Рецензия на фильм «Исходный код»


Исходный код – фантастический фильм Дункана Джонса, известного также своей необычной картиной Луна 2112, камерной и низкобюджетной, получившей высокие отзывы в критике. Это фильм об экспериментах со временем, а точнее о попытках изменить ход событий и спасти если не мир, по крайней мере, отдельных людей. Главный герой – солдат, капитан Колтер Стивенс, честный и открытый человек, храбрый и ответственный, хороший сын и надежный друг. Фильм начинается прямо с активных действий, без какой-либо предыстории, объяснения происходящего. Нас с ходу бросают в водоворот событий, не давая разобраться в ситуации. Колтер приходит в себя в поезде, едущем куда-то в Чикаго. Вокруг него незнакомые люди, его принимают за другого человека. И, судя по отражению в зеркале и документам, он действительно не тот человек, которым был. Не успевает он разобраться, что к чему, как поезд взрывается. Обычно на этом истории заканчиваются, но тут это лишь начало.

source-code
Свет мой, зеркальце, скажи...

«Make every second count».

«Капитан Колтер Стивенс, говорит «Осажденный замок»...»

 

[stextbox id="info" defcaption="true"]

Режиссер: Дункан Джонс.

Год: 2011.

Страна: США.

[/stextbox]

 

source-code3
Не спи на работе, замерзнешь!

Колтер возвращается в свое тело, однако теперь он заперт в какой-то странной капсуле, а люди, стоящие с той стороны, пытаются выяснить у него, нашел ли он бомбу в поезде. Единственное, что помнит герой – это то, что он был на боевой миссии. Он взволнован судьбой своей команды, не понимает, что произошло на том задании. По его мнению, они до сих пор находятся где-то в Афганистане. Однако теперь он каким-то образом стал частью проекта «Исходный код», единственным возможным кандидатом, способным взаимодействовать с таинственным устройством, позволяющим отправляться в прошлое, но лишь ненадолго – на 8 минут до смерти человека, очевидца событий.

Руководитель проекта – доктор Ратледж (Джеффри Райт) – и агент Гудвин (Вера Фармига) стараются не посвящать его в подробности, не говорят о принципах работы машины и требуют лишь раз за разом отправляться в прошлое, чтобы снова и снова умирать в теле школьного учителя, пока Колтер не найдет настоящего преступника, заложившего бомбу. На кону не только жизни пассажиров поезда – на самом деле они уже мертвы, ведь поезд взорвался несколькими часами ранее, но и тысячи других людей. Террорист, взорвавший поезд, теперь собрал бомбу с ядерным зарядом и пытается уничтожить целый город. Нужно остановить его раньше, чем это произойдет, т.к. эвакуировать людей уже не успеют.

source-code2

 

Чтобы спасти людей, Колтеру придется проанализировать поведение каждого из пассажиров, понять их мотивы и цели, изучить все детали и сопоставить факты. Но что можно сделать за 8 минут?

Отношение протагониста к данному заданию постепенно меняется. От неприятия и раздражения, попыток просто сбежать из этого ужасного «симулятора», он переходит к сочувствию жертвам, желанию изменить прошлое. Кристина, девушка, с которой он познакомился в поезде за эти краткие минуты, ему понравилась, и он во что бы то ни стало должен помочь хотя бы ей, даже если ему говорят, что это технически невозможно.

 

Колтер и Кристина
Колтер и Кристина

Действие фильма развивается очень напряженно и динамично. Еще острее и ярче кино выглядит из-за того, что все события происходят в замкнутом пространстве с ограниченным числом участников, лишь некоторые эпизоды сняты на железнодорожной станции и на военной базе, где и занимаются этим проектом. Есть как бы два несвязанных среза реальности. Кстати, а ведь и в Луне 2112 тоже было всего несколько актеров и замкнутое пространство. Кажется, это уже черта стиля Дункана Джонса.

Все действие строится вокруг одного актера – Джейка Джилленхола. Возможностей проявить себя у Мишель Монахан и актеров, игравших пассажиров поезда, намного меньше, ведь им отведено всего-то восемь минут и каждый раз они обязаны повторять определенные действия. Однако Джилленхол справляется с этой нагрузкой, смотреть за его напряженной игрой интересно, эта роль словно сделана для него. Он чувствует себя непринужденно в качестве капитана Стивенса. Запоминается и теплый, человечный образ Коллин Гудвин.

Сам образ солдата и спасителя не слишком сложный и многогранный, это типичный герой с устоявшимся моральным кодексом, но в данной ситуации именно такой тип и был нужен, и он смотрится органично. Колтер Стивенс привык спасать людей, это его работа, не случайно он подошел этому проекту.

source-code7

Очень хорошо проработаны детали, характер каждого пассажира индивидуален, у них есть своя история, точка назначения. Не все из этих людей приятны в общении и многие подозрительны. Фильм содержит некоторые элементы детектива. Даже зрителю, смотрящему на все со стороны, а значит, имеющему некоторые преимущества, непросто будет догадаться, кто из пассажиров поезда террорист. Это динамичная, нервная, быстрая психологическая игра. Многие версии Колтера, вполне правдоподобные на первый взгляд, оказываются ошибками. Добиться цели он пытается разными способами, прибегая то к силе, то к хитрости. Но одновременно с этим герой пытается выяснить, что случилось с ним самим, где он находится и что это за секретный проект. Он жалеет, что не успел пообщаться с отцом, с которым они так плохо расстались.

Спецэффектов в картине не так много, но все они выглядят уместно и красиво, каждый раз катастрофа показывается с особой точки зрения. Раскрыть все загадки получится, лишь собрав всю мозаику полностью, информацию мы получаем частицами. О многом можно и догадаться самостоятельно, но от этого смотреть не менее интересно.

source-code4

Если сравнивать Source Code с другими близкими по теме картинами, то можно провести аналогию с Днем сурка. Похож по теме также фильм Дежа вю. А в какой-то мере еще и Inception, по глупости названное «Началом»   (начало чего? Очевидно — коммерческий ход, нелепая привязка к «Бэтмену»), вспоминается, хоть и сюжеты не похожи. Но сама идея, конечно же, пришла из сериала Квантовый скачок, очень много здесь общего. Там также герой перемещался в тела других людей, меняя их жизнь к лучшему, исправляя ошибки, помогая избежать беды. Да есть и явные отсылки – голос отца Колтера – это голос Скотта Бакуле, актеру, сыгравшему того самого Сэма Бэкета. Важно не то, насколько оригинальна сама идея – она лишь инструмент, а то, что с помощью нее создано.

В картине не одна загадка, а финал еще можно и по-разному интерпретировать или не сразу понять, что же все-таки произошло. Его даже можно назвать открытым, ведь ясно, что проект «Исходный код» на этом закрыт не будет, это лишь начало.

Вообще, фильм лучше понимается именно со временем, вначале же может показаться, что сам замысел нелогичен, но потом, когда вдумаешься, все встает на свои места. Бессмысленно придираться к возможности существования подобного устройства, к необходимости использования лишь подходящих для этого людей. Это фантастика, и она вполне соблюдает законы самого автора, художественного мира. Тут нет каких-то нелепостей, бросающихся в глаза. Фильм очень позитивный, яркий. За короткий промежуток и в рамках замкнутого помещения на наших глазах разворачивается настоящая драма, и навязываемого пафоса, дежурного «выжимания слез» из зрителей тут нет.

Наверное, работа Луна 2112 в большей степени относится к артхаусу, она глубже, меланхоличнее, неспешнее, а Source Code ближе к мейнстриму, он создан на действиях, экшене, опасности. Но я бы не стал выбирать из этих картин какую-то одну, по-моему, интересны они обе, и Дункан Джонс  отлично справился с задачей. Кстати, оба фильма получили очень хорошие отзывы критиков, несмотря на отличия концепций и стилей.

Исходный код вполне мог бы претендовать на звание одного из лучших фантастических фильмов 2011 года.