Still Life. Искусство и смерть


Есть игры, которые с течением времени не стареют, остаются такими же увлекательными. Причиной тому может быть оригинальная идея, захватывающий сюжет, необычный геймплей. Still Life от студии Microids (создателя и другого известного квеста — Syberia) — одна из таких игр. Это детективный квест, где вы сможете почувствовать себя в роли настоящего агента ФБР, охотящегося за серийным убийцей. Сложная, разветвленная история, мрачная атмосфера, стильная, пусть и несколько устаревшая графика — все это не оставит вас равнодушным к игре.

Нужно сказать, что с Сибирью Бенуа Сокаля здесь сходства мало, разве что в том, что обе игры по-своему уникальны, необычны. Still Life — это мрачная, жесткая, кровавая игра, которую можно воспринимать как некую вариацию на тему Джека Потрошителя. Все убийства показаны очень натуралистично, так что детям и чувствительным людям в это я бы играть не советовал.

Still Life
Агент Макферсон и ее напарник. Да, моделям героев явно не хватает полигонов

Still Life
Таинственный убийца всегда одевается очень театрально

Вместо одного играбельного героя мы получили сразу двух, причем действующих в разные периоды. Гас Макферсон, известный многим еще по квесту Post Mortem, в качестве частного сыщика расследует убийство проституток в Праге в 20-х годах XX века. Он помогает своей любимой девушке — Иде, обеспокоенной судьбой своих подруг, за которыми кто-то охотится, убивая их в ходе странного, ужасающего ритуала. Но основной герой все же не он, а его внучка — Виктория Макферсон (или просто Вик), юный агент ФБР. Она расследует похожее дело в 2004 году в Чикаго. Переключаться между героями мы будем постоянно, объясняется это и сюжетно: случайно Вик обнаруживает дневник своего деда, известного сыщика, в доме своего отца. Это описание старого дела, о котором Гас никогда не хотел рассказывать своей семье. Девушку буквально поглощают эти записи, а постепенно она понимает, что сходство между действиями пражского убийцы и маньяка из Чикаго не может быть случайным. Создается впечатление, что в обоих случаях действует один и тот же человек, но ведь прошло больше 70 лет с тех событий! Или же кто-то копирует почерк того убийцы проституток?

[stextbox id="info" defcaption="true"]Платформа: PC.
Жанр: adventure.
Дата выхода: 14 апреля 2005 г...
Разработчик: MC2-Microids.
Издатель: The Adventure Company.
Still Life в магазине Steambuy.
[/stextbox]

Один из самых необычных элементов в игре — это именно постоянные «путешествия во времени». Разработчики ухитрились создать два непохожих места действия, наделив каждый город своим неповторимым стилем и атмосферой. Хотя графически игра сегодня никого не удивит, двухмерные фоны проработаны очень тщательно, прорисована каждая деталь. Даже все картины вымышленного персонажа Марка Аккермана можно подробно рассмотреть, словно в настоящей картинной галерее. Модели героев сделаны куда хуже. Плоские тела, неровные линии, механическая, неестественная мимика (Виктории еще повезло в этом отношении). Зато великолепно срежиссированы и проработаны все сюжетные ролики — от них прямо пробирает дрожь, до того они красивы, стильны и атмосферны, чему помогает и напряженная, сильная музыка, отлично отвечающая настроению игры.

Still Life
А у Виктории неплохая машина...

Still Life
Прага. 1920-е

Нам каждый раз не дают узнать подробности дела, перебрасывая с одного героя на другого в самый напряженный момент по всем законам жанра детективного триллера, оставляя в томительной неизвестности. На события реагируешь так, словно в них участвуешь непосредственно. Вся работа ФБР, осмотр места преступления, сбор и обработка улик здесь показаны детально. Придется вам добывать отпечатки пальцев, собирать капли крови, находить самые незначительные зацепки, фотографировать изувеченные тела жертв, проявлять завидную находчивость. В этой атмосфере легко утонуть, так что будьте осторожны.

You know, Browning.  I usually get kissed before I get fucked.

Виктория Макферсон

Немного стоит сказать об управлении и интерфейсе, т.к. здесь есть свои особенности. Разработчики позиционировали нестандартность управления как нечто новое и интересное, но я бы сказал, что во второй части игры, где все сделано более традиционно, интерфейс выглядит лучше, играть приятнее. Ну, начнем с того, что в разговорах реплики вы здесь не выбираете. Однако у вас есть два действия в диалогах — прямой вопрос и ответ по делу (левая кнопка мыши) или реплика на личную тему, вежливый интерес к собеседнику (правая кнопка). Произвольно применять предметы из инвентаря вы просто так не можете, они доступны лишь в тех местах, где загорается значок руки. Это все довольно сложно сначала понять, немного такая система вводит в ступор. Лезть каждый раз за вещью в инвентарь неудобно. Для комбинирования же предметов тоже есть отдельная кнопка — никаких вам привычных «перетаскиваний» предметов, даже и не мечтайте. Да и чтоб рассмотреть что-то, извольте выбрать значок лупы. Эта система, мягко говоря, удручает. Впрочем, есть и плюсы. Все ваши разговоры, действия, размышления героини записываются в отдельной папке, сохраняются документы, фотографии, письма. К ним всегда можно вернуться, если вам что-то непонятно, если вы не знаете, куда пойти дальше.

Still Life
Тела жертв показаны с большой натуралистичностью

Still Life
Побываем мы и в секретном архиве ФБР

В Still Life вы свободно перемещаетесь между множеством локаций. Когда узнаете о новом месте, оно тоже попадает на карту. Соответственно, вы сами решаете, куда ехать сначала, куда зайти, что, правда, может и запутать. Основная сложность игры, как ни странно, во множестве головоломок, которые тут встречаются. Проводить следствие не так трудно, а вот решать несметное количество совершенно ненужных, но столь же обязательных задачек бывает нелегко. Особенно надолго я сам застрял на приготовлении печенья по особому рецепту, где все ингредиенты названы метафорами («любовь», «нежность», «щедрость»), и на вскрытии замка отмычкой — ну очень сложный механизм. Да и помимо этого было много того, что я бы с легким сердцем вырезал. Я вообще не большой ценитель этой головной боли в квестах, да к тому же здесь во многих местах эти элементы выглядят просто смешно и нереалистично. Нашел логово убийцы? Стой и решай загадку. Нужно спустить воду на мельнице — переливай воду из пятилитрового контейнера в трехлитровое ведро, набрать же сразу 4 литра вместо пяти — нет, это просто невозможно, где там. Иногда загадки идут прямо друг за другом. Впрочем, не все из них столь запутанны и сложны, некоторые весьма интересны. Нагрузка на мозги здесь постоянная, отдыхать и просто щелкать по предметам мышкой вам не придется, пиксель-хантинга здесь не так много. Во всяком случае, я бы рекомендовал запастись прохождением перед игрой — оно может понадобиться. Правда, куда больше удовольствия получаешь, когда после напряженных раздумий приходишь к правильному выводу самостоятельно.

Still Life
Выставка работ Аккермана, неизвестного художника

Still Life
Дома Вик не такая строгая и серьезная

Still Life
Дом отца Виктории, Рождество

Ваш противник — хитрый и изобретательный убийца, не знающий жалости. Он превратил само убийство в искусство, для него оно сродни живописи. Да и вообще, живопись и смерть здесь неразделимо связаны, одно без другого не воспринимается. Маньяк каждый раз наряжается в серебряную маску, плащ и цилиндр и обставляет каждое место преступления по собственному чудовищному сценарию. Кроме того, он постоянно играет с вами, оставляя повсюду подсказки. Вообще, по атмосфере эта игра мне сильно напоминает Heavy Rain. Или наоборот, ведь та игра была позже. Возможно, создатели Heavy Rain даже вдохновлялись Still Life.

Один сюжет, напряженное повествование стоят того, чтобы пройти Still Life, а ведь разработчики воплотили далеко не все идеи. Так, планировали показать и приключения Гаса Макферсона в Лос-Анджелесе, однако бюджета не хватило и пришлось просто рассказать об этих событиях текстом (не ленитесь читать все записи, это поможет пониманию). Я бы хотел, чтобы они скорее пожертвовали парочкой особенно зубодробительных головоломок, чем сюжетными моментами. Still Life заканчивается совершенно неожиданно, словно разговор прервали на полуслове. Неожиданно, но очень эффектно.

Still Life
Мини-игра с полицейским роботом

Still Life
Где же искать следы, как не в канализации?

Немного неприятно, что некоторые сюжетные нити попросту бросили здесь, так и не развив, что выглядит нелогично. Например, почему Вик бросает дневник деда, так и не дочитав? Ведь в нем же крылась разгадка, а она совсем не торопится ее узнать! К сожалению, в этой части вы всей правды так и не найдете. Но не спешите расстраиваться, ведь вторая часть заполнит все пробелы, расскажет о том, что было дальше — она начинается прямо после событий этой игры. Их вообще надо воспринимать как одно целое.

Лучшее, что есть в Still Life — это колоритные герои, настоящие, убедительные характеры. Здесь нет неинтересных персонажей, все герои разные, живые. Это своеобразная психологическая игра в кошки-мышки, ставка в которой — человеческие жизни. Сама агент Макферсон, даже больше, чем ее дед, — художественная находка, очень сильная, волевая, умная женщина, крепкий орешек. Такие героини у меня не могут не вызывать восхищения. О ее несгибаемой воле и беспримерной храбрости вы еще узнаете во второй игре.

Still Life
После такой работы неплохо бы и отдохнуть

Если вы любите детективы, мрачные триллеры, сложные, интересные, запутанные истории, то обязательно пройдите эту игру или посмотрите ее прохождение. Это и правда того стоит. Честно говоря, я не знаю ничего похожего на Still Life. Разве что The Testament of Sherlock Holmes близка тематически, но там все-таки о другом и по-другому.