«Овечка Долли была злая и рано умерла» – российский фильм Алексея Пиманова о путешествиях во времени, отдалённо напоминающий «Назад в будущее», но изображающий не столько увлекательные приключения и временные аномалии, сколько конфликт отцов и детей, дружбу сквозь время.
Год: 2015.
Страна: Россия.
Режиссер: Алексей Пиманов.
В главных ролях: Данила Шевченко, Юлия Савичева, Виктор Сухоруков, Роман Полянский, Виктория Маслова, Борис Щербаков.
Я довольно редко смотрю современное российское кино, а здесь о нём, кажется, и вообще ни разу не писал. И в кинотеатр на отечественные фильмы уже давно не ходил. Однако поскольку фильм «Овечка Долли была злая и рано умерла» – это фантастика о путешествиях во времени, решил поглядеть, что же хорошего у нас в последнее время снимают. Ведь заслуживающей внимания русской фантастики, которая, кстати, была у нас в советские годы, я очень давно уже не видел.
При некотором внешнем, сюжетном сходстве с обожаемым мною фильмом Роберта Земекиса «Назад в будущее», «Овечка» рассказывает совершенно о другом. Студент МИФИ Никита не очень-то ладит со своими родителями, т.к. далёк от них по своим интересам и взглядам. Он считает своего отца, работающего в НИИ за небольшую зарплату, неудачником, испортившим свою жизнь. Никита мечтает совершить переворот в науке и разбогатеть, стать знаменитостью. В лаборатории университета он создаёт устройство, способное перемещать материю в пространстве. Так, они с другом пока что развлекаются тем, что телепортируют мышку по всему корпуса университета, пугая преподавателей. В один день он находит в университете старое устройство, случайно активировав которое, он перемещается в 1985 год, где знакомится со своими молодыми родителями, которые ещё такие же студенты, как и он. Там же он находит и свою любовь. Вернуться «назад в будущее» оказывается не так-то просто, но сделать это нужно как можно скорее, т.к. перемещение во времени во много раз ускорило старение организма Никиты.
«Овечка Долли» носит довольно непонятное название, суть которого становится ясной лишь после просмотра фильма. С одной стороны, название оригинальное и ему подходящее, но не привлекающее зрителей. Я думаю, многие не пошли на фильм уже потому, что не поняли, о чём он. Знали бы, что о путешествиях во времени, народу было бы больше, а так залы остались пустыми. Да и вообще, должно быть, на русское кино ходят единицы, судя по тому, что я увидел в кинотеатре и глядя на статистику, количество оценок у фильма.
«Овечка Долли» – это в первую очередь фильм о переменчивости жизни, отличиях двух поколений. Это ностальгия по 80-м годам, советскому времени. В фильме показываются многие узнаваемые приметы того периода: поездки вдесятером на одном старом Запорожце, автоматы с минеральной водой, лекции по научному атеизму, дружные и весёлые молодёжные коллективы, музыкальные концерты первых рок-групп, на которые сложно попасть, треугольные пакеты молока и походы на природу, очереди за колбасой. Всё это показывается с тёплым чувством, особенно понятным тем, кто эти времена хоть как-то застал. Впрочем, и людям, которые родились намного позже, полезно и небезынтересно будет взглянуть на то, как жили их родители и деды. Не всё, конечно же, здесь показано, реальность 80-х даётся, пожалуй, несколько идеализированной. Даже отрицательные моменты, неудобства того времени показываются, скорее, со смехом и любовью, чем с какими-то негативными чувствами.
Фантастического здесь ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы заглянуть в прошлое и сравнить его с настоящим. Никаких определённых выводов, правда, в пользу того или иного времени здесь не навязывается. Вскоре вообще надолго забываешь, что это фантастический фильм, он куда больше похож на комедию – забавных моментов здесь, кстати, предостаточно. Безусловный плюс картины Пиманова – отсутствие пошлости, глупости современных молодёжных комедий. Я боялся, что будет сильно ощущаться пропаганда каких-то коммунистических идеалов, но тут ничего такого и нет, во всяком случае, этого не видно. Скорее, это просто кино о дружбе, любви, общечеловеческих, понятных для всех вещах, связи времён и поколений.
Но кино обладает довольно вялым сюжетом без особой динамики. Та часть, что касается «научной фантастики», вообще подаётся комками, все объяснения звучат как-то наивно и нелепо. Почти нет харизматичных, колоритных персонажей. Никуда не годится грим актёров. Так, получается, что отец Никиты в настоящем времени выглядит если не его ровесником, то в лучшем случае старшим братом. Актёры играют в целом средне, разве что декан по кличке Громозека ( актёр Виктор Сухоруков; привет вам от Булычёва и Алисы Селезнёвой) как-то выделяется на фоне остальных. Студентка Маша (Юлия Савичева) смотрится совсем неубедительно. Герои не столько отличаются своими характерами, индивидуальностью, сколько просто выполняют определённую сюжетную функцию.
Впрочем, «Овечка Долли» это всё же неплохое отечественное кино. Если смотреть на него с позиции мирового кинематографа, то оно, безусловно, среднее по качеству. Но в ряду российских фильмов, которые редко радуют фантастикой, фильм неплохой. Впрочем, в кинотеатр можно, наверно, сходить на что-нибудь ещё, «Овечку» можно посмотреть и дома, она от этого ничего не потеряет. Кстати, к фильму «Назад в будущее» отсылают не только сюжет и главный герой, но и мелодия, которая здесь периодически звучит.