Время от времени у режиссеров Голливуда возникает желание или потребность вернуться к истокам фантастики, к сказкам, создать новую интерпретацию известного с детства произведения. Да и не только у них, собственно, в играх (The Path, Alice: Madness Returns) и литературе (вспомнить хотя бы некоторые моменты в том же Посланнике Головачева) также можно заметить эту тенденцию. Да оно и понятно, ведь сказки — мощнейший источник вдохновения, мудрости, кладезь сюжетов, характеров. Вот только интерпретации зачастую получаются не особенно интересными, а иногда даже и нелепо-смешными.
2012 год запомнится каждому из нас по разным причинам, но стоит добавить к их перечню и еще одну — в этом году на экраны вышло сразу две интерпретации сказки братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах. Два несколько похожих по сюжету, но разных по сути произведения: Белоснежка: Месть гномов и Белоснежка и охотник. Я посмотрел их оба и сравнил (благо есть что). Сегодня же передо мной стоит довольно забавная задача написать о втором фильме.
Режиссер: Руперт Сандерс.
Год: 2012.
Страна: США.
В главных ролях: Кристен Стюарт, Крис Хемсворт, Шарлиз Терон, Сэм Клафлин, Сэм Спруэлл.
Существовало некое благополучное королевство, которым правил добрый и мудрый король. И все было прекрасно, население благоденствовало, было всем довольно, пока однажды не пришло на их землю зло. Король недавно потерял свою горячо любимую жену, однако вынужден был возглавить войско, чтобы отбить атаку неизвестной Темной армии захватчиков. Победив в этой битве, он обнаружил прекрасную пленницу, Равенну, полюбил ее и сделал своей женой. Однако Равенна на самом деле была злой ведьмой, и, как только она была провозглашена новой королевой, она тут же убила своего мужа и впустила в замок войско своего брата Финна, установив в стране свой порядок, подчинив весь народ, жестоко карая бунтарей. Герцогу Хаммонду и его сыну Вильяму удалось бежать, но Белоснежка (Кристен Стюарт), прекрасная дочь короля, была захвачена и заключена на долгие годы в высокую башню.
Власть злой колдуньи Равенны безгранична, сила ее заключена в ее вечной молодости и красоте, однако всевидящее магическое зеркало сообщает королеве, что ее власти угрожает более красивая женщина, чем она — уже повзрослевшая и похорошевшая Белоснежка. Но и источник вечной молодости также заключен в дочери старого короля. Стоит лишь вырвать ее сердце, и ничто уже не остановит Равенну. Однако Белоснежке удается сбежать и скрыться в Черном лесу. Войти туда не решается ни один человек. Чтобы найти девушку, Равенна посылает в лес охотника Эрика (Крис Хемсворт), пьянчугу и отчаянного смельчака, потерявшего некогда жену, и теперь не боящегося ничего.
Я не случайно упомянул в самом начале еще и Месть гномов. Довольно забавно, что Лили Коллинз сначала пробовалось на роль Белоснежки в этом фильме, но взяли Кристен Стюарт, зато Коллинз предложили сыграть в картине Тарсема Сингха. Два эти фильма разные по тональности и стилю. Белоснежка: Месть гномов — это легкая, озорная, совершенно несерьезная пародийная история, тогда как фильм Белоснежка и охотник постарались сделать по возможности мрачным, более взрослым, с уклоном в фэнтези и даже исторический боевик. Постановщиком стал Руперт Сандерс, режиссер, не имеющий совершенно никакого опыта съемки полнометражных фильмов. Почему выбрали его — непонятно. Как, впрочем, и вообще неясно, как здесь подбирали актеров.
Признаться, я совсем не поклонник Сумерек, но мне было интересно взглянуть на Кристен Стюарт в другом образе, посмотреть, как раскроется актриса здесь. Вот только непонятно, в каком измерении Стюарт может считаться красивее Шарлиз Терон, сыгравшей злую королеву. Или вообще считаться КРАСИВЕЙШЕЙ. Не хватает ей ни ее яркости, ни обаяния, ни харизмы. И здесь Бэлла-Белоснежка в качестве самой «прекрасной и румяной» выглядит злой насмешкой над зрителем. Впрочем, играет она, наверно, здесь все-таки не так плохо, на мой взгляд, лучше, чем в Сумерках, но Шарлиз Терон ее затмевает без труда.
Поначалу вообще непонятно, кто здесь главный герой и что к чему. В Белоснежке и охотнике намешали всего, что было под рукой, благо бюджет фильма позволяет. Тут вам и самая обычная сказка, и более взрослое и серьезное фэнтези а-ля Питер Джексон, феи, волшебный лес, сказочный белый олень (хоть убейте, не понял, зачем он здесь появлялся), злое колдовство, чары, стеклянные воины… Здесь множество разных героев, каждому из которых отведено много экранного времени. Из-за этого постоянно путаешься, не зная, на чем сосредоточиться. И любовный треугольник сюда каким-то образом попытались вписать. Ну, вроде есть уже будущий король — Вильям, умело управляющийся с луком, меткий стрелок, отважный воин, красавец-мужчина. Так ведь еще и Эдвард Эрик тут для чего-то существует. И Бэлла Кристен Стюарт не может между ними двумя кого-то выбрать, как всегда. И все снова крутится вокруг ее «неземной» красоты, словно и фильм не тот смотришь. Крис Хемсворт словно только вернулся со съемок Тора, и все никак не можешь отделаться от ощущения, что он скандинавский бог. Угрюмый и ворчливый, но честный и сильный. И тоже, вроде, в Белоснежку влюблен...
А потом еще появляются гномы, про которых совершенно забыл. И не знаешь уже, к чему они здесь. И волшебный поцелуй, снимающий заклятье, уже в этом контексте совершенно непонятен, неясно, что он здесь должен значить…
Да, вроде, гномы вносят свою долю юмора, вроде, и актеры все справляются, но, кажется, Руперт Сандерс и сам запутался, что он хотел всем этим сказать, зачем он намешал так много героев, к чему здесь многие сцены и бессодержательные диалоги. Кажется, из разных известных фильмов здесь взято по кусочку. И когда Кристен Стюарт облачается в доспехи и забирается на коня, призывая всех идти за ней в наступление, ты уже ни капли не сомневаешься, что перед тобой Жанна д’Арк. Батальные сцены выглядят и красиво, и эффектно, но все это смотрится дико в таком странном сочетании — со всеми этими феями, гномами, оленями... Словно сказка в один момент превращается в исторический боевик.
Замечу также, что Белоснежка и охотник полна логических неувязок. Ну как девушка, которая всю жизнь провела в башне, может так уверенно скакать на неоседланной лошади галопом, словно ее с детства воспитывали индейцы? И стоит ей взять меч в руки — и вот вам предводитель восстания, и все мужчины, профессиональные воины, которые всю жизнь провели на полях сражений, скромно потупившись, следуют за ней и покорно выполняют все ее указания, насколько бы нелепы они ни были. Взять укрепленный замок наскоком на лошадях — слыхали о таком? Гай Юлий Цезарь, бравший крепости потом и кровью, многолетними, затяжными, выматывающими осадами, хитростью и расчетом, был бы в полном восторге от великого стратегического таланта новоиспеченной Жанны д'Арк. Видимо, Белоснежка давно разрабатывала свой план в темной камере, все равно заняться ей там было больше нечем. Конечно же, это сказка и так придираться к деталям в данном случае нелепо, но ведь это сказка, которая пытается показаться серьезной, временами переходит на территорию мрачного фэнтези и исторического боевика.
При этом многие сцены в Белоснежке и охотнике визуально выстроены интересно, они эффектны и привлекательны, очень хорошо загримированы актеры, использованы отличные костюмы, созданы прекрасные декорации. Но за всей этой красотой почти ничего не скрывается. Диалоги наивны и банальны, повествование движется очень неровно, многие сцены бессодержательны и случайны...
И почему все-таки Белоснежка и охотник? Кого выберет героиня? И почему гномов, вроде как, совсем и не убрали из фильма, но из названия выкинули, да и роль у них тут не сказать чтобы очень важная (во всяком случае, в художественном плане)? Не лучше бы было тогда убрать их совсем? Говорили еще и о продолжении картины, только уже с другим режиссером, а то во время съемок у них со Стюарт возникла какая-то интрижка… Впрочем, фильм может быть вообще спин-оффом. Наверное, я не буду очень радоваться, если его все-таки снимут.