Рецензия на фильм Петля времени


Сегодня мы поговорим о фантастическом фильме Петля времени. Это кино о будущем, в котором машина времени все же появилась, однако технология ее очень дорога и доступна лишь мафии. В будущем настолько сложно с законом, что стало совершенно невозможным как-то спрятать тело. Единственным способом оказалась отправка жертв назад во времени, в 2040-е годы, где их убивают луперы, специально подготовленные наемники.

[stextbox id="info" defcaption="true"]

Режиссер и сценарист: Райан Джонсон.

В главных ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант.

Страна: США, Китай.

Год: 2012.

[/stextbox]

Главный герой — лупер по имени Джо, живущий в 2044 году. Это простой паренек, попавший в сложные обстоятельства, у него не было семьи и приходилось как-то выживать. И после одного случая он стал работать на криминального босса из будущего, Эйба, отправленного сюда, чтобы руководить работой убийц и следить за порядком. Джо (Гордон-Левитт) не очень-то симпатичный персонаж. Он употребляет наркотики, живет, ни о чем не задумываясь, просто стараясь забыться. Однако все в этой привычной схеме меняется.

Петля времени
Молодой Джо. Гордон-Левитт

Однажды луперам приходится убить и самих себя, но старых, каким они станут лишь через 30 лет. Это называется «замкнуть петлю», таким образом заказчик избавляется от всех возможных свидетелей и улик в будущем. Справившись с этой чудовищной задачей, киллер получает золотые слитки и может в свое удовольствие провести оставшееся ему время, живя безбедно и ни о чем не заботясь. Это условие прописано у наемников в контракте. Но иногда бывает, что убийца по какой-либо причине не смог или не захотел устранить самого себя и упустил жертву. На их языке это называется «спустить петлю». Тогда приходится устранять и беглеца, и молодого лупера. Таких ошибок им не прощают. Похожая ситуация произошла с Джо и его лучшим другом.

Однажды протагонисту пришлось столкнуться лицом к лицу со старым собой и он не смог с ним справиться. А старый Джо (Брюс Уиллис) пришел сюда не просто так, он хочет все изменить в прошлом, чтобы спасти любимую женщину. Для этого ему придется найти некого Шамана, человека, который руководит мафией из более далекого будущего и который создал саму систему луперов, здесь, и убить его. Для этого у него есть всего одна маленькая зацепка, но старый Джо не остановится, ведь в будущем он встретил свою любовь, которая изменила его самого и он намерен защитить свою женщину.

Основное действие фильма происходит именно в 2040-е годы, однако есть моменты, относящиеся и к более далекому времени. И нужно сказать, что ни одна из этих реальностей не кажется мне особенно симпатичной. Видимо, действительно ничего хорошего от будущего никто не ждет. :) Тут нет стандартных хороших и плохих героев, сложно сказать, кто из действующих лиц прав. Даже луперы стали заниматься этим не от хорошей жизни. Есть между ними и дружба, и преданность, однако среда заставляет их действовать против своих чувств, чтобы сохранить собственную жизнь, которая не так уж и хороша. Можно понять каждого персонажа, но нет здесь каких-то более «правильных», положительных, от этого некоторым становится не по себе. Однако такая нестандартность интересна.

Петля времени, Шаман
Все равно что отнять конфетку у ребенка, говорите?

 

На самом деле даже и не знаешь, кому больше сопереживать — старому Джо или молодому. Каждый из них защищает то немногое, что у него есть. Старый пытается изменить историю, а молодой борется за возможность прожить то, что ему было отведено, и в то же время защищает Сида и Сару. Кажется, для него со временем это становится чем-то большим, чем просто самозащитой. Он верит в то, что Сид все еще просто беззащитный ребенок. И многие зрители, наверно, также будут на его стороне. Все зло, что он причинил, будет лишь в будущем. Однако ведь и отпустить маленького Шамана, понадеявшись, что хорошее воспитание все изменит — огромный и необоснованный риск. Нужно сказать, что Сид не выглядит таким уж беззащитным и невинным ребенком.

Эмили Блант, Петля времени
Сара на боевом посту

Интересно, что в этом будущем в результате мутации многие получили способность телекинеза, она стала обыденностью, однако не принесла никакой пользы ее обладателям. Сила эта оказалась настолько ничтожной, что с помощью телекинеза могли поднять в воздух лишь мелкие предметы, что хорошо в качестве фокуса, для привлечения внимания противоположного пола, однако почти неприменимо в жизни. Таким образом, тут как бы развенчивается стереотип о том, что суперспособности делают человека особенным, как-то возвышают его над другими.

Довольно необычно, что и одни события, и другие происходят в будущем, тут не показывается наше время. 2040-е являются прошлым только для более отдаленного времени. Интересно также, что с вниманием отнеслись к некоторым на первый взгляд маловажным деталям: Джо изучает французский, однако мы понимаем, что он все равно, сколько бы ни спорил, отправится жить в Китай. Да еще идея о меняющихся воспоминаниях старого Джо довольно неординарна. Проявляющиеся воспоминания позволяют ему избегать опасности, предугадывать действия своего молодого оппонента. А мне приятно было обнаружить еще и свою фразеологию, особый сленг у луперов.

Петля времени
Старый и молодой Джо. Найди десять отличий

Брюс Уиллис уж слишком отличается внешне от Гордона-Левитта, чтобы изображать его в старости. Уиллис кажется сильно постаревшим, с каждым фильмом это чувствуется все больше, он как будто устал. Играет здесь он не блестяще, однако со своей ролью мстителя из будущего справляется.

Название фильма на английском — Looper, что скорее можно было бы перевести как «Лупер» (то есть вообще не переводить), тем более что в фильме этот термин объясняется и многократно используется. Однако, возможно, русским переводчикам показалось, что «Петля времени» звучит более благозвучно и передает суть.

Можно отметить, что в фильме присутствует некоторые ляпы, вроде изменяющихся на глазах предметов, некоторых незначительных мелочей. Кроме того, и сама история вряд ли была бы оправдана законами физики, некоторые вещи, связанные с финалом, могут вызывать вопросы. Идея насчет невозможности спрятать трупы выглядят ну как-то уж слишком сомнительной и мелковатой. И даже если ее принять, сам фильм не раз этому противоречит (в будущем все же кое-кого убивают, словно забыв про запреты). Да и сами временные пересечения здесь настолько запутаны, что от них у кого угодно заболит голова. Как могло существовать одновременно две версии развития истории? Если Джо в одном варианте дожил до старости, значит, он в прошлое не возвращался и ничего не изменил, и Шаман остался жив. Однако же он возвращается, и все меняется на глазах. Но если все закончилось так, как закончилось, значит, такого быть уже не могло?!

Петля времени
Молодой Джо и Сара в раздумьях

Правда, во время просмотра на такие вещи можно и не обратить внимания. Временные парадоксы — вообще довольно сложная тема, были и не такие ляпы и странности, можно вспомнить хотя бы Терминатора, где солдат из будущего сделал ребенка женщине из прошлого, который, повзрослев, его самого в прошлое и отослал… Такие вещи сложно осмыслить, а если верить физикам, само путешествие в прошлое невозможно, а значит, столько замечательных фильмов можно было бы и не снимать. Фантастика на то и фантастика, чтобы играть с допущениями.

Сама задумка необычна, разное было снято о временных загадках, однако таким способом машину времени, кажется, еще никто не использовал. Тут есть и свой черный юмор. Однако особой глубины в фильме нет, не ждите ярких и запоминающихся диалогов, которые можно было бы растащить на цитаты, мыслей, которые бы остались с вами надолго после просмотра. Фильм хорош в своем жанре, он неплохо снят при ограниченных средствах, не затянут, а сюжет его интересен. Это не какой-нибудь боевик. Все боевые сцены можно пересчитать по пальцам, да и нет тут излишней беготни, постоянного «драйва». Петля времени разогревается неспешно, но это не так уж и плохо. А увидеть Уиллиса в такой роли, чем-то напоминающей нам о Крепком орешке, лучших его временах, приятно. Стоит ему взяться за оружие, и фильм сразу набирает обороты, а на экране разворачиваются красивые, эффектные сцены.

Хотя Looper получился далеко не отличным, смотрится он с интересом, а любители фантастики на тему путешествий во времени получили еще одну неплохую картину.