Восстание планеты обезьян. Горе от ума


Роман французского писателя Пьера Буля Планета обезьян был создан еще в начале 60-х годов. Тогда же по нему было снято пять полнометражных фильмов, в свое время очень популярных, но давно уже забытых большинством. Намного позже, в 2001 году, Тим Бертон попытался вновь вернуться к этой теме, использовав новые технические средства, однако его фильм Планета обезьян не имел большого успеха и был сильно раскритикован. Но совершить новую попытку реанимировать франшизу решил в 2011 году Руперт Уайатт. Восстание планеты обезьян — это приквел или спин-офф к оригинальным фильмам, действие которого происходит вовсе не на другой планете, а на нашей родной Земле.

Оригинальное название: Rise of the Planet of the Apes.

Год: 2011.

Страна: США.

Режиссер: Руперт Уайатт.

В главных ролях: Джеймс Франко, Фрида Пинто, Джон Литгоу, Брайан Кокс, Энди Серкис.

События фильма происходят в Сан-Франциско в наше время. Молодой исследователь Уилл Родман (Джеймс Франко) ищет эффективное средство от болезни Альцгеймера и создает вирус «Альц-112». Испытания, проводящиеся на обезьянах, показывают резкое улучшение мыслительной деятельности, рост интеллекта у подопытных шимпанзе. Исследование уже готовы перевести на новый этап и устроить презентацию для инвесторов, когда внезапно Зеленоглазка (обезьяна, которую хотели показать спонсорам и которая оказалась умнее остальных) начинает проявлять агрессию и бежит из лаборатории. Ее убивают, всех остальных обезьян решено усыпить, а вирус «Альц-112» считают опасным, однако у Зеленоглазки, как оказалось, родился детеныш, из-за чего она и вела себя так странно, пытаясь его защитить. Уилл Родман вынужден взять шимпанзе к себе и заботиться о нем. Постепенно Уилл замечает, что ум матери передался и ее сыну, которого он назвал Цезарем. Герой продолжает проводить исследования, надеясь все же найти лекарство и веря в то, что «Альц-112» может излечить болезнь и спасти его собственного отца, которому с каждым днем становится все хуже.

Восстание планеты обезьян

Восстание планеты обезьян
Маленький Цезарь

Восстание планеты обезьян неторопливо рассказывает о взрослении и воспитании маленького шимпанзе — Цезаря. Обезьяна становится частью семьи героя. С каждым годом ее интеллект растет все больше, Цезарь уже может изъясняться жестами, понимает некоторые слова, задается вопросом, кто он такой. Мне кажется, это самые лучшие, самые трогательные и интересные моменты во всем этом фильме. В картине Тима Бертона обезьян играли актеры в гриме, здесь же их образы создавались с  помощью технологии «Motion capture». Цезарю мимику и движения подарил Энди Серкис, изображавший ранее Голлума. Наверное, именно благодаря этой технологии обезьяны выглядят такими человечными, близкими нам, так выразительно передаются их эмоции, что не может не вызывать сочувствие и симпатию.

Восстание планеты обезьян
Отец Уилла — Джон Литгоу

Восстание планеты обезьян

Личная драма героя — больной отец, которого он хочет спасти и ради которого он и проводит все эти исследования — перевешивает в фильме очень многое, чему способствует отличная игра Джона Литгоу. А вот динамичные сцены, сражения, погони здесь куда менее интересны, хоть и сняты красиво и достаточно убедительно. Виноват, мне кажется, сам сюжет. С определенного момента ощущается, что фильм слишком затянули. Да и взаимоотношения молодого ученого с девушкой-ветеринаром (Фрида Пинто) выглядят на фоне происходящего совершенно несущественными, второстепенными, возможно, даже лишними, почти ничего не приносят нового и содержательного.

Восстание планеты обезьян
Уилл с Кэролайн — Фрида Пинто

Восстание планеты обезьян

Кажется, что сам герой не всегда понимает, чего хочет. Вначале он пытается убедить своего начальника, что проект чрезвычайно важен и что его надо развивать, поспешить с проведением экспериментов, однако, когда тот действительно заинтересовался потенциальной выгодой этого исследования, он сразу же дает задний ход и отказывается от собственных слов, считая уже вирус непредсказуемым и опасным. Но ведь и раньше он должен был предвидеть возможные последствия, понимать, что не все может пойти, как нужно. Он видел, что случилось с Ясноглазкой. Такая резкая перемена в герое кажется мне необъяснимой и неестественной. Да и не мог он как ученый не знать, к чему приведет усиление вируса, чем это грозит, ведь перед его глазами был живой пример — шимпанзе Цезарь, способности которого развивались с поразительной быстротой. Что же может сделать тогда более агрессивная версия вещества?

Восстание планеты обезьян
Обезьяны могут быть не только милыми

Восстание планеты обезьян
Битва на мосту

Обезьяны были все же недостаточно умными, чтобы понять, что с их скудными силами не одолеть человека, имеющего в своем распоряжении тысячи лет истории, военную технику, науку, профессиональные армии. Что значит их бегство в лес, победа в этом маленьком и несущественном по сути сражении на мосту, которое, кстати, выглядит не так эпично, как предполагалось? Да ничего, маленькую отсрочку для шимпанзе. Но ведь люди после этого не оставят их в покое, пока не уничтожат каждого из их стаи. Теперь-то они будут точно знать, на что способны разумные обезьяны и задействуют более серьезные силы, противостоять которым те уже не смогут. А пострадают и животные, которые не причастны к случившемуся.

Приятно, что в Восстании планеты обезьян  ушли от традиционного взгляда на господствующий класс и подчиненный, от обычной парадигмы восстаний, но ведь борьба обезьян здесь в итоге не приводит ни к чему, разговор оборван на полуслове, а война заканчивается падением вертолета. Дурную услугу картине оказало и совершенно не соответствующее содержанию название. Здесь нет никакой планеты обезьян, есть только планета людей. И название — лишь попытка привязать фильм к старым картинам, напомнить об этом родстве.

То, что бесспорно удалось режиссеру Руперту Уайатту — так это показать восстание обезьян так (хотя какое здесь восстание, всего лишь побег), что животные выглядят очень похожими на людей, им сопереживаешь. Не случайно же и имя их лидеру дали человеческое и говорящее — Цезарь. Действительно, навевает воспоминания об античности, рабстве... Только, скорее о восстании Спартака. Гуманистический посыл авторов вполне понятен, но когда животные убивают людей, ничего не остается, кроме как ответить им тем же.

Не забудьте, кстати, посмотреть небольшой отрывок, который показывают после титров. Он действительно важен для понимания последствий выхода вируса «Альц-112» из-под контроля. И возможно, этот эпизод намекает на продолжение, как знать.