Я трепетно отношусь к классике ужасов, фильмам 80-90-х годов, которые связаны у меня с теплыми детскими воспоминаниями, овеяны атмосферой чего-то таинственного и прекрасного. Именно эти фильмы в какой-то мере сформировали меня, мои вкусы, взгляды. И мне всегда становится не по себе, когда я узнаю, что на что-нибудь из них вдруг появился очередной ремейк. То, что вытворяли со старыми ужастиками, – пером не описать, приличными словами не выразить.
Странно, но почему-то ремейк фильма Кошмар на улице Вязов, появившийся аж в 2010 году, прошел мимо меня. Видимо, чем-то другим я был занят. Но зато теперь он случайно попался мне на глаза.
«Welcome To Your New Nightmare!»
При создании нового A Nightmare on Elm Street, по словам продюсера Брэдли Фуллера, хотели сделать что-то более страшное, мрачное, избавившись от прежних кривляний Фредди в последних частях и неуместного юмора. Нам хотели преподнести, с одной стороны, старую, кем-то подзабытую историю, а с другой – показать нового Фредди, которого играет на этот раз не Роберт Инглунд, к которому мы все так привыкли и которого так ценим и любим, а новый актер – Джеки Эрл Хейли. Некоторые, возможно, помнят его по замечательно сыгранной роли Роршаха в отличном фильме по комиксу Хранители. У меня бы выбор все же вызывал сомнения, но раз Инглунд видел Хейли в этом образе и отзывался о нем очень хорошо, то можно довериться его опыту.
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Режиссер: Сэмюэл Байер.
Композитор: Стив Яблонски.
[/stextbox]
Начинается фильм с привычных сцен. И не случайно, многие эпизоды и смерти здесь повторяют старые, они же и самые лучшие. Это то ли поклон такой оригинальной версии и дань уважения, то ли нелепое сомнение в том, что новое поколение помнит того Фредди. Мне почему-то не по себе было, когда в старых сценах я видел других актеров. Возникало ощущение, что меня обманывают.
Но для чего-то все же мы переснимаем старые фильмы. Старые спецэффекты становятся менее естественными и выразительными, возникают технологические инновации. Антураж, современные проблемы, стиль жизни и манера одеваться. Все подвержено постоянным переменам. Так вот и Кошмар на улице Вязов 2010 в каком-то плане компенсирует эту удаленность от жизни молодежи 80-х годов. В кадре появляется новая техника, актеры одеты в современную одежду. Многие детали вносят новые оттенки. В библиотеках мощные компьютеры с плоскими экранами, в качестве источника информации – Интернет, присутствуют даже видеоблоги. Современные реалии приятны глазу и уму, так как относят события к конкретной обстановке, приближают их к нам, не оставляя их подвешенными в воздухе, как часто бывает. Куда привычнее смотреть на современных подростков, одевающихся в стиле последних лет, увлекающихся сегодняшними вещами.
Однако нашло бы это какое-то применение в сюжете, как-то отпечаталось на образах и характерах героев. Но дело в том, что индивидуальностей подростков, их проблем попросту и нету. То есть вообще. Это какие-то абсолютно шаблонные персонажи, загнанные на убой. Пушечное мясо, не более того. О чем они мечтают, чего хотят, да чем хотя бы отличаются друг от друга, помимо внешности, – все остается за кадром. Даже ведут они себя одинаково, словно это одного человека клонировали в детстве. Или, если хотите, это просто такой ТИП молодежи. Нервные, угрюмые подростки, с невыразимой тоской на лице, бледные, запуганные, несчастные… Где их только таких набрали. Повествование не стоит на месте, и вот мы летим все вперед, и вперед, а объяснять что-либо, показывать целостные картины – задача для слабаков.
Пустоты между «кошмарами» заполняются ходьбой, болтовней и напуганными взглядами. Подростки много говорят, причем диалоги часто бессодержательные, безэмоциональные, неинтересные и довольно странные для подростков, когда героям как будто нечем заполнить паузы и нечего обсуждать. Впрочем, наверное, так и есть.
Еще один забавный момент – некоторые актеры ну никак не походят на детей. Совершенно развитые фигуры, взрослые лица, грудь, манера держать себя – мать мало чем от дочери отличается, а учитель от ученика. Посмотреть хотя бы на Крис – взрослая девушка, никак не школьница.
Есть зато интересная деталь. В фильме объясняется феномен микроснов, говорится о кое-каких особенностях сна и его функциях, последствиях недосыпания. Это те немногие диалоги, которые более-менее адекватны и содержательны.
Чему же уделили большое внимание авторы? Вы удивитесь, но лицу! Старый добротный грим их не устраивал. Теперь лицо Фредди должно более реалистично отражать реальное состояние тканей при серьезных ожогах. Шрамы воссоздавались тщательно. Каждый раз грим накладывался на Хейли в течение нескольких часов! И действительно, похоже на реальные ожоги, уродливое лицо, ничего не скажешь. Но пугает ли? По идее должно, но мне отчего-то показалось, что Крюгер стал похож скорее на крысу, чем на монстра. Этот злобный китайский прищур, тонкие черты, треугольная морда. Отчего он вызывает у меня ассоциации со Сплинтером из «Черепашек-ниндзя»?
Плюс к этому Фредди получил дурацкий «загробный» голос в русском дубляже, который не столько пугает, сколько вызывает раздражение из-за своей неестественности. Я знаю, что в оригинальной озвучке Фредди тоже попытались дать голос со «сверхъестественным» звучанием, но неужели настолько же глупо?
Изменился Фредди не только внешне, но и внутренне. Как нам известно, задавались также цели раскрыть человеческую сущность Крюгера, подробности его жизни, однако флешбеки, которые тут используются временами, дают лишь отрывочные и весьма сумбурные представления о прошлом. Это словно какие-то куски, не имеющие органической связи с самим сюжетом и прилаженные некстати, как попало. Дается новая версия прошлого Фредди, но какова она и кому она нужна в таком виде?
Теперь гроза всех заснувших – не серийный маньяк, убивавший подростков, а самый настоящий педофил (или же невинная жертва?). То есть Фредди теперь не просто бегает за подростками, у него, стало быть, тут еще какой-то свой извращенный сексуальный интерес. И есть повод у подростков действительно не спать! А угрозы монстра в духе «мы с тобой еще успеем поиграть» вообще звучат двусмысленно и вдвойне зловеще! Еще и не по себе становится, когда думаешь, что от нас стараются скрыть за кадром.
Смотреть серьезно за его похождениями после этой информации уже не так-то просто. Я знаю, что Крюгер изначально задумывался как педофил-убийца, но все же хорошо, что от этой идеи отказались. Никакого интереса для нас в такой личности уж точно бы не было.
Хуже всего, что даже все перемены, произошедшие с маньяком, не способны наполнить хоть сколько-нибудь пустую оболочку. Крюгер больше не страшен, его появление не сопряжено с ощущением какой-либо мрачной, нервной атмосферы. Это просто странный, уродливый мужик в старом дедушкином свитере. Ну, убивает он подростков. Ну и что тут особенного, чудовищного, пугающего? Где тут саспенс вообще? В его действиях теперь нет ни малейшей изобретательности, он не способен играть с жертвами столь же увлекательно и разнообразно, как раньше, получая удовольствие от самой погони, заставляя нас гадать, что он выкинет в следующий раз, где он появится, какие декорации использует. Ведь в новом мире у Крюгера должно быть столько возможностей, а все, что мы видим – старую котельную, магазин, пару домов, камеры в тюрьме… Все самое интересное позаимствовано из оригинала.
Зрителя жалеют, будто ты пришел не на фильм ужасов, а на какой-то семейный фильм, легкие, незатейливые, комедийные приключения. Нет в поведении повелителя снов особой жестокости, «мучения» вообще оставлены за кадром. И не то что я настолько кровожадное и агрессивное животное, что жажду криков боли, рыданий и расчлененки, но где тот пугающий, яркий образ, квинтэссенция самого ужаса, которая была в старом фильме?! Ведь в этом фильме-то действительно был смысл! Фредди для нашего поколения был просто олицетворением страха, кино заставляло задумываться о собственных снах, о борьбе с внутренним злом. Хотелось управлять своими снами. А что нам оставили здесь?
В этих побегушках нет ни малейшей интриги, динамики или напряжения. Картонным героям попросту не сочувствуешь, их не знаешь и не хочешь знать. Это просто какое-то мясо без характеров и лиц. Особенно скучно смотреть Кошмар на улице Вязов, если вы знаете и помните сюжеты старых частей. История давно изучена, а те «неожиданные» повороты, которые здесь придумали, скорее удручают. Быть может, сюжет впечатлит тех, кто не знаком с оригиналом, и он на это рассчитан изначально?
Странно, но фильм даже номинировался на различные премии и даже получал их как лучший фильм ужасов, а также награждались и актеры! Хотя у зрителей и популярных критиков ремейк вызвал по большей части негативную реакцию. Наверное, только участие Джеки Хейли способно было как-то оживить эту шаблонную, среднюю по качеству и не особенно содержательную картину.
Вместо того, чтобы столько времени уделять гриму, лучше бы авторы занялись более тщательной проработкой сценария, написали более вразумительный текст диалогов… Ну или хоть придумали бы что-то новое, какое-то содержание, интересные и сложные ситуации выбора. А то получился совершенно прямолинейный и простой, как табуретка, коммерческий проект, принесший создателям большие деньги уже в первые дни премьеры, бесспорно, окупившийся, поставивший даже какие-то рекорды кассовых сборов. Но в самом жанре или хотя бы серии он ничего не поменял, погоды не сделал. Его посмотришь и забудешь. Наверное, из-за того, что смотреть особенно и не на что, нам все время крупным планом показывают ожоги на лице Фредди и его узкие китайские глазки. Ведь столько времени и усилий затрачено на создание этого дурацкого грима! Может, и фильм снимался ради него?
Впрочем, надо отдать новому Кошмару должное: визуально, благодаря современным технологиям, он выглядит прилизанно, приятно, гладко. Хорошие декорации, умно подобранные костюмы, приличная операторская работа. Отторжение все это не вызывает, если не искать в происходящем особого смысла и не приглядываться к деталям. Но вот нового Фредди показать тут так и не получилось. Главная проблема фильма как раз в том, что это кино без героев как таковых и без самого Крюгера. Кажется, он здесь так и не появился ни разу, хоть и обещал. Прислал на смену какого-то допельгангера, неудачного клона. А еще его лишили чувства юмора! И это совсем уж жестоко! И грех винить актеров в плохой, неубедительной игре, в неумении войти в образ и нежелании участвовать в кино, если им в кадре попросту нечем себя занять.
Фильм Кошмар на улице Вязов 2010 вполне можно посмотреть, но если хочется настоящих ужасов, лучше выбрать старые части.