Первая статья о фантастических существах посвящена зомби, одним из самых популярных монстров в современном кино, компьютерных играх и художественной литературе.
Истоки
Людей всегда интересовало то, что происходит после смерти, нас тянет заглянуть на ту сторону, сорвать покровы, узнать самую необычную и важную тайну для человека. И всегда простой народ боялся мертвых, духов, нечистую силу. Ощущалась двуплановость мироздания. С одной стороны — живые, обыденная жизнь, а за тонкой, незаметной гранью — они, другие, мертвые, и их мрачный, непонятный для нас и не сулящий живым ничего хорошего, неведомый мир. Пересечь грань и вернуться назад — это всегда опасный опыт, за которым может последовать наказание, сам человек как-то изменится, принесет с собой «оттуда» что-то дьявольское, темное.
Умершие не своей, насильственной смертью, а также самоубийцы и утопленники вызывали особые подозрения. Считалось, что их душа не может упокоиться, что она будет долго мучиться, они могут возвращаться и вредить как своим обидчикам, так и просто случайным прохожим. Тема воскрешения мертвецов так или иначе нашла отражение в каждой культуре, в суевериях, мифологии, фольклоре, художественной литературе. И большинство историй, связанных с воскрешением, учат остерегаться восставших из могил, т.к. они несут с собой зло. Переход от жизни к смерти всегда был благоприятной почвой для создания страшных историй, литературных ужасов или же фильмов. А за последние десятилетия появился даже отдельный жанр, связанный с этим – зомби-фильмы.
Происхождение термина «зомби» доподлинно неизвестно, но ясно, что само понятие пришло к нам из африканских религиозных и мистических верований и, в частности, из практики вуду. На самом деле вуду – это сложных синтез различных духовных учений, католицизма и суеверий, религиозный культ, родившийся, как считается, на острове Гаити, среди чернокожих рабов. Он непосредственно не всегда имеет отношение к мертвым и черной магии. Наши представления о нем складываются под влиянием американских фильмов ужасов, привычных стереотипов западного человека, боязни всего, что непривычно, странно.
Изначально феномен зомби был связан скорее с «зомбированием», подчинением чужой воли с помощью магии, особых «порошков», которые использовали африканские колдуны — бокоры. Зомби якобы использовали в качестве бесплатной рабочей силы и солдат, не обладающих собственным разумом и беззаветно преданных господину. Однако понятие постепенно переосмыслялось. И теперь мы чаще называем так просто оживших мертвецов. Но и сейчас слово употребляется и в переносном значении, когда говорят о влиянии СМИ на поведение и взгляды людей, о создании и навязывании политической «мифологии», абберациях сознания и заблуждениях.
Наверное, правильно говорят: нет дыма без огня. Раз вера в ходячих мертвецов существует у разных народов с самых древних времен, что-то могло послужить поводом для ее зарождения. Быть может, людей, впавших в летаргический сон, и принятых за мертвых, хоронили, а потом они успевали прийти в себя и вернуться домой? А там их ждала «теплая» встреча от соседей и родных, которые тут же расправлялись с «мертвецами» самым жестоким образом, отрезали им головы и вновь хоронили. Кто знает, что-то могло дать толчок к развитию подобных представлений.
Зомби бывают разные…
Первые фильмы жанра были созданы итальянцами Дарио Ардженто и Лючио Фульчи, это они стали основателями новой ветви ужастиков. Однако тема зомби становится популярной после классических фильмов ужасов «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Рассвет мертвецов» (1978) Джорджа Ромеро, режиссера, чье творчество во многом посвящено именно этой тематике. С этих пор образы зомби стали активно использоваться в искусстве.
Из-за того, что зомби обычно глупые и не обладают собственной волей, осознанными целями, характером, они, в отличие от вампиров, обычно не являются центральными или просто важными персонажами произведения. Они нередко побеждают количеством, а по одному зомби легко убить и не составит труда обмануть. Зомби – это словно стихийное бедствие, которое невозможно победить, но от которого можно скрыться на время. Ужас в том, что все люди, которых ты когда-то знал и любил, становятся живыми мертвецами, пожирающими человеческую плоть. И ты один против этой беды. Целый мир (или город, в ужасах представлены разные ситуации) захвачен этой эпидемией. И достаточно зачастую одного укуса, чтобы ты сам стал одним из этих бездумных «немертвых» существ. Ведь лекарства от этого вируса в большинстве ситуаций попросту не существует. И такая участь кажется еще страшнее смерти. Хотя что еще пугает сильнее – стать зомби или остаться единственным живым человеком в мире ходячих мертвецов?! Поэтому варианты зомби-апокалипсиса и выглядят столь пугающими и одновременно интересными. Быть может в 2012 году ожидается как раз нашествие оживших мертвецов?
Особый разговор может быть посвящен различным теориям, объясняющим феномен «оживших мертвецов». Многие произведения дают собственные ответы на данный вопрос. Где-то зомби появились из-за магического воздействия или проклятья, кто-то, напротив, говорит о новом вирусе, давая псевдонаучное, но часто весьма логичное объяснение. Зомби появляются обычно ненамеренно, в результате случайности при использовании какого-либо биологического оружия (Resident Evil — фильмы и игры). Также в них могут превращаться люди, зараженные особой разновидностью бешенства (28 дней спустя (2002)).
Наукообразные объяснения в зомби-муви в последние годы преобладают, а магия используется крайне редко. Видимо, версия с вирусом звучит для современных зрителей куда более реалистично. Однако в книжном фэнтези и фэнтезийных играх ситуация другая, мертвецы там обычно специально оживляются некромантами, из них собираются целые армии тьмы. Теорий множество, они могут выглядеть более или менее убедительно, но все детали, конечно, продумать невозможно.
Зомби обычно имеют достаточно специфический облик. Их зачастую изображают очень натуралистично, не боясь неприятных подробностей. Да, их не назвать «няшными» симпатяшками. Разлагающиеся тела, глубокие раны, отслаивающиеся куски плоти, зеленый цвет кожи, эта характерная походка... Если же зомби еще «свеженький», то от живых людей он будет отличаться только общей заторможенностью, бессмысленным взглядом и неестественностью движений. Увы, у героев не всегда есть возможность всматриваться. Из-за этого, в частности, нередко страдают и даже умирают обычные люди, попавшие под шальную пулю (Walking Dead, Ночь живых мертвецов Ромеро). В последнее время ходячие мертвецы выглядят уже не так уродливо, количество грима для их создания постепенно уменьшается.
Школа выживания
Классические зомби никуда не спешат (а зачем?). Они неторопливы, неповоротливы, передвигаются очень неуклюже и не бегают. Зато они демонстрируют чудеса реакции, когда подберутся к жертве поближе. Однако в последние годы мертвецы все как один стали атлетами и марафонцами, даже если при жизни жертвы были медлительными толстяками с одышкой или больными стариками. Зомби мучает страшный голод и лучшее, а может, и единственное блюдо, которым они могут его утолить – мясо живого человека, а в эпоху расцвета жанра – мозги. Всю остальную пищу мертвецы почему-то упрямо игнорируют, считая ее, видимо, вредной для своего организма или же невкусной (они же гурманы).
Кроме того, зомби хорошо распознают, где «свой», а где – живой человек, чувствуя его на расстоянии. И на себе подобных они никогда не нападают, что может показаться странным. Ориентироваться они могут как по запахам, так и по звукам. Впрочем, зрение тоже может у них функционировать. Слабо объясняется, почему разлагающийся мертвец хочет есть, и откуда такая страсть к каннибализму. Впрочем, вряд ли это вообще можно как-то объяснить. Фантазия позволяет придумывать самые невероятные вещи, а копаться в частностях, со скепсисом и упрямством придираться к каждому несоответствию – довольно скучное и бесплодное занятие. Ведь важно в произведениях об этих монстрах совсем не то, как они передвигаются и почему так себя ведут.
Зомби всегда действуют коллективно, не умеют придумывать западни. На их примере можно увидеть проявление «коллективного разума» (в том смысле, что он у них один на всех) или стадного чувства. Их сильная сторона – неожиданные нападения (как для зрителя, так и для самих героев), «рояли в кустах». Многие фильмы подобными ситуациями пестрят. Однако это и не плохо, никто не отменял старые добрые бу-эффекты. Без них было бы скучно.
Особых слабостей у зомби нет, света они не боятся, в отличие от вампиров и некоторых других «созданий тьмы». Они не страшатся крестов, святой воды, чеснока, священных книг… Да если подумать, они вообще ничего не боятся. Ведь они не дети дьявола, не «нечистая сила» (хотя в общем довольно грязные ребята).
Не стоит также надеяться и на серебряные пули, приберегите их лучше для оборотней или для себя, когда надежды на спасение не будет. Нисколько не смутит мертвеца потеря конечности или двух, в крайнем случае они могут и подползти к вам и столь же больно и заразно укусить за ногу, поэтому бдительность терять не стоит, пока не раскроите монстру череп и не убедитесь, что он больше не двигается. Скорее всего, зомби вообще не ощущают боли. Но проверять не берусь. Также не пытайтесь утопить «ходячих», воды они не боятся. Хотя плавать не умеют, зато спокойно перемещаются по дну. Если зомби «биологического», наукообразного вида, то он может плохо переносить холод. Также в некоторых фильмах «немертвые» могли умереть от голода (как эпично звучит-то! ), но дождаться этого всегда крайне сложно. Быстрее сам от этого самого голода умрешь, ведь запасать продовольствие больше некому, магазины в зомби-вселенной закрыты навсегда. Довольно действенным против зомбяков может быть огонь, главное не поджечь самого себя заодно.
Зомби все же монстры живучие, уязвимое место у них чаще всего голова. Ярость, с которой они атакуют, вызывает ужас у жертв и придает им самим огромную силу. В рукопашной схватке с зомби могут сойтись только очень немногие персонажи, обладающие необычной силой, или специально обученные, тренированные бойцы. В любом случае, это не самый эффективный способ их нейтрализации. Сами «ходячие» по старой традиции оружия не используют, хотя бывали исключения, в том числе в творчестве самого Ромеро.
Зомби давно уже вышли за пределы жанра ужасов, снято множество пародий на эту тему. Есть, к примеру, две довольно веселых — Зомби по имени Шон и Добро пожаловать в Зомбилэнд.
В общем-то зомби разные бывают, всех и не опишешь, а можно вспомнить и совсем экзотические, нестандартные образцы. В фильме и книге Кладбище домашних животных тоже ведь были своеобразные «ходячие мертвецы», если вдуматься. Но там они вели себя несколько иначе и мозги не ели. Всех монстров под один шаблон не подведешь…
Нестареющая тема
Интерес к теме оживших трупов со временем не пропадает, появляются все новые фильмы и игры. Однако нужно сказать, что, несмотря на неослабевающую популярность, тема эта сама по себе уже довольно старая и избитая, и постепенно даже она приедается самым заинтересованным и преданным ценителям. Тем более что хорошие, оригинальные произведения в жанре появляются со временем все реже. В основном те же фильмы ужасов строятся по заданному образцу, из доступных штампов.
Никого уже не удивишь зомби в наше время искушенной и привередливой аудитории. Фильмов о зомби существует столько, что только перечислением можно было бы заполнить не одну подобную статью! Сложно создать что-то новое с участием данного вида монстров, однако не стоит оставлять попыток, ведь интересные вещи все еще появляются. К примеру, из последних игр можно было бы упомянуть Deadlight — своеобразный синтез разных жанров, очень красивый и стильный платформер на эту тему, о чем мы еще обязательно расскажем подробнее. Из не самого свежего вспоминаются обе части Left 4 Dead, мультиплеерную и очень бодрую, временами хардкорную игру с отличным командным взаимодействием. Dead Island и Resident Evil 6 также получились довольно примечательными и ценными представителями жанра. В комиксе, сериале и игре Walking Dead зомби отведена совсем не основная роль, большее внимание тут уделяется человеческим отношениям, раскрытию характеров, истории каждого героя. Это и ценно, и необычно.
Так что даже на такие «заезженные» темы по-прежнему можно создавать нечто весьма интересное и содержательное. Надо только стараться включать фантазию и анализировать опыт других авторов, не забывая, что произведения о зомби – это не просто кровь, перестрелки и расчлененка. Такими вещами уж точно будут довольствоваться совсем немногие.
Данная тема на самом деле чрезвычайно широка, говорить тут можно долго, мы не пытаемся выдать всю возможную информацию за один подход. А потому мы еще не раз вернемся к этой теме в других статьях как в «Бестиарии», так и в обзорах игр и рецензиях на книги и фильмы.
А пока — смотрите классику ужасов и будьте бдительны, возможно, зомби уже среди нас.