F.e.a.r. Обзор. Жили-были два брата...


С полным правом F.E.A.R. можно назвать одним из самых лучших мистических шутеров. Качественных хоррор-экшенов создано не так уж много. Эта же игра, вышедшая в 2005 году, была прорывом и по части визуального стиля, уровня графики, и в плане боевой составляющей и отличалась хорошим сюжетом и густой, мрачной атмосферой.

Графика F.E.A.R. не вызывает отторжения даже сейчас, когда есть Crysis, Half-Life 2 и многие другие игры, удивляющие степенью детализации. А в то время она стала эталоном, уйдя далеко вперед от своих современников. Особенно удалось художникам окружение, тени, объемное освещение. Выглядят достаточно убедительно и модели персонажей, проработаны движения противников, они пластичны и естественны. На телах врагов остаются натуралистичные ранения, нередко можно полюбоваться на оторванную руку или ногу, реалистично выглядит кровь.

fear-poster

Именно визуальный стиль во многом работает на пугающую, темную атмосферу, которая выдерживается во всей игре. Большую часть времени мы проводим в полутьме, которую едва рассеивает свет фонарика, причем фонарем нельзя светить постоянно — его заряд очень быстро заканчивается. Моментов страха и неожиданностей тут предостаточно. Бодрые, оживленные перестрелки, всегда проходящие спонтанно и непредсказуемо, удачно разбавляются действительно пугающими видениями на грани бреда и кошмара, в которые погружаешься полностью. В них легко и совсем потеряться, забыть о реальности. Видения насылаются таинственной девушкой по имени Альма, которая использовалась военизированной организацией «Армахем» в ходе бесчеловечных экспериментов. Альма обладает сильными телепатическими способностями и любит залезать в мысли людей, показывая самые неприятные картины и сводя их с ума. Фигурка маленькой девочки периодически появляется перед нами из ниоткуда, как и призрачная фигура Пакстона Феттела, кровожадного сына Альмы.

Это действительно заставляет напрячься и даже вздрогнуть, т.к. сама игра постоянно требует бдительности, мы часто передвигаемся крадучись, прислушиваясь к каждому звуку. Из этих видений мы также узнаем дополнительные подробности этой мрачной истории. Другие элементы мозаики можно получить, скачивая информацию из ноутбуков, прослушивая телефонные сообщения.

Сам сюжет для шутера 2005 года достаточно хорош, в нем есть небольшая интрига, хоть его и не назвать особенно сложным. Изначально нам известно лишь то, что некий Пакстон Феттел, объект экспериментов «Армахем» сбежал от сотрудников, учинив кровопролитие и активировав армию клонов, которой он теперь управляет телепатически. Его цель — освободить Альму, свою мать, и отомстить всем, кто держал ее в заточении.

О герое без имени и лица, которым играем мы, известно вначале мало, он один из самых блеклых и неинтересных персонажей в игре. К тому же, за всю кампанию он не проронил ни единого слова, что выглядит вообще как явное упущение авторов. Однако по мере прохождения мы узнаем его лучше. Он в этой истории, как выясняется, замешан не случайно. Придираться к сюжету нелепо, он достаточно логичен, и, пусть в нем не хватает неожиданных поворотов, все это искупается жуткой атмосферой, великолепными звуками в темноте, стилем. Есть в игре и своеобразные герои с разными целями и побуждениями, некоторой долей привлекательности и харизмы.

Но то, за что F.E.A.R. больше всего любишь — это динамичный геймплей, очень высокий интеллект противников, способных действовать совсем как живые люди, координировать свои действия, уходить от пуль, закидывать гранатами, общаться по рации, заходить с флангов и устраивать засады. Никогда не стоит их недооценивать.

На высоких уровнях сложности играть действительно тяжело, каждое сражение дается не сразу. Враги стреляют с абсолютной точностью, сразу реагируют на появление героя. Выжить, все время идя напролом, здесь не получится. Придется и действовать осторожно, прятаться за укрытиями, использовать окружение, взрывающиеся контейнеры и даже управлять турелями. Жизней постоянно не хватает, а патроны часто заканчиваются. И если в начале игры аптечки лежат на каждом шагу, к финалу их встречаешь все реже. Да и противники попадаются все более сильные. Есть тут и бронированные роботы, и скачущие по потолку и стенам солдаты в необычных костюмах, умеющие становиться невидимыми и бить током. К каждому врагу находишь свой подход, но и тогда игра не перестает удивлять. Выбор оружия пусть и не особенно большой, зато каждая пушка со своей спецификой, есть разнообразие и какой-то выбор стиля боя. Но и с одной-единственной раз выбранной тактикой всю игру не пройдешь. А с демонами, вызываемыми Альмой, придется разбираться уже иначе, не так, как с солдатами. Ведь и пережить видения тут тоже надо суметь.

Выжить против таких опасных врагов было бы совсем тяжело, если бы не режим замедления времени. Нашего героя также можно слегка «прокачать», находя стимуляторы, дающие постоянную прибавку к здоровью или к продолжительности режима замедления. Немного разнообразия вносят и приемы рукопашного боя: врагу можно сделать подсечку, сбить его ударом ногой в воздухе. Эти навыки оказываются подчас очень кстати.

Игрок постоянно вынужден искать путь к цели, для чего придется решить немало fettelнехитрых задачек, разведывая территорию без карты и сенсоров, ориентируясь по звуку, запоминая дорогу. Квесты эти достаточно просты и сильно напоминают тот же Half-Life: повернуть вентиль, чтобы перекрыть газ или поднять уровень воды, пробраться в закрытое помещение через вентиляцию или шахту лифта. Такие элементы в хорроре используются часто? и к ним самим нет претензий, однако к концу прохождения их однообразие может и надоесть. И тогда подарком становятся простенькие мины-ловушки на полу, ожидающие нас, засады с использованием грузовиков, фантастической техники, турелей, солдат в бронированных костюмах.

Главный недостаток F.E.A.R. (наряду с безликим главным героем) — это однообразный дизайн уровней, блеклые, похожие друг на друга коридоры и помещения с небогатыми деталями, где легко потеряться. Нас постоянно засовывают в эти коридоры, изредка выводя на крышу или улицу или давая возможность поплавать под водой. Но так как игра проходится бодро, противников и различных ситуаций, засад и сумасшедших перестрелок тут множество, а враги действуют подчас очень хитро, даже эти унылые интерьеры оживают.

F.E.A.R. стоило бы дать приз за атмосферу, пугающие звуки, графику и мрачный стиль. Мистическая история подана весьма убедительно, тут есть погружение в мир игры. Но проходить ее только для того, чтобы узнать сюжет, наверно, не стоит. Он достаточно простой. А вот тот, кто любит сложные, динамичные шутеры с умными и необычными противниками, которые вам равны по силе, с неожиданными ситуациями, да еще и с налетом хоррора, — получит немало удовольствия. Именно поэтому первая часть серии интересна даже сейчас.