После Batman: Arkham City, которая сильно изменила представление о том, как должна выглядеть игра про супергероев, вышла Batman: Arkham Origins, вовсе не продолжение истории, как понятно из названия, а приквел, своеобразное возвращение в прошлое. Игра рассказывает о том времени, когда Тёмный Рыцарь казался обитателям Готэма скорее городской легендой, мифом или страшилкой для преступников. Одни злодеи, уже столкнувшиеся с мстителем, боятся его и хотят уничтожить, другие сомневаются в том, что он существует на самом деле. Полиция в это время тоже охотится за Бэтменом, считая его таким же нарушителем закона, как и остальные бандиты, опасным неуравновешенным линчевателем, творящим самосуд.
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Разработчик: Warner Bros. Games Montreal.
Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment.
Издатель в России: 1C-СофтКлаб.
Дата выхода: 25 октября 2013 года.[/stextbox]
Убийцы Бэтмена
В этот раз нас не ограничивают ни закрытой территорией лечебницы, ни лишь одним районом города, перед нами весь Готэм. Это достаточно большое, открытое пространство с разнообразными локациями и достопримечательностями (церковь, коммерческий банк, сталелитейный завод, мост, ледяные статуи, парк аттракционов и т.д.). Переход из одного района в другой, как и раньше, не прерывается какими-либо загрузками. Для быстроты перемещения можно использовать не только плащ, но и бэтсамолёт. События игры происходят прямо накануне Рождества, на дворе сильный снегопад, все готовятся к празднику, и лишь Брюсу Уэйну нет покоя даже в этот день. Бэтмен идёт по следу Чёрной Маски, жестокого злодея, контролирующего большую часть преступного бизнеса в городе. Чёрная Маска может делать всё, что ему вздумается, ведь полиция давно уже выполняет то, что он скажет, и смотрит на все его преступления сквозь пальцы. Единственная помеха на пути злодея — Бэтмен. Честных полицейских почти не осталось, кажется, лишь капитан Джеймс Гордон ещё не забыл, что такое честь и закон. Но по иронии судьбы именно Гордону поручают возглавить оперативную группу, преследующую самого Бэтмена. Герою здесь приходится сражаться не только с преступниками, но и с полицейскими, которые и шагу не дают ступить. И с самого начала своей деятельности Бэтмен придерживается правила никого не убивать, что сильно усложняет жизнь. Правда, использовать пытки и угрозы, ломать кости, запугивать и бить подозреваемых и информаторов не запрещено. Допрашивать людей таким способом приходится постоянно, что происходит с примесью характерного мрачного юмора.
Рождественская ночь у Бэтмена будет очень непростой и наполненной большим количеством событий, битв, встреч, расследований. Особенность именно этого дела в том, что Чёрная Маска предложил огромную сумму профессиональным убийцам, чтобы они избавили город от Бэтмена. Вместо того, чтобы отсиживаться в Бэтпещере, Брюс сам идёт искать наёмников. Постепенно нам придётся встретиться с каждым из них и всех обезвредить. Большинство убийц, боссов игры, для каждого из которых придуманы своя локация и свои особенности сражения, знакомые всё читателям комиксов лица: Бэйн, Дезстроук, Дэдшот, Медноголовка, Шива, Светлячок, Электрошокер. Бои с ними продуманы хорошо и отличаются повышенной сложностью. У каждого из убийц в этом деле свои мотивы, не все они преследует Бэтмена ради денег. Шива, например, хочет испытать мстителя для своего босса, о личности которого можно сразу догадаться.
Первая встреча
Стоит сказать, что Arkham Origins — это всё-таки не Year One, как в комиксах или мультфильме, а скорее Year Two. Бэтмен пока ещё не символ города, но он и не ученик ниндзя, не искатель приключений. Брюс уже вполне сформировался, выбрал свой образ, о нём уже услышали. В Batman: Arkham Origins впервые происходит знакомство Бэтмена с Джокером, Бэйном и некоторыми другими героями. Джокер — пока ещё новый и никому не известный преступник, без которого, конечно же, не могли обойтись и в сюжете этой игры. И до чего ж приятно всё же видеть его снова, после того, как он погиб в Arkham City. Джокер пока что действует без Харли Квинн, с которой он только-только встретится — она пока что психолог-стажёр, проходящей практику в аркхэмской тюрьме. Харли, как вы помните, испытывает нездоровую тягу к всевозможным маньякам и психам, очень ими интересуется. Джокер ещё не совсем стал тем, кем мы его привыкли видеть, он превращается в настоящего психа прямо у нас на глазах, чем поражает даже Бэтмена. Их встреча здесь довольно символична, интересно продуманы обстоятельства, при которых Джокер воспылал таким нездоровым интересом к своему противнику. Бэтмен практически дал ему новый смысл жизни. Уровень безумия и хаоса, которые распространяет вокруг себя Джокер, со временем будут всё возрастать. Вовсе не Чёрная Маска станет нашим основным противником, а Джокер, о чём, впрочем, можно было и догадаться. Любопытно, что нам даже дадут им сыграть. Вообще, в Arkham Origins много запоминающихся и стоящих моментов. Помимо весьма примечательных наёмников, встретимся мы и с другими преступниками и героями. Барбара Гордон, дочка Джеймса, ещё не стала ни Оракулом, ни Бэтгёл, она всего лишь школьница, которая уже заинтересована в борьбе с преступностью и впервые помогает Бэтмену.
Среди второстепенных злодеев-ненаёмников можно отметить Анарки, революционера-анархиста, считающего, что этот город уже не спасти, и пытающегося его разрушить. Для этого он заложил повсюду бомбы, которые нам нужно вовремя обезвредить. Появляется здесь и Безумный Шляпник, которому всё чудится, что он попал в сказку Льюиса Кэрролла. По геймплею и стилю задание с ним выделяется из остальных и достаточно интересно. Из старых знакомых встречаются также Пингвин, ничем особенно не выделяющийся здесь, и Загадочник, собравший компромат на важных лиц Готэма. Ридлер хочет разместить всю эту информацию в Сети, после чего наступит хаос. Бэтмен же, исследуя Готэм, отключая радиовышки (сразу вспоминается Far Cry 3), уничтожая ретрансляторы и собирая блоки данных, должен этому помешать. Собирая данные, мы можем прослушивать компрометирующие аудиозаписи, обновлять информацию о персонажах. Тому, кто сумеет решить все загадки, будет предоставлен уникальный шанс поймать Загадочника, проникнув в его убежище. Я, к сожалению, не собрал несколько файлов, поэтому этого сделать и не смог, и не знаю, что там будет, стоит ли оно того. На изучение Готэма стимулируют также второстепенные миссии: расследования, преступления, о которых сообщают по полицейскому радио, знаки Анарки. Второстепенные квесты, увы, однообразны и почти не интересны, хотя ради прокачки героя ими заняться можно.
Совершенный хищник
В геймлее игры не столь много изменений по сравнению с прошлой частью. Хотя мы играем в предысторию, большинство устройств из Arkham City используются и здесь и становятся доступны не под конец игры, а достаточно быстро. Появились и новые приспособления и приёмы. Драки немного усложнились: есть усиленные и защищённые бронёй враги, для которых требуется особое сочетание приёмов, также увеличилось и количество противников. К концу игры город кишит бойцами разных злодеев, снайперы сидят повсюду на крышах, чаще всего среди групп преступников есть люди, имеющие огнестрельное оружие. Бои выглядят красиво, они динамичные и разнообразные. Можно дать волю фантазии и сочетать самые разные атаки и приспособления, набирая дополнительный рейтинг и получая опыт. Стелс мне в этой серии игры и вообще-то не особенно нравился, в Arkham Origins тоже ничего сильно не поменялось: лучше всего устранять врагов скрытно и бесшумно, используя различные устройства, ползая по вентиляции, выпрыгивая снизу и т.п. Враги достаточно быстро реагируют на малейший шум и очень настырны и подозрительны — слишком легко не будет никому.
Интересно нововведение с расследованиями на месте преступления. С помощью своего компьютера Бэтмен изучает все улики и пытается визуально воссоздать преступление, чтобы вычислить виновного. Сцены можно и нужно перематывать, чтобы найти нужный предмет. Особого труда в решении таких дел не требуется, но выглядят расследования занятно и нам как бы напоминают, что Бэтмен главным образом великий детектив. В набирании опыта и развитии также есть изменения. Некоторые приёмы и улучшения становятся доступны только при выполнении определённых условий и заданий. Одновременно повышается и ваш рейтинг детектива, бойца или хищника. Некоторые действия из этого списка выполнить будет непросто, но и улучшения вовсе не обязательны для прохождения.
Cold, Cold Heart
Хотя многие сайты ругают Batman: Arkham Origins за вторичность, мне игра всё равно понравилась благодаря своему дизайну, нескучному геймплею и проработанному сюжету, отличной музыке, атмосфере. Сцены с Бэйном и падающим с крыши Джокером, Светлячком, Харви всё-таки запоминаются. Здесь есть драма, за которую полюбилась серия, хотя и вправду доля новых геймплейных решений минимальна. Зато мы видим более молодого и вспыльчивого Бэтмена, узнаём о его спорах с Альфредом, о новых героях. Да и снежный ночной Готэм прекрасен.
Особо скажу о дополнениях. Вышло их несколько, но только одно из них сюжетное — Cold, Cold Heart (или Ледяное сердце в русском переводе), то, что с Мистером Фризом. Это первая встреча с данным злодеем, история его личной трагедии. Основному сюжету игры оно сильно уступает, но для дополнение вполне хорошее. Если в обычной игре мы не видели Брюса Уэйна не в костюме и не побывали в его доме, то аддон исправляет это недоразумение. Фриз сам по себе не столь непредсказуемый персонаж, как Джокер, поэтому и от встречи с ним чего-то особого ждать не стоит. К тому же, дополнение проходится очень быстро. Другие аддоны можно вообще проигнорировать — там лишь дополнительные костюмы и карты испытаний. Попробовать их тоже можно, но я и в прошлых частях к ним прохладно относился, т.к. в этой серии для меня важнее всё-таки сам сюжет.