К теме конца мира, Апокалипсиса и постапокалипсиса человечество начало обращаться уже с древнейших времен. Любой священный текст, любая мифология в той или иной форме упоминают о «конце времен». Так устроена сама культура, она устремлена в будущее, которое сулит и обновление всех форм, содержания, и разрушение отмерших элементов, ведь без разрушения нет созидания, а у всех вариантов «конца света» есть очень важная символическая функция. В определенные исторические периоды «эсхатологические» настроения усиливались в связи с конкретными событиями, происходившими на глазах у людей: войны, внешние и внутренние, гонения, падение нравственности, разгул преступности и пр. Так, 1-й век н.э., гонения на первых христиан, породили когда-то известный и важный для европейской культуры текст — «Откровение Иоанна Богослова». К этому тексту обращались не раз и в литературе, и в кино, множество раз в живописи, игры тоже не оказались исключением. Darksiders отличается от других произведений, развивающих эти мотивы, хотя бы тем, что здесь вам самим предлагается поиграть одним из четырех всадников Апокалипсиса — Войной (в Библии, кстати, названий таких у всадников нет, лишь один всадник обозначен как «смерть», а сами образы в религиоведении и различных учениях трактуются по-разному, как и все «Откровение»).
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Игра: Darksiders: Wrath of War.
Платформа: PC, PS3, X360.
Жанр: action.
Дата выхода: 5 января 2010 г.
Разработчик: Vigil Games.
Издатель: THQ.
Издатель в России: Buka Entertainment.
Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC.
[/stextbox]
Начался Конец света, печати на книге жизни были сняты, настало время явиться на Землю всадникам для финальной битвы добра и зла. По крайней мере, так думал Война (War), когда прибыл в наш мир. Каково же было его удивление, когда оказалось, что он пришел раньше срока, из-за чего принес на Землю преждевременное разрушение. Но он ведь слышал зов и не мог ошибиться! В ходе сражения на Земле Война был убит, однако Обугленный Совет возвращает его к жизни и дает ему шанс оправдать себя, восстановив баланс сил и поборов Разрушителя (Destroyer), который привел армии демонов к людям и захватил Землю, победив сопротивление ангельских войск. Однако некогда могущественный всадник Апокалипсиса в результате своего проступка оказался лишенным почти всех своих способностей и оружия. Игроку самому приходится постепенно возвращать все умения и весь арсенал, продвигаясь от уровня к уровню. Чтобы Война не стал своевольничать и не нарушал правил, Совет дает ему компаньона, Наблюдателя (The Watcher), который должен контролировать и ограничивать действия всадника. Наблюдатель оказывается довольно ироничным, насмешливым спутником, который, несмотря на его антагонизм по отношению к главному герою, время от времени будет давать полезные советы. Да и вообще путешествовать с ним намного веселее, чем одному.
Нас ждет очень долгий путь, уровни сделаны большими, они отличаются по дизайну, атмосфере. Этим же путем еще и придется пройти не один раз по сюжету. Для облегчения перемещений можно пользоваться порталами. Дизайн локаций впечатляет, есть очень живописные пейзажи, уровни разнообразны, есть множество отличающихся объектов, каждую территорию населяют особые монстры. Хотя графика сейчас уже кажется несколько устаревшей, очень явно просматриваются недостатки, схематичность рисунка (особенно непропорциональные, странные фигурки героев), кое-где даже видны пиксели, мир Darksiders все же и теперь производит сильное впечатление, ощущается атмосфера, чему способствует отличная, «настроенческая» музыка. Ролики смотрятся еще лучше, они кинематографичнее. Огромный масштаб происходящего — все ж таки уничтожена Земля, вокруг руины — показан убедительно. Путешествовать приходится и по нашему миру, и между мирами-измерениями. Есть и множество потайных местечек, секретов, так что тщательно исследовать каждый уровень очень полезно — находишь сундучки с жизнями, яростью (которая используются в суперспособностях), душами, на которые покупаются различные улучшения, новые умения.
Изучать способности, открывать новые комбо, улучшать оружие (у которого есть уровень) — строго обязательно. Поначалу сражения не очень сложны, но Darksiders игра непростая. Каждое новое место приносит новых противников и боссов, которые требуют индивидуальной тактики уничтожения. Не всякого босса (а они обычно занимают большую часть экрана, в лучших традициях жанра) убьешь с первого раза, не сразу и разберешься, как это можно сделать. Враг не пытается тебе подыгрывать, сундуки с жизнями встречаются не так часто, так что и здоровье приходится беречь. Как правило, разобравшись, где у врага слабое место, как следует действовать, ты одолеваешь его намного быстрее. Постепенно приходится выбирать, какое оружие лучше использовать в данной ситуации, есть возможность развивать те способности, которые больше подходят твоему стилю. Уже к середине игры битвы отличаются особой ожесточенностью, большим напряжением. Недостатка в противниках не испытываешь никогда, но это и хорошо, т.к. из каждого врага вылетают души, служащие местной «валютой» в магазине демона-торговца Вульгрима (Vulgrim). В критических ситуациях помогает «демоническая форма». Состояние это длится недолго, зато герой становится неуязвимым, а эффективность его атак увеличивается в несколько раз. На такой «трюк» расходуется ярость.
Сюжет не стоит на месте, постоянно ведя нас в новые места, к новым противникам. Конечно, Апокалипсис, Библия здесь служат только предлогом для разговора, из текста взяты лишь сами образы всадников, армии демонов и ангелов, глубокого символического, идейного содержания здесь нет, оно не сохраняется при переносе. Но для сюжета игры это и не важно. Он в меру увлекателен, хотя финал игры, многие повороты можно предугадать еще вначале, да и все приключение построено по одному принципу: идешь в одно место, убиваешь одного демона, потом идешь в другое, убивать второго, еще более крутого… И так по мере нарастания сложности, улучшения навыков игрока и героя. Но это слэшер, и работает боевая система прекрасно, битвы увлекательны, окружающий мир выписан ярко, есть интересные, неплохие характеры.
Огромным плюсом служит разнообразие элементов игры, появление новых особенностей. Нашему герою приходится не только постоянно биться с бесчисленными монстрами, но и лазить по стенам, решать головоломки, стрелять из «плазменной» пушки (у ангельской армии, оказывается, передовое вооружение), плавать под водой, прыгать через пропасти… У нас со временем даже появляется конь, передвигаться верхом на котором намного удобнее, эффектнее и быстрее. Решение головоломок обязательно для продвижения вперед, они не такие сложные, как в некоторых квестах (и даже в Assassin's Creed 2 задачи с катакомбами и подземельями сложнее), но некоторые из них могут ненадолго поставить в тупик, заставляют хоть чуть-чуть напрячь мозги. Наверно, они отнимают не меньше, чем половину времени от всего прохождения. Вначале они как-то не особенно мешают, но ближе к финалу их количество резко возрастает, их использование кажется искусственным, а многие вещи даже повторяются по несколько раз, что становится неинтересным. На мой взгляд, количество таких задачек можно было бы легко сократить, и вряд ли бы многие бы огорчились. По игровому миру можно свободно перемещаться, возвращаясь в те локации, где вы уже были, чтобы найти все сундуки и секреты или же собрать полностью особую броню. Не во все места можно проникнуть сразу, т.к. для этого будут нужны особые способности, которых Война вначале лишен.
Многие элементы в Darksiders узнаваемы. Отдельные комбо, оружие (например, пистолет, который потом появляется) явно навеяны серией Devil May Cry, головоломки, лазание по всевозможным объектам и прыжки напоминает Assassin's Creed. Но все это используется органично, к месту. Оригинальными же выглядят сами герои и мир. Война, несмотря на линейность характера, некоторую пафосность в речах, подчеркнутую «брутальность», романтизированность образа, в данных обстоятельствах смотрится неплохо. Мало того, сложно было бы представить другого героя в этом сюжете. Ведь перед нами героический эпос, масштаб, атмосфера, замысел требуют широких жестов, героических поступков, мужественности, жертвенности, определенного пафоса, приподнятости темы, эмоциональности. И сценаристы это хорошо уловили. Но повествование было бы менее интересным, если бы не присутствовали такие ироничные, контрастные, сложные персонажи, как Вульгрим и Наблюдатель. Да и Destroyer оказывается более сложной, противоречивой фигурой, чем это кажется в начале.
На фоне других слэшеров, которые были сделаны в это же время или же раньше, Darksiders вряд ли выглядит шедевром, но игра определенно интересна темой, героями, собственной мифологией, проработанной механикой, неплохой боевой системой и своей атмосферой.