР, но ей необходимо расплести весь клубок до конца, добраться до сути, и она, не теряя напрасно ни одного лишнего дня, едет с этой целью в Лос-Анджелес в поиске новых зацепок. Правда, показывать нам новый город во всей красе никто не собирается, все ограничивается лишь гостиничным номером, в котором девушка рассматривает все имеющиеся улики и документы, находит нужную информацию с помощью ноутбука. Казалось бы, можно было бы этим заняться и у себя в Чикаго, не стоило так далеко ехать. Но то ли смена обстановки пошла на пользу, то ли новые технические средства помогли, а картинка у нас все же складывается. И выясняется, что нам снова нужно срочно возвращаться в Чикаго, чтобы наконец-то завершить это ужасное дело.

Still Life 2

Однако через секунду, совершенно неожиданно, нас перебрасывают на несколько лет вперед, по старой доброй традиции не давая сразу разгадать давно мучившую загадку. Вик почему-то снова работает в ФБР, в ее отделе сменилось начальство. Она расследует новое дело, возможно, еще более сложное и запутанное, чем с Потрошителем. Кто-то не просто убивает девушек и оставляет их тела на виду, кто-то еще и предварительно мучает их, давая им призрачный шанс на спасение, а затем присылает видеозаписи в полицию и на телевидение. Отследить и поймать Убийцу с Восточного Побережья, как его услужливо называет дотошная журналистка Памела Эрнандез, не удается вот уже несколько лет. Убийца чрезвычайно хитер и изворотлив, он не оставляет никаких следов, носит маску. И вообще кажется, что он даже играет с полицией с непонятной никому целью, издевается над детективами.

Still Life 2
Фотография убийцы

Эрнандез в своем репортаже обвиняет Викторию в некомпетентности. Она ведет свое личное расследование, и у нее даже есть какой-то таинственный информатор, сообщающий неизвестные подробности дела и подкидывающий интересные идеи. Журналистка звонит Виктории, чтобы попробовать «заключить мир» и работать вместе, однако та в гневе бросает трубку. И, как выясняется, напрасно — убийца добрался до Эрнандез и забрал ее в свое логово. Наша цель — успеть найти это место до того, как ему надоест «испытывать» и мучить жертву. Счет идет на дни и часы, в любой момент журналистка может умереть, а убийца опять ускользнет — до следующей жертвы, когда все начнется заново.

«Путешествия во времени» не исчезли совсем, однако здесь они играют не столь важную роль и это не столь отдаленные периоды. Да, нас время от времени перекидывают в прошлое, к тому делу Аккермана, где мы возвращаемся в Чикаго и попадаем в неприятную ситуацию. Кажется, обе истории получились на отлично, хотя дело Потрошителя здесь занимает меньше времени. Но случившееся тогда в Чикаго всерьез повлияло на Макферсон. И, увидев, что тогда произошло, вы поймете, почему, к примеру, Вик стала более жесткой и недоверчивой, и почему она панически боится огня и даже отказывается взять в руки обычные спички.

Атмосферы хоррора здесь намного больше, чем в первой части. Мало какая игра заставляла меня настолько нервничать. Разве что The Walking Dead (из недавнего). А все дело в том, что, если в Still Life мы сами умереть не могли ни при каком стечении обстоятельств, оставаясь в относительной безопасности все время, то здесь отдать концы можно проще простого, 10 раз за час. В Still Life 2 куда больше динамики, неожиданных поворотов, критических ситуаций, вызывающих панику, удивление. Часто внезапно запускается счетчик времени. Но и спокойных моментов с детальным изучением улик здесь предостаточно, а возможно, даже больше, чем нужно.

Still Life 2
Миниатюрная лаборатория со всем необходимым оборудованием

Still Life 2
Читать документы стало намного приятнее с помощью смартфона

В этом смысле первая часть была скорее подготовкой. Приезжая на место преступления, вы должны исследовать все улики, каждую деталь, осмотреть абсолютно все, даже если это непосредственно не связано с развитием сюжета. Однако делать здесь это намного удобнее. Во-первых, грешки изуверского и странного интерфейса прошлой части здесь отсутствуют. Все полностью интуитивно понятно, перетаскивать предметы можно мышкой, легко добраться до записей, улик и прочего. Во-вторых, осмотр места преступления доставляет удовольствие из-за наличия самых совершенных технических устройств в арсенале агентов (в том числе пока фантастического оборудования). Так, ваш новый напарник выдает вам кейс с миниатюрной лабораторией, где есть все, что душе угодно. Электронный микроскоп, сканер, палочки для сбора крови, устройство для расшифровки и взлома компьютеров, «цифровой нос». Кроме того, у вас есть очень привлекательный и весьма удобный смартфон, на котором содержатся все документы, сообщения. Его Вик использует и для фотографирования улик, и для записи звуков. Собрав улики, вы тут же можете их проанализировать, соединившись с базой данной ФБР и узнав, кому принадлежат те или иные отпечатки, капли крови, установив химический состав вещества. Все это помогает восстановить последовательность событий. Если информации недостаточно, вы всегда можете позвонить и старой подруге Клэр, которая поможет дополнить картину. Нужно быть максимально внимательным, чтобы ничего не упустить.

А помните, как тяжело было взломать один-единственный замок в прошлой части? Ну так здесь этого делать не придется — есть у нас и автоматическая отмычка. Вообще, бессмысленных головоломок, как в прошлой части, здесь нет. Каждый квест так или иначе связан с сюжетом. Зато есть множество кодовых замков, постоянно приходится искать пароль к двери или компьютеру или еще чему-то, поэтому все находимые документы и записи рекомендуется читать очень внимательно.

Still Life 2
Видите это место? Привыкайте к нему, в этом доме мы проведем большую часть игры

Still Life 2

Still Life 2
Wake up!

Still Life 2 дает возможность взглянуть на происходящее не только с точки зрения детектива, но и глазами жертвы. Поиграв немного Макферсон, мы переносимся в какой-то старый, заброшенный дом в лесу, где маньяк устроил свое логово. И вот тут приготовьтесь сразу же к постоянному бегу времени, научитесь мгновенно реагировать на новые события, ибо от этого зависит жизнь Памелы. Весь дом — это полоса препятствий для жертвы. Убийца наблюдает за девушкой через камеры, выступает режиссером этого страшного представления. Он постоянно играет с нами, запирая девушку в помещении, но давая ей возможность спасти себя, выбраться на волю, если она догадается, что нужно сделать. Кажется, есть некая призрачная надежда, однако только ты думаешь, что наконец-то тебе удалось сбежать, как маньяк снова возникает на пути, обманывает героиню, и ты понимаешь, что все эти тщетные попытки спастись — часть его безумного плана, что все это лишь игра, и выхода из этой ловушки нет. Остается надеяться лишь на Макферсон. Но сумеет ли она догадаться, где Памела? Успеет ли она приехать сюда? Да и захочет ли после того, что между ними двумя было?

Still Life 2 по атмосфере серьезно напоминает фильм Пила. Только без отрезанных пальцев и ног — по уровню жестокости и кровавости вторая часть получилась даже мягче первой. Повествование здесь настолько же динамично, вы раскрываете новые подробности дела, сто раз делаете неправильные выводы. И до самого финала вы вряд ли поймете, что же здесь все-таки, черт возьми, происходит. И самое удивительное, что разгадки боишься, за каждым углом не просто «мерещится» опасность, она действительно повсюду. И даже Макферсон, окруженная полицией, вооруженная и сильная, не может чувствовать себя в безопасности, что вы скоро узнаете. Это вопрос не только о выживании Памелы — смерть здесь идет по пятам за каждым вовлеченным в расследование человеком. От некоторых моментов просто приходишь в шоковое состояние, не хочешь верить своим выводам, когда уже догадываешься, что происходит. Это действительно дьявольская игра преступника, паучья сеть. Кажется, каждый шаг Вик заранее продуман и предугадан. И как же обмануть того, кто знает тебя так хорошо?

Игра претерпела и графические изменения, став полностью трехмерной. Впрочем, она не стала намного красивее, разве что ролики куда лучше анимированы и более реалистичны. А в плане дизайна первая часть была даже разнообразнее, что обусловлено и сюжетом. Не все изменения пошли на пользу: ужасная, совершенно неадекватная камера в самых опасных ситуациях выдает такие дикие ракурсы, что это не может не раздражать и постоянно мешает. Еще одно спорное новшество — ограниченный инвентарь. Теперь нельзя действовать старым дедовским методом, складывая все, что найдешь, себе за пазуху, а потом уже разбираясь, что и для чего. Приходится по сто раз перекладывать вещи, оставлять часть предметов в ящике, иногда отказываясь почти от всего, чтобы взять что-то действительно большое и тяжелое. С одной стороны, это должно придавать игр реалистичности, а с другой — о каком реализме можно говорить, когда хрупкая девушка засовывает тяжелую лестницу или колонку себе под одежду или куда-то там еще? Да и неудобно все это.

Still Life 2
Ночью тут действительно неуютно...

Still Life 2
Никогда не знаешь, что может появиться в помещениях, где ты уже был раньше

Если помните, в первой части вы могли свободно перемещаться между многими разнообразными локациями, здесь же большую часть игры вы проводите в одном и том же месте, просто открываются новые участи. Вам по сто раз придется исследовать каждую комнату, возвращаться в те же помещения, бегать кругами. Не всем понравится такая перемена. Совсем мало здесь интересных, привлекательных мест, разве что смена времени суток окрашивает локацию в новые цвета. Серые стены заброшенного дома, решетки, подземелья, подвалы выглядят очень уныло и к финалу надоедают. Но важно ли это, когда расследование настолько затягивает, что ты забываешь о времени в реальном мире, полностью погружаешься в игру? Поверьте, сюжет настолько закручен, так много здесь саспенса и страха, что только разгадка стоит того, чтобы играть. И вряд ли вы вообще представляете, с чем вам вообще придется столкнуться. Надеюсь, у вас достаточно крепкие нервы, чтобы дойти до самого конца.

Still Life 2
Играем за Эрнандез

Still Life 2
Надо поскорее выбраться отсюда

Меня немножко разочаровал только финальный злодей, да и последние эпизоды показались немного затянутыми, можно было бы остановиться раньше. Технические новинки, замкнутое пространство, ловушки, близость смерти, динамичные ситуации с ограниченным временем придают Still Life 2 особую тональность и выразительность. Игра задает такой темп, что ты не успеваешь понять, когда все началось, а когда закончилось, не отходишь от компьютера, пока не дойдешь до финала, хотя по продолжительности она больше. Редко какой игре такое удается, да и первая часть все же не держала в таком напряжении при всех своих несомненных достоинствах.

Still Life 2

Still Life 2
Кроме того, хотя принято ругать Still Life 2 (что я совершенно не могу понять), именно здесь по-настоящему раскрылся характер Виктории. Герои не менее интересны, чем в прошлой части. Какой силой воли надо было обладать обеим девушкам, чтобы пройти через весь этот кошмар, не сдаться, выжить. Именно с выживанием долго будет ассоциироваться у меня эта игра. Выживание до зубовного скрежета, из последних сил, на грани потери сознания, раздирая пальцы в кровь. Прошедшим первую часть и всем любителям детективных триллеров и захватывающих расследований — играть обязательно.