Страшные квесты. The Black Mirror (Черное зеркало)


Сегодня мы продолжим тему страшных квестов и поговорим об игре Black Mirror (или Черное зеркало), мимо которой просто нельзя пройти. Эта серия известна многим любителям головоломок давно и вполне заслуженно сохраняет свою популярность. Она придется по нраву и ценителям хороших, интересных детективных игр и тем людям, кому хочется чего-то, способного создать напряженную, мрачную атмосферу и пощекотать нервы.

[stextbox id="info" defcaption="true"]Дата выхода: 2004 год.
Жанр: quest, adventure, хоррор.
Разработчик: Future Games.[/stextbox]

Черное зеркало — это родовое поместье Гордонов, из которого наш герой уехал много лет назад и куда ни за что не хотел возвращаться, так как оно напоминало о трагической истории, произошедшей с его женой. Однако он вернулся туда по необходимости — умер его дедушка, Уильям Гордон, с которым они когда-то были очень близки. Он погиб, упав из окна башни, в которой часто запирался, проводя какие-то свои исследования. В его смерти было много загадочного и необычного, и Сэм пообещал себе, что не успокоится, пока не разберется во всем и не найдет убийцу (верить в то, что Уильям покончил с собой, он не может). Расследуя это дело, мы погружаемся все глубже в прошлое, узнаем мрачную историю семьи Гордонов, становимся свидетелями все новых таинственных и печальных событий и убийств. Это история о родовом проклятье, с магией, мистикой, детективным сюжетом, очень интереснми и невероятно колоритными героями.

Поместье Гордонов
Поместье Гордонов

Нам предстоит почувствовать себя в роли настоящего детектива. Хоть Сэмюэл и не полицейский, он очень дотошно будет расспрашивать всех персонажей, которых он встречает на своем длинном пути (наше расследование затянется не на два часа). Чтобы дойти до сути, Сэму придется рисковать собственной жизнью, он постоянно будет ходить по краю и попадать в, казалось бы, безвыходные ситуации. История начинается неторопливо и в первый час нет конкретной угрозы нашему персонажу, однако чем дальше вы будете продвигаться, тем мрачнее будет создаваться атмосфера, опаснее будут приключения и сложнее головоломки.

В игре очень продолжительные, отлично озвученные, содержательные и хорошо продуманные диалоги. В локализации голоса подобраны также удачно, и слушать наших актеров приятно. Иногда диалоги даже не связаны непосредственно с целью, а просто сообщают дополнительную информацию об окружающем мире, героях, истории Гордонов, древних легендах и суевериях. Конечно, не обязательно все слушать, любой диалог можно пропустить. Но на самом деле диалоги — едва ли не самое интересное, что здесь есть, да и многое они позволяют понять. Конечно, в Black Mirror не приходится говорить о нелинейности, однако почти в любом разговоре вам предоставляется выбирать тему общения или же тип ответа — злой или добрый, положительный и отрицательный. Сделан этот выбор довольно оригинально: нам не дают целиком текст героя, а всего лишь позволяют выбрать из нескольких иконок, символизирующих различные темы. Такую систему, пожалуй, я больше нигде и не видел. И это не единственный оригинальный элемент механики игры. Герои здесь — англичане, со своими характерными привычками, манерой общения, чопорностью, подчеркнутой вежливостью и традициями. Действие происходит не в настоящем времени, а немного в прошлом, в конце 20-го века, на всех разговорах лежит отпечаток времени и культуры.

Black Mirror

В игре также много текстов, книг, писем. Дается большое количество информации, которое приходится усваивать, чтобы разобраться в происходящем, не упустить важную деталь. Но все тексты здесь отлично озвучены, их даже не нужно читать. Для текстов подобраны необычные шрифты и в русской локализации, в том числе рукописные — для дневников. Локализацию такого качества редко можно встретить в наше время.

Найдя очередную зацепку, вам придется поговорить о ней со всеми людьми, которые могут сообщить нечто интересное, что поможет продвинуться дальше, открыть новое место на карте. Получается, что мы часто говорим с одними и теми же персонажами по несколько раз. Иногда это доходит до абсурда. В тех ситуациях, когда мы обращаемся с просьбой что-то выяснить к героям, они просят дать немного времени на «поиски». При этом никуда не уходят, нам же нужно бродить по местности, несколько раз выйти и зайти в помещение, чтобы нам наконец-то дали ответ. Хорошо хоть перемещаться по разным локациям можно почти мгновенно, воспользовавшись картой, которую мы находим в поместье. Этой своеобразной «телепортацией» можно воспользоваться в любом помещении или на улице, что сильно упрощает и без того нелегкую жизнь.

Несмотря на то, что игра уже старая и не обладает современной графической «оболочкой», обстановка помещений, пейзажи прорисованы всегда очень тщательно. Локаций очень много, и все они непохожи, их интересно исследовать. И даже на статичном фоне присутствует какое-то движение: кружащиеся в воздухе птицы, капли дождя, мошки, поднимающийся к небу дым, мигающие лампы. Погодные эффекты выглядят достаточно натуралистично и помогают передать атмосферу уровня, чему способствуют и отличные звуки, запоминающаяся, эмоциональная музыка с характерными мрачными интонациями. Локации по-разному изображаются при различной погоде, днем или ночью.

Black Mirror

Однако то, что касается прорисовки и анимации персонажей, сделано намного хуже, причем некоторая неряшливость и даже «глюки» видны невооруженным глазом: глаза у главного героя кажутся какими-то выпученными или игрушечными, а на голове у него то возникает, то пропадает капюшон, словно он у него живет своей жизнью, что поначалу даже пугает.  :mrgreen: Интересно, что у квеста Syberia, вышедшего даже чуть раньше, графика была лучше. Сюжетные ролики сделаны в Black Mirror неплохо, у них есть своя атмосфера, стиль, однако они все непродолжительны. Наиболее привлекательно выглядят загадочные сны Сэма, и вправду способные напугать или, во всяком случае, создать ощущение уязвимости. Эти сны содержат определенные намеки на разгадку и всегда предвещают очередное несчастье.

В игре множество разнообразных и непростых задач, которые чередуются с диалогами. Чтобы решить некоторые из них, нужно обладать некоторыми познаниями в разных областях: помнить хоть что-то из астрономии, чтобы правильно расставить планеты, знать кое-что об астрологии, чтобы верно расположить знаки. Доведется также собирать из кусочков письма и фотографии. Иные задачи надолго ставят в тупик. Временами, хоть и не хочется, приходится консультироваться с прохождением или с энциклопедией. Разгадать большинство головоломок поможет очень хорошая наблюдательность. Кстати, Black Mirror как раз та игра, где вы ее сможете проверить. Тут почти нет ненужных деталей. Почти все вещи, которые вы можете осмотреть, зачем-то вам понадобятся или натолкнут героя на определенные мысли, позволят открыть новую тему для разговора.

Письмо, Black Mirror
Собрать письмо из кусочков не так-то просто...

Однако не все так логично и просто. Не всегда правильным оказывается самое разумное решение. Черное зеркало — это все же традиционный point&click, щелкать мышью на всем, что подсвечивается, придется часто, да еще в безвыходных ситуациях, когда нет здравых мыслей, использовать все, что есть, пытаясь что-то скомбинировать. Иногда ищешь минут двадцать какой-нибудь один дурацкий гвоздь, чтобы починить садовые ножницы. И это хорошо, если вы сразу заметили нужный предмет, еще до того, как он понадобится. А если не заметили, придется обегать всю территорию.  Еще один момент, создающий сложность до тех пор, пока эту особенность не усвоишь, — разные кнопки мышки могут выполнять разные действия. Вы можете до посинения щелкать левой кнопкой по предметам, а потом окажется, что нужно было всего лишь использовать правую. Кроме того, бывает, нужно навестись на определенную часть предмета — опять же, все это проверка на вашу «зоркость».

Но все эти проблемы ерунда, в целом большинство ваших действий даже слишком разумны и последовательны, так что алгоритм нельзя изменить. Сюжет здесь так лихо закручен и настолько захватывает, что за игрой можно сидеть часами напролет, забыв обо всем на свете, об отдыхе, делах, еде… Хочется найти разгадку, пройти еще кусочек пути, хотя бы до следующей территории или главы…

В подземелье
В подземелье

В Black Mirror придется собирать по пути и таскать в «карманах» множество предметов, о назначении которых поначалу сложно догадаться. Мы подбираем даже всякий хлам, то, что найдем в чужом доме или комнате. Потом эти вещи придется либо комбинировать, либо на чем-то использовать. И вспомнить, что у тебя в инвентаре, нужно вовремя. Иногда на выбор предмета дается совсем немного времени, и от решения зависит жизнь героя. Инвентарь у нас безразмерный, поначалу, когда предметы бытовые, небольшие, это выглядит не так условно, но вот на последних локациях придется засунуть в наши «волшебные карманы» и тяжеленный шлем, и длинный меч. Все это уместится без проблем. Помнится, Кейт Уолкер из Сибири все засовывала запазуху. При этом чувствуешь себя временами клептоманом, иногда взломщиком, а иногда и сорванцом-вредителем. Нам придется проникать в помещения разными мудреными способами, чаще без согласия хозяина. Кроме того, придется покопаться в могилах, склепах, подземельях. Кладбища, фамильные склепы, заброшенная шахта — самые атмосферные и «неуютные» места, где действительно чувствуешь себя уязвимым. Мы столкнемся с ловушками, которые могут из-за нашего неправильного и поспешного действия запросто лишить нас жизни и даже головы. В игре вы увидите немало жестоких смертей, здесь подробно показываются изуродованные тела, нет никакого смягчения или стыдливости в этом отношении — как и должно быть в хорошем хорроре и детективе.

Квест Черное зеркало определенно не оставит вас равнодушным, надолго запомнится. После его прохождения ощущаешь, что посмотрел отличный фильм, а может, даже прочитал книгу, но только сам участвовал в происходящем. Финал меня все же не столь удивил, в какой-то момент я уже стал догадываться, к чему идет дело. Однако он интересный, пусть и есть в сюжете и некоторых задачках какие-то нелогичности и спорные моменты. Не на все ваши вопросы первая часть ответит. Возможно, остальные части дополнят картину. Когда-нибудь мы напишем и о них тоже, поэтому следите за обновлениями. И берегите головы. ;)

Black Mirror