«Посвящённый». Мир без памяти


Подростковые антиутопии в последние годы сыплются на кинозрителей, как из рога изобилия. Данная тема после успеха некоторых фильмов стала благодатной. Многие из них довольно среднего уровня, есть и хуже, но попадаются и вполне удачные. Фильм «Посвящённый» Филипа Нойса я отнёс бы именно к этому разряду.

Оригинальное название: The Giver.
Год: 2014.
Страна: США.
Режиссёр: Филлип Нойс.
Сценарий: Майкл Митник, Роберт Б. Уайде, Лоис Лоури.
В главных ролях: Брентон Туэйтс, Джефф Бриджес, Мэрил Стрип, Одейя Раш, Кэти Холмс, Александр Скарсгард, Камерон Монахэн, Тейлор Свифт, Эмма Трамбле.

«Посвящённый» снят по мотивам книги Лоис Лоури «Дающий», то есть название у книги то же, что и у фильма (The Giver) но в русском прокате кино назвали «Посвящённый». Наверное, из-за некоторой двусмысленности слова «дать» в связи с нашей идиоматикой, устойчивыми ассоциациями. Впрочем, причины могут быть и другими, это не столь важно.

Посвящённый
В начале фильма мы видим мир, лишённый красок. Таким его видит абсолютное большинство людей мира будущего

Посвящённый
Главная Старейшина (её проекция) — Мэрил Стрип.

Фильм развёртывает перед нами, в общем-то, обычную для антиутопии ситуацию: мир будущего, созданный на осколках старой человеческой цивилизации после некой глобальной катастрофы (особенно не уточняется какой). Люди в этом мире не знают боли и страха, войн, горя. Они достигли новых высот развития техники, науки, научились контролировать погоду, у них не бывает голода, нет недовольных. Всё кажется на первый взгляд идеальным, однако, как выясняется, для того, чтобы добиться этого идиллического состояния, человеческое общество вынуждено было отказаться от любых сильных эмоций и чувств, памяти о прошлых несчастьях, о другой жизни, от истории, от обычной семьи, любви и многого другого, даже от возможности различать цвета, слушать музыку и читать книги. Перед нами чёрно-белый мир, в котором «все равны» и где за тебя партия коммуна решает, кем ты станешь, чем будешь заниматься в жизни. Здесь даже не знают, что такое смерть, но не потому, что никто не умирает, а потому что никто не знает, что такое явление существует. Тех, кто не подходит данному обществу или уже отжил своё и не способен к плодотворной работе, просто переводят в загадочное «другое место», куда все рано или поздно попадут. Причём событие это считается каким-то праздником. Никто не знает о возможности другой жизни, память об этом полностью стёрта, а значит не может возникнуть и несогласие. Люди живут лишь на ограниченной территории, отделённой от всего остального особым барьером и маскировкой.

Посвящённый

Однако юному Джонасу выпадает особая честь — он должен стать новым «принимающим воспоминания» и получить знания обо всём, что происходило на земле ранее. Он должен сменить уже старого Принимающего воспоминания (Джефф Бриджес), узнать всё, что знает он, чтобы впоследствии давать советы Старейшинам. Джонасу открывается совершенно другой мир, полный эмоций, красок, радости, любви, но в то же время мир, полный и боли и страданий. Что он будет делать с этими знаниями, какой мир он предпочтёт?

Посвящённый
Дающий — Джефф Бриджес

По теме и сюжету фильм во многом похож на «Дивергента» (2014) и «Город Эмбер» (2008). Про «идеальный мир» и выбор между ним и жестокой реальностью мне ещё вспоминаются «Ванильное небо» или «Открой глаза». Они совсем не подростковые, глубже и серьёзней, но вопросы там затронуты похожие. Недавний «Дивергент» мне, кстати, совершенно не понравился. Слишком много там от «Голодных игр», только выглядит фильм победнее. Слишком чувствуется в «Дивергенте» некоторая наивность, упрощённость. «Посвящённый» же выглядит намного лучше. Да, это подростковое кино, сама тема стара и здесь, по сути, не говорится ничего особо нового, но при этом снят фильм профессионально, у режиссёра и сценаристов есть чувство меры, продуманы характеры героев, диалоги, сюжет. Здесь отличные актёры. Брентон Туэйтс в роли Джонаса — яркий, совершенно живой и настоящий подросток, любопытный и эмоциональный, тонко чувствующий реальность. Мэрил Стрип превосходно смотрится в роли строгой, жёсткой, самовластной Главной Старейшины, она отличный антагонист, умный и верящий в свои идеалы. Ну, и обаяние Джеффа Бриджеса в роли Дающего знания просто всё перевешивает, он здесь очень хорош даже в нашей озвучке. Чёткие, прописанные характеры, правильный ритм. Присутствует динамика, но она не самодовлеющая. Это не боевик, и так и должно быть в данной истории. Очень интересно использованы цвета: вначале мы смотрим чёрно-белый фильм, т.к. обычные люди видят мир здесь именно таким, однако позднее цвета начинают появляться. Это даёт сильный контраст, отчасти символический. Есть в фильме что-то от сказки, притчи, простой, но по-своему мудрой. Идеи, доносимые до зрителя, очевидны и не новы, но форма, в которой они воплощаются, неплоха. Тут есть красота кадра, чувство стиля, есть история, которую хочется слушать и, несмотря на её условность, хочется ей верить.

Посвящённый

Хотя «Посвящённый» не собрал большую кассу и в целом прошёл в мире незамеченным, фильм, на мой взгляд, получился стоящим. Я не особенно люблю подростковое кино и вообще сторонник более острой и жёсткой подачи, но данную картину оцениваю выше среднего, несмотря на мнения других критиков. В то же время нет ничего неожиданного в том, что кино с такой тематикой затерялось на фоне раскрученных «Голодных игр», где экшена сколько угодно, и всего остального, что выходило на экраны в то время. В сравнении с той же «Игрой Эндера» (2013) кино намного более серьёзное. Ценителям антиутопий рекомендую поглядеть.