«Тихоокеанский рубеж». Гости из глубин


Инопланетная угроза пришла совсем не оттуда, откуда мы ее ждали. Пришельцы не прилетели из космоса на больших кораблях, они появились с океанского дна, через особый портал. И выглядели они совсем не так, как мы предполагали. Гигантские чудовища, названные японцами кайдзю (буквально переводится «странный зверь») раз за разом атаковали города людей, без жалости разрушая все на своем пути. Обычные армия и военная техника не могли их остановить, и тогда люди создали нечто подобное этим монстрам — гигантских роботов — Егерей, управление которыми осуществляется через нейрокомпьютерную связь с пилотами. Однако первые победы сменились поражениями, кайдзю с каждым днем эволюционировали, а правительство, увидев, что эффективность Егерей резко упала, отказало проекту в финансировании и начало строить огромную стену, перегораживающую путь к городам от океана. Примерно об этом рассказывает фильм Гильермо дель Торо Тихоокеанский рубеж (Pacific Rim).

Оригинальное название: Pacific Rim.

Год: 2013.

Страна: США.

Слоган: «Чтобы сражаться с монстрами, мы создали монстров».

Режиссер: Гильермо дель Торо.

Сценарий: Трэвис Бичем, Гильермо дель Торо.

Будучи преданным поклонником жанра меха, я не мог пропустить этот фильм, снятый к тому же Гильермо дель Торо. Хотя для меня с самого начала было немного странно, что он взялся за этот фильм, жанр, наверное, ему не совсем близкий. Но после рухнувших планов с ужастиком Хребты Безумия у дель Торо, кажется, просто не оставалось выбора.

Трейлеры Тихоокеанского рубежа вдохновляли, а имя режиссера еще больше. Идея казалась интересной, и я пошел на фильм, ожидая чего-то невероятного, не просто зрелища, но СОБЫТИЯ, визуального пира, захватывающего, безукоризненно стильного экшена со своей философией. И данный фильм просто обязан был смотреться как нельзя лучше в 3D — это должен быть просто образец того, как нужно использовать данный формат.

Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж

Однако… Однако все прошло не совсем так, как я хотел. И поначалу ты даже не понимаешь, в чем тебя обманули. Гигантские роботы и не менее гигантские чудища — налицо, сражений здесь вдоволь, актеры, вроде бы, выкладываются, экшен имеется, но все же не оставляет ощущение, что чего-то тут постоянно не хватает, кино не увлекает и не завораживает, притяжения нет. А когда начинаешь включать мозг и анализировать происходящее — магия кино куда-то испаряется, а в остатке получаешь не так уж и много.

Как человек, пересмотревший множество мех и перечитавший различную похожую мангу, я с первых минут обратил внимание, как много в этом фильме взято от самого жанра, как много в сюжете, постановке вопроса — от Евангелиона (Shin seiki evangerion). Сюжет практически списан с него. Только там-то он был намного сложнее, а здесь все предельно просто. И почему у такого фильма такой примитивный и не всегда логичный сюжет? Ведь это Гильермо дель Торо, разве нет? Но если копнуть поглубже, открываются интересные подробности. Возможно, сюжет получился таким из-за того, что сценарий писал еще и Трэвис Бичем, которого мы знаем по сюжету… по сюжету… Битвы Титанов. Да-да, вы не ослышались, сценарий Тихоокеанского рубежа писал тот же самый человек, которыми мы должны быть… э-э-э… благодарны за Битву Титанов, фильм тоже зрелищный, но весьма посредственный и безыдейный.

Тихоокеанский рубеж, вроде бы, должен как-то относиться к постапокалиптике, однако этого совсем не чувствуется. Вы хотели большой масштаб, так чтоб (ух!) дух захватывало, эпичного повествования, широкой и реалистичной картины разрушений, бытописания и красивых общих планов? Так вот здесь этого ни на грамм. Повествование ни на секунду не отходит от главных героев. Лишь в начале скупо показаны некоторые другие города и страны, что-то понятно со слов рассказчика, однако все основные события происходят в Гонконге. И как будто остального мира данная беда и вовсе не касается (или его уже нет?). Вы хотите лицезреть Гонконг с его атмосферой, культурой, архитектурой и прочим? Нет, этого вы тоже здесь не получите, разве что совсем чуть-чуть. Основные действующие лица — американцы, азиаты же здесь, если не считать Мако Мори, в роли статистов.

Тихоокеанский рубеж
Мако Мори — Ринко Кикути

Не сказать, что Гильермо дель Торо не взял лучшее из аниме и меха. Многие моменты вполне каноничны. Но взял он почему-то в основном внешний блеск, стилистику, а психологизм, который свойствен многим работам, оставил за бортом (вспомним хотя бы Евангелион, почти полностью посвященный исследованию внутреннего мира героев, Гайвера, очень эмоционального, драматичного, несмотря на обилие экшена). Мне понравилась здесь идея о том, что пилоты должны синхронизироваться (или входить в «дрифт», как это тут назвали) не только со своей машиной, но и друг с другом (роботом могут управлять только два человека сразу, иначе нагрузка на мозг просто убьет пилота). При этом они должны подходить друг другу, быть совместимыми, т.к. в этом состоянии они читают мысли и видят все воспоминания напарника. Эта мысль прекрасна, она кажется мне оригинальной, интересной. Пускай идея о синхронизации стара как мир, в том же Евангелионе, к которому я по необходимости возвращаюсь уже в трехсотый раз, эта идея была, однако немного в ином виде. Но именно этот оригинальный момент почему-то развивать не стали. Прекрасны сцены из прошлого Мако Мори, про маленькую девочку, бегущую от огромного кайдзю, девочку, спасенную Егерем. Которую пилот этой боевой машины взял к себе на воспитание, потому что у нее погибли все родные. Эта сцена достаточно глубока и интересна. Но больше тут почти нет возвращений к этой теме, эмоциям героев внимания почти не уделено, взаимоотношения их хоть кое-как и показаны, но интереса почти не вызывают и вполне предсказуемы. Да и герои, которых здесь набрали — кое-как слеплены из штампов и условностей. Когда гибнут люди, здесь не текут кровь и слезы, о них почти не жалеешь, шоу продолжается, робот бьет чудовище, монстр бьет и разбивает робота. Крутизна неимоверная, все показано с разных ракурсов, в приближении или общими планами. Но напрочь устранен какой-никакой человеческий фактор.

Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж

Главный герой — Рейли Беккет (Чарли Ханнэм) — потерял когда-то брата в сражении, в тот момент он чувствовал то же самое, т.к. находился с ним в дрифте. Представить сложно, что он должен испытывать, возвращаясь вновь к той же самой машине, которую восстановили и усовершенствовали. Но где эта драма? Где эта трагедия, боль? Почему ничего этого здесь нет? Есть лишь типичный среднестатистический герой, который может и по морде дать, если разозлишь, и приказ нарушить, потому что он, блин, «нереально крутой герой боевика». Чуть более интересна Мако Мори (Ринко Кикути), которая как раз вся — живая отсылка к аниме. Выделяется из общей серости комичная парочка ученых, вечно соперничающих друг с другом, по-настоящему увлеченных, нестандартных, живых. Необыкновенно порадовал неподражаемый Рон Перлман с его брутально-комичным Ганнибалом Чу, продающим органы кайдзю. Но за это спасибо именно актеру, а не сценарию, он любого героя делает своеобразным, что дель Торо прекрасно понимает, поэтому и берет его в свою команду уже в который раз. Кроме того, труднопроизносимый маршал Стэкер Пентекост (Идрис Эльба) разбавляет фильм в меру пафосной и героичной ролью. Все же остальные — почти совсем не привлекают внимания, совсем не глубоки. Даже парочка русских — брат и сестра — вызывают скорее печаль и удивление. Какие-то слишком уж мускулинные, твердокаменные, неживые… От них веет холодом, пылью, воском и нафталином. Да и со сцены уходят они очень быстро и без всякого толку. Американцы, перестаньте уже рисовать нас суровыми, безмозглыми, бесцветными манекенами с холодной кровью! Право слово, смотреть противно.

Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж
Маршал Стэкер Пентекост — Идрис Эльба

Сюжет совсем не украшают и кое-какие логические неувязки и нелепости. Почему политики были настолько глупы, чтобы строить стену против монстров? От кого она могла вообще защитить?! И неужели выход к морю уже совершенно не нужен ни для каких поставок? Почему Егеря сражаются врукопашную? У них ведь есть какое-то оружие? Неужели это самый эффективный способ борьбы? Вы серьезно? Я не могу придумать другого объяснения, кроме того, что так эффектнее и круче. Некоторые моменты напоминают сразу множество известных фильмов. Ближайшая отсылка — к Годзилле, но даже Армагеддон с Брюсом Уиллисом вспоминается — тут прямо визуальная цитата из него есть. Вообще, чем больше близких по тематике картин вы смотрели, тем больше и отсылок найдете. Вызывает лишь недоумение, зачем здесь столько различных элементов из других произведений. На пародию уж точно не похоже, градус серьезности всегда сохраняется.

Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж

Кайдзю, как нас убедили, это вовсе не сами пришельцы, а лишь их зверушки, первая волна. Сюжет обещал нам показать там, в этом туннеле, нечто весьма интересное — самих создателей, тех, кто дергает за ниточки. Или хоть что-то, дополняющее картину. Однако в итоге мы не увидели там ровно ничего необычного, даже в самом первом Crysis на корабле пришельцев было интереснее. Мотивы кайдзю тоже далеко не ясны. По идее, война не должна закончиться на этом, но нам дают понять, что это победа. И венчает картину традиционный, шаблонный хэппи энд, предсказать который можно было еще в самом начале просмотра. И не говорите, что я тут спойлер пропустил.

Много внимания уделено техническим подробностям, моделям машин, разновидностям чудовищ. И не поймешь даже, какой стороне режиссер больше сочувствует, но видно, что гигантских монстров он показывает с большим увлечением. Если бы не меньше места уделили и самим героям-людям, их характерам, развитию отношений, драме, вышел бы совсем другой фильм. И совсем не этого ждешь от Гильермо дель Торо. Для сравнения возьмите хотя бы Мутантов и Лабиринт Фавна. И даже экшен, которого здесь хоть отбавляй, смотрится в данной картине хуже, чем в Человеке из стали. Пусть меня закидают камнями, но я скажу, что тот фильм даже визуально выглядит в сто раз лучше, а уж о логичности и эмоциональности и говорить не нужно.

Тихоокеанский рубеж

Тихоокеанский рубеж

Фильм Тихоокеанский рубеж — это признание в любви к аниме, меха, гигантским роботам и гигантским же чудовищам. Это кино о том, как Егерь бьет по морде кайдзю, а кайдзю бьет того в ответ. Пожалуй, это лучшее описание всей картины. Если вы хотели увидеть меха в кино, вам нравятся роботы, вы любите не совсем бессмысленный экшен, то посмотреть кино определенно стоит, если же вы ищете что-то более глубокое и захватывающее, тогда вы, быть может, так же разочаруетесь, как и я. Лучше уж посмотрите Призрака в доспехах, Евангелион, Гандам, почитайте Гайвера, Gantz.

И напоследок. Смотря фильм в 3D, я все время вспоминал слова Джеймса Кэмерона о том, что 3D в современном кино используют совершенно бессмысленно и бесцельно. Вот только он приводил в пример Железного человека и Человека из стали, а там-то все как раз выглядело довольно эффектно. Что до Тихоокеанского рубежа, то здесь от 3D толку почти никакого. Я сто раз пожалел, что пошел не на обычный сеанс. 3D сделали просто для галочки, фильм легко бы без него обошелся, разница почти не ощутима. Я бы попенял на сам кинотеатр, но в этот раз я специально пошел туда, где качество 3D отличное. Вот и верь после этого трейлерам…