Престиж — еще одна работа Кристофера Нолана, с которой должен познакомиться каждый, кому нравится его творчество. Фильм снят по роману Кристофера Приста. Картина рассказывает о долгом соперничестве двух фокусников, одержимых идеей придумать лучший трюк, с которым они навсегда войдут в историю. Когда-то Альфред Борден и Роберт Энджер были друзьями и напарниками, но затем один трагический случай навсегда превратил их во врагов и соперников, люто ненавидящих друг друга. Ради того, чтобы победить в этой смертельной борьбе, они не остановятся ни перед какой жертвой. Все остальное для них становится неважным, когда речь заходит о фокусах и славе. Но что скрывается за трюком? Есть ли в нем магия, или это простой обман? И какова цена настоящего чуда?
[stextbox id="info" defcaption="true"]Оригинальное название: The Prestige.
Жанр: триллер, фантастика.
Год: 2006.
Страна: США, Великобритания.
Режиссер: Кристофер Нолан.
Сценарий: Джонатан Нолан, Кристофер Нолан, Кристофер Прист.
В главных ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Саманта Мэхурин, Дэвид Боуи.[/stextbox]
Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется наживка: фокусник показывает вам самый обычный предмет, колоду карт, птицу или человека. Он демонстрирует предмет. Возможно, даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный. Но, разумеется, это, скорее всего, не так. Второе действие называется «превращение»: фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку и не находите, потому что не особенно стараетесь, вы не хотите ее знать, вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не все, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная. Часть, которую мы называем «престиж».
Хотя поначалу кажется, что в Престиже нет ничего фантастического, затем вы поймете, что это не совсем так. Фантастика здесь заложена в основе загадки, которую вам предстоит разгадать. С самых первых минут фильм задает вопросы, интригует, удивляет, а вот ответы давать совсем не спешит. Действие картины происходит в конце 19-го века, когда было сделано множество важных научных открытий, навсегда перевернувших представление о мире и когда работал Никола Тесла. Кстати говоря, Тесла появляется в фильме, он — одна из ключевых фигур в сюжете.
Сразу чувствуется, что фильм создан Ноланом. Выверенный, мрачный, реалистичный стиль, густая атмосфера, отличные декорации и костюмы, убедительный грим и замечательный сценарий. Причем эту картину стоит посмотреть хотя бы из-за актерского состава, даже если вы не любите фильмы о фокусниках, иллюзионистах и т.п. Здесь играют те же актеры, которых вы уже видели у Нолана в фильмах о Бэтмене (Темный рыцарь: Возвращение легенды) или же в других экранизациях комиксов (Мстители): Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Макл Кейн, Скарлетт Йоханссон. Актеры играют на высшем уровне и обеспечивают половину успеха всей картины. Да и представьте, какой это разрыв шаблона, — увидеть Джекмана, играющего не неуязвимого Росомаху, а прихрамывающего, скорбящего, ранимого фокусника Роберта Энджера, и Кристиана Бэйла в роли холодного, чопорного и самоуверенного Альфреда Бордена (от Бэтмена тут, кажется, нет и следа). Такую убедительную, правдивую игру вы редко где можете увидеть. После этого фильма я по-настоящему понял, какие это хорошие, многогранные актеры. Они способны играть и супергероев, и обычных людей, легко переходят от боевика к проникновенной, мрачной драме. Во многом это и заслуга самого режиссера — все актеры действуют как одна команда. И нельзя не отметить здесь и Майкла Кейна, сыгравшего в Темном рыцаре верного дворецкого Альфреда, а здесь — инженера фокусов, работающего в паре уже с Хью Джекманом.
Престиж — для этого фильма не просто случайное и непонятное слово. Оно много раз повторяется, связывая разные эпизоды, и становится ключевым для помания идеи. Престиж — это секрет фокуса, его успеха, секрет волшебства, финальный этап любого трюка. Фокусы и магия здесь переплетаются с наукой, фантастическими (а может, и вполне реальными) изобретениями. Загадка будет мучить вас до самого конца. Вот только рады ли вы будете, когда все узнаете? Раскрытие некоторых тайн не приносит радости, и это как раз тот случай. У героев есть свои мрачные секреты и темные стороны, скелеты в шкафу, которым лучше бы там и оставаться. Финал производит сильнейший эффект: все резко становится на свои места, но от мрачных тайн и правды, которую ты узнаешь, долгое время не по себе. Это не просто фильм о фокусниках и их соперничестве — это серьезная драма с разветвленным сюжетом, запутанная детективная история. Повествование развивается динамично и держит в напряжении, чему помогает параллельное повествование, флешбеки, взгляд со стороны сначала одного, потом другого героя, нарушение хронологии. Музыка здесь ненавязчива, иногда даже незаметна, но всегда создает нужное настроение, усиливает саспенс, обостряет ожидание. А безупречный стиль всего фильма завершает впечатление. И остается лишь пожалеть, что таких фильмов все же слишком мало.
Говорят, фильм Престиж довольно сильно расходится с книгой Кристофера Приста — сюжет адаптировал сам режиссер со своим братом Джонатаном. Надеюсь, со временем у нас получится прочитать первоисточник и сравнить эти два произведения.