Творчество Эдгара По подарило нам основы и вдохновение для многих жанров, в том числе детективных новелл, триллеров, ужасов. Он повлиял не только на зарубежную литературу, но и на русских символистов, поэзию начала XX в. — уже тогда многие поэты состязались в переводе, наверное, самого знаменитого произведения мэтра — зловещей, мрачной и пронзительной поэмы «Ворон». Многие произведения По неоднократно экранизировали, но публику привлекало не только его творчество, но и сама личность писателя. Сама фигура По всегда представлялась читателям мистической, да и некоторые моменты его трагической и сложной жизни к этому располагали.
Ворон (2012) Джеймса МакТига — это детективный триллер, представляющий альтернативную версию того, что происходило в последние дни жизни Эдгара Аллана По, о которых нам известно очень мало.
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Оригинальное название: The Raven.
Год: 2012.
Страна: США, Венгрия, Испания.
Режиссер: Джеймс МакТиг.
Сценарий: Бен Ливингстон, Ханна Шекспир.
В главных ролях: Джон Кьюсак, Люк Эванс, Элис Ив, Брендан Глисон, Кевин МакНэлли, Сэм Хэзелдайн.
[/stextbox]
В октябре 1849 года Эдгара По нашли на скамейке в Балтиморе в бреду, ограбленным и, возможно, отравленным. Какое-то время он блуждал по городу, но о том, что с ним произошло, мы, вероятно, так и никогда и не узнаем. Писателя поместили в местную больницу. Мэри Моран, жена врача того Балтиморского госпиталя при одном колледже, была последним человеком, который видел его живым. Она рассказывает об этом:
«Когда в госпиталь принесли молодого человека в оцепенении, было предположено, что он изнемог от опьянения. То были дни выборов, и город был в очень беспорядочном состоянии. Мы скоро увидели, что это какой-то джентльмен; и так как наша семья жила во флигеле при здании колледжа, доктор поместил его в комнату, которой легко было достигнуть по коридору, ведущему из нашего флигеля. Я помогала ухаживать за ним здесь, и в один из промежутков сознательности он спросил меня, есть ли какая-нибудь надежда для него. Думая, что он говорит о физическом своем состоянии, я сказала: «Мой муж думает, что вы очень больны, и если вы хотите отдать какие-нибудь распоряжения касательно ваших дел, скажите, я запишу их». Он ответил: «Я разумел, надежда для такого злосчастного, как я, за пределами этой жизни». Я уверила его, что Великий Целитель сказал, что есть. Я потом прочла ему четырнадцатую главу из Благовестия Святого Иоанна, дала ему успокоительное питье, вытерла бисеринки пота с его лица, поправила его подушку и оставила его. Немного спустя мне принесли весть, что он умер. Я сделала ему саван и помогла убрать его тело для погребения»».
Конечно, Ворон — это не биографической произведение, а остросюжетный, мрачный детектив в духе тех новелл, которые писал сам автор, вот только в этот раз он вынужден стать главным героем одной из этих пугающих историй. В Балтиморе происходят чудовищные и загадочные убийства, причем каждое преступление в точности воспроизводит сюжет одного из детективных рассказов Эдгара По. Полиция, не знающая, как выйти на след преступника, вынуждена обратиться за помощью к самому писателю. Ведь кто лучше может разрешить эту загадку, как сам автор? У По есть в этой проблеме личная заинтересованность — убийца похищает его любимую. Начинается напряженная погоня, в распоряжении у полиции и По дни, а возможно, и всего часы до того, как Эмили (Элис Ив) умрет.
Не знаю, насколько достоверно воссоздано эпоха, в которую происходит действие, но декорации, цветовые тона, операторская работа, атмосфера — все заставляет верить в происходящее. Фильм обладает именно тем колоритом, тем стилем и той напряженностью, которые так идут подобной истории. Кроме того, совершенно точно, что некоторые детали биографии писателя и черты его характера, способности показаны в фильме верно. Известно, что Эдгар По обладал отличными аналитическими способностями, был весьма проницателен и свои произведения создавал с точным расчетом математика, в трудах которого каждая формула должна быть на своем месте. Безусловно, он мог и в жизни проявлять свои способности детектива.
Роль По отлично исполнил Джон Кьюсак. Перед нами сложная, неоднозначная личность, подверженная некоторая порокам и комплексам, однако это неординарный, многогранный человек. Примечательно, что пару Кьюсаку составил Люк Эванс, сыгравший детектива Эммета Филдса, занимавшегося расследованием всех этих убийств. Из них получился отличный дуэт, и не берусь сказать, чей образ выглядит ярче, кто играет убедительнее. Любопытно, что Эвансу, как вы, должно быть, знаете, вскоре предстоит сыграть в фильме с тем же самым названием и тоже с мистическим сюжетом.
Руководствуясь интуицией и догадками По, детектив и писатель пытаются опередить убийцу, цель которого, оказывается, весьма неординарная и странная — заставить По снова начать писать детективы, от которых он давно отказался. Преступник вынуждает писателя снова браться за перо и сочинять на этот раз историю, в которой принимает участие он сам и которая развертывается прямо у нас на глазах. И развязка этого рассказа вряд ли будет хорошей, но тем не менее По готов даже пожертвовать собой, чтобы спасти свою любимую — так бы поступил и герой его романтической лирики.
Фильм Ворон достаточно жестокий и кровавый, здесь есть и расчлененные тела, и очень экзотические способы убийства, в том числе погребение заживо. Загадки, которые предстоит разрешить главным героям, весьма достойны и сразу же напомнят вам многие рассказы писателя — здесь все проникнуто символизмом, есть множество аллюзий к оригинальным текстам. Среди актеров хочется отметить еще Брендана Глисона, Кевина МакНэлли и Сэма Хэзелдайна, да и вообще большинство актеров сыграло на уровне. Правда, Элис Ив выглядит все же тут несколько не к месту в своей роли несколько наивной, восторженной, очень юной и беззащитной девушки, влюбленной, наверное, даже больше в стихи Эдгара По, чем в него самого. Все-таки они смотрятся здесь очень странной парой, хотя кто я такой, чтобы спорить о вкусах? Интересно, что здесь даже нашли место для отражения конфликта между творческими желаниями писателя и ожиданиями обывательской массы того времени — Эдгар По бросает вызов массовой культуре.
Странно, но такой по-настоящему добротный фильм с неплохим сюжетом, замечательным стилем, красивым визуальным рядом почему-то многим критикам на западе, да и у нас, не пришелся по вкусу. То ли к нему отнеслись слишком предвзято, то ли не увидели, что он намного глубже, чем кажется. Хотя того же Шерлока Холмса: Игру теней, который, кажется, намного менее серьезный, приняли более чем благосклонно. В любом случае я бы рекомендовал Ворона в обязательном порядке всем поклонникам Эдгара Аллана По и просто тем, кто интересуется историческими детективами и триллерами. Повторюсь, это не биография писателя, но это неплохое отражение его творчества и внутреннего мира со всеми его сомнениями, страхами и демонами.