На днях мы опубликовали видеообзор фильма Облачный атлас, а сегодня поговорим об этом удивительном фантастическом произведении более подробно. Фильм необычен уже по своему режиссерскому и актерскому составу. Три режиссера смогли одновременно работать над этой картиной, не перетягивая одеяло на себя, дружески договариваясь обо всем и разделяя работу! Такое бывает в фильмах очень нечасто, ведь многие из них как раз не могли быть созданы из-за разногласий с режиссером.
[stextbox id="info" defcaption="true"]Год: 2012.
Страна: Германия, США, Гонконг, Сингапур.
Режиссер: Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски.[/stextbox]
Все три режиссера многим известны: это брат и сестра Вачовски (трилогия Матрица) и Том Тыквер (создатель Парфюмера и фильма Беги, Лола, беги). Их задумка сделать кино втроем была на самом деле экспериментом даже для них самих. По их собственным признаниям, им хотелось создать умное, интеллектуальное кино с определенной философией, не слезливой, настоящей романтикой и в то же время оно должно было завораживать, увлекать, быть динамичным, зрелищным. И можно смело сказать, что это им полностью удалось.
Путешествуя через века
Облачный атлас — это фильм о взаимосвязи времен, прошлом, настоящем и далеком будущем, влиянии каждого нашего действия на все последующие события. Поначалу шесть непохожих историй кажутся разрозненными и случайными, ведь они происходят в разные, сильно удаленные периоды истории человечества. В первые минуты даже не можешь схватить нить повествования, понять, что все-таки происходит и как связаны эти события. Ведь рассказы начинаются не с начала, а почти с финала, с ключевых моментов, на которых затем обрывается рассказ, и мы возвращаемся к прошлому, причинам и истоку этих рассказов.
У каждой истории есть рассказчик, свой стиль повествования, индивидуальная тема. Так, история старого Закри, человека из племени Жителей Долин, рассказывает о нашем будущем, когда весь цивилизованный мир погиб и остались пригодными для жизни лишь некоторые участки суши на Земле. Все, что сохранилось от развитой и могучей науки — это немногочисленные Провидцы, торгующие с дикими племенами Долин. Одна из них — Мероним, поселившаяся в Долине и ищущая следы древней техники, возможность подать весточку о выживших людям, которые, быть может, нашли прибежище на других планетах. Это единственный шанс на спасение.
Эта история носит черты антиутопии. Однако антиутопий тут две, в двух вариантах. Другая — более стандартная, связанная с тоталитарной властью, идеологией, делающей всех людей потребителями, похожими, безликими существами. Это история Сонми, фабрикантки, ставшей символом восстания. Фабриканты — это клоны, фактически — рабы, которые искусственно выращиваются для грязной работы. У них нет никаких развлечений, они не знают даже, что такое кино. Когда в фабрикантах больше не нуждаются, их уничтожают, перерабатывая материал для новых клонов. Сонми-451 — одна из них, однако она захотела стать свободной, бороться за изменение порядка, даже если эта борьба будет безнадежной.
Тема рабства и несвободы в фильме Cloud Atlas раскрывается с разных сторон. Это одна из основных проблем, затронутых в произведении. Ведь рабство может представать в разных обличьях. Это может быть несвобода клонов, настоящее рабство в Америке 1840-х, до Гражданской войны, заключение в доме престарелых в истории Тимоти Кавендиша или власть болезни, заблуждения. Все истории разные, но в них затронуты всегда проблемы личности, самоопределения. Несмотря на то, что герой одной из истории гомосексуалист, в фильме нет ничего скандального, неприятного. Хотя сам по себе факт, что в любое кино теперь стараются засунуть эту тематику, наряду с неравенством белых и черных, борьбой за женские права, меня давно несколько настораживает. Но здесь это преподносится очень мягко, красиво, завуалировано. В каждой истории есть и любовная коллизия, романтическая составляющая. Многое герои делают во имя любви.
Также истории связываются тем, что их героев играют одни те же актеры. Тому Хэнксу, Холли Берри, Хьюго Уивингу пришлось сыграть сразу несколько ролей. Причем не только мужских, но и женских. Вам будет интересно посмотреть, как перевоплощаются актеры в зависимости от времени, обстоятельств. Однако что-то в этих героях все равно остается постоянным, они связаны невидимой нитью. Это подчеркивается как необычной родинкой на их теле, так и тем, что они знают о существовании друг друга. Молодой композитор Роберт Фробишер читает дневник юриста Адама Юинга 1849 года, героя одной из историй. Письма Роберта достаются Луизе Рэй, отважной журналистке, ищущей правды. Связаны герои также общей музыкальной темой, искусством. Сочиненная Робертом композиция Облачный атлас, заинтересовала Луизу, она используется в других эпизодах. Такими тонкими нитями, незаметными и заметными отсылками пронизано все повествование. И кусочки мозаики собираются все в более целостную картину, обретают смысл.
Облачный атлас — кино одновременно серьезное, философское, но в то же время приключенческое, яркое, с элементами боевика. Да еще и долей юмора, которым сдобрена, к примеру, история Тимоти Кавендиша, неудачливого издателя, запертого в доме престарелых собственным братом.
Однако фильм, конечно, не лишен недостатков. Можно сказать, что боевик здесь получился несколько гротескным, герои сопротивления в будущем слишком героическими, непобедимо-сильными. Хэ Джу Чен, юный революционер, так и вообще может укладывать солдат пачками. Да еще вот философские идеи кажутся временами слишком банальными, наивными и неубедительными. Хотя большинство диалогов хорошо продуманы и отличаются интересными, запоминающимися, живыми текстами, часто с остроумными, меткими фразами. Еще легкое недоумение у меня лично вызвала способность Сонми за несколько дней переквалифицироваться из официантки кафе Папы Сонга в революционерку с готовыми философскими идеями, глубокими текстами, достойными быть выбитыми аршинными буквами на гранитных плитах. Да и не выглядит актриса (Пэ Дуна) как задавленная, покорная фабрикантка. То ли сама актриса недоиграла, то ли это проблема сценаристов… А может, речи ей писали заранее, не знаю, как у них все устроено в будущем. Но такие перевоплощения, наверное, бывают только в кино.
У народов будущего есть свой язык, свой стиль общения и мифология (Жители Долин). Такая точность в деталях, проработка подробностей очень приятна. Обстановка разных периодов передана достаточно убедительно, хотя дотошные историки нашли бы к чему придраться (Калифорния не была рабовладельческим штатом).
Но все это не важно, фильм Облачный атлас просто захватывает и не отпускает до самого финала, 3 часа проходят без какой-либо скуки и томления. Ты просто живешь этим фильмом во время просмотра, сочувствуешь героям, гадаешь, что будет дальше и как все разрешится. Сюжет выстроен отлично и нигде не провисает. Общая калейдоскопичность, мозаичность структуры повествования уже через некоторое время перестает пугать. И ты понимаешь, что действительно только так можно рассказать эту безумную… то есть безумно красивую, удивительную историю, которая на самом деле о каждом из нас, о наших собственных жизнях и судьбах.