«Овечка Долли была злая и рано умерла»


«Овечка Долли была злая и рано умерла» – российский фильм Алексея Пиманова о путешествиях во времени, отдалённо напоминающий «Назад в будущее», но изображающий не столько увлекательные приключения и временные аномалии, сколько конфликт отцов и детей, дружбу сквозь время.


Год: 2015.
Страна: Россия.
Режиссер: Алексей Пиманов.
В главных ролях: Данила Шевченко, Юлия Савичева, Виктор Сухоруков, Роман Полянский, Виктория Маслова, Борис Щербаков.

Овечка Долли была злая и рано умерла
Никита и Маша в лаборатории МИФИ в прошлом

Я довольно редко смотрю современное российское кино, а здесь о нём, кажется, и вообще ни разу не писал. И в кинотеатр на отечественные фильмы уже давно не ходил. Однако поскольку фильм «Овечка Долли была злая и рано умерла» – это фантастика о путешествиях во времени, решил поглядеть, что же хорошего у нас в последнее время снимают. Ведь заслуживающей внимания русской фантастики, которая, кстати, была у нас в советские годы, я очень давно уже не видел.

При некотором внешнем, сюжетном сходстве с обожаемым мною фильмом Роберта Земекиса «Назад в будущее», «Овечка» рассказывает совершенно о другом. Студент МИФИ Никита не очень-то ладит со своими родителями, т.к. далёк от них по своим интересам и взглядам. Он считает своего отца, работающего в НИИ за небольшую зарплату, неудачником, испортившим свою жизнь. Никита мечтает совершить переворот в науке и разбогатеть, стать знаменитостью. В лаборатории университета он создаёт устройство, способное перемещать материю в пространстве. Так, они с другом пока что развлекаются тем, что телепортируют мышку по всему корпуса университета, пугая преподавателей. В один день он находит в университете старое устройство, случайно активировав которое, он перемещается в 1985 год, где знакомится со своими молодыми родителями, которые ещё такие же студенты, как и он. Там же он находит и свою любовь. Вернуться «назад в будущее» оказывается не так-то просто, но сделать это нужно как можно скорее, т.к. перемещение во времени во много раз ускорило старение организма Никиты.

Овечка Долли была злая и рано умерла

«Овечка Долли» носит довольно непонятное название, суть которого становится ясной лишь после просмотра фильма. С одной стороны, название оригинальное и ему подходящее, но не привлекающее зрителей. Я думаю, многие не пошли на фильм уже потому, что не поняли, о чём он. Знали бы, что о путешествиях во времени, народу было бы больше, а так залы остались пустыми. Да и вообще, должно быть, на русское кино ходят единицы, судя по тому, что я увидел в кинотеатре и глядя на статистику, количество оценок у фильма.

«Овечка Долли» – это в первую очередь фильм о переменчивости жизни, отличиях двух поколений. Это ностальгия по 80-м годам, советскому времени. В фильме показываются многие узнаваемые приметы того периода: поездки вдесятером на одном старом Запорожце, автоматы с минеральной водой, лекции по научному атеизму, дружные и весёлые молодёжные коллективы, музыкальные концерты первых рок-групп, на которые сложно попасть, треугольные пакеты молока и походы на природу, очереди за колбасой. Всё это показывается с тёплым чувством, особенно понятным тем, кто эти времена хоть как-то застал. Впрочем, и людям, которые родились намного позже, полезно и небезынтересно будет взглянуть на то, как жили их родители и деды. Не всё, конечно же, здесь показано, реальность 80-х даётся, пожалуй, несколько идеализированной. Даже отрицательные моменты, неудобства того времени показываются, скорее, со смехом и любовью, чем с какими-то негативными чувствами.

Овечка Долли была злая и рано умерла

Фантастического здесь ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы заглянуть в прошлое и сравнить его с настоящим. Никаких определённых выводов, правда, в пользу того или иного времени здесь не навязывается. Вскоре вообще надолго забываешь, что это фантастический фильм, он куда больше похож на комедию – забавных моментов здесь, кстати, предостаточно. Безусловный плюс картины Пиманова – отсутствие пошлости, глупости современных молодёжных комедий. Я боялся, что будет сильно ощущаться пропаганда каких-то коммунистических идеалов, но тут ничего такого и нет, во всяком случае, этого не видно. Скорее, это просто кино о дружбе, любви, общечеловеческих, понятных для всех вещах, связи времён и поколений.

Но кино обладает довольно вялым сюжетом без особой динамики. Та часть, что касается «научной фантастики», вообще подаётся комками, все объяснения звучат как-то наивно и нелепо. Почти нет харизматичных, колоритных персонажей. Никуда не годится грим актёров. Так, получается, что отец Никиты в настоящем времени выглядит если не его ровесником, то в лучшем случае старшим братом. Актёры играют в целом средне, разве что декан по кличке Громозека ( актёр Виктор Сухоруков; привет вам от Булычёва и Алисы Селезнёвой) как-то выделяется на фоне остальных. Студентка Маша (Юлия Савичева) смотрится совсем неубедительно. Герои не столько отличаются своими характерами, индивидуальностью, сколько просто выполняют определённую сюжетную функцию.

Овечка Долли была злая и рано умерла
Громозека (Виктор Сухоруков). У этого персонажа есть свои секреты

Впрочем, «Овечка Долли» это всё же неплохое отечественное кино. Если смотреть на него с позиции мирового кинематографа, то оно, безусловно, среднее по качеству. Но в ряду российских фильмов, которые редко радуют фантастикой, фильм неплохой. Впрочем, в кинотеатр можно, наверно, сходить на что-нибудь ещё, «Овечку» можно посмотреть и дома, она от этого ничего не потеряет. Кстати, к фильму «Назад в будущее» отсылают не только сюжет и главный герой, но и мелодия, которая здесь периодически звучит.