Фильм «Голодные игры». Реалити-шоу будущего


Голодные игры — фильм по одноименному циклу книг Сюзанн Коллинз. После страшной кровопролитной войны против Капитолия, столицы нового государства в Северной Америке, рабочие районы были жестоко наказаны, людей заставили подчиняться. А чтобы урок прошлого никто не забыл власти каждый год устраивают игры — реалити-шоу, на котором отобранные жребием 24 подростка из 12 районов должны сражаться друг против друга, пока не останется лишь один из них.

 — Вы там бывали? В одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом?

— Боюсь, что нет, а что?

— А я ездил. Там полно неудачников. А также угля, зерновых, ресурсов. Много полезного… Но больше всего неудачников. Если бы вы там побывали… вы бы за них не болели.

Города разорены, бедняки голодают и не покупают товары, а обмениваются вещами. Повсюду  лишь руины старого мира, сохранился лишь прекрасный и недоступный для простых людей Капитолий, где живут богачи, контролирующие государство. Только случай решает, кто будет участвовать в новых играх. Обряд избрания трибьютов — участников, представляющих свой регион, называется Жатвой. На этот раз жребий решил, что от 12 района на Голодные игры отправится маленькая, беззащитная девочка — Примроуз, однако Китнесс Эвердин, ее отважная и сильная сестра 16 лет, попросилась поехать на испытания вместо нее. Парнем, выбранным жребием, стал Пит, знакомый Кэтнисс, на которого она за что-то зла. Отказаться от участия невозможно, и убежать ребятам некуда. Тем самым они лишь подставили бы всех остальных жителей дистрикта. Для многих эти игры — обязательный ритуал, ведущие шоу утверждают, что это большая честь для «счастливчиков», ставшими трибьютами. Однако бедняки понимают, что, скорее всего, эти игры — приговор для ребят. У Кэтнисс и Пита есть лишь один шанс вернуться назад — став победителями, то есть пережив всех остальных участников, что почти невероятно. И по правилам может быть только один победитель.

hunger-games-1

Но прежде чем участвовать в играх, нужно завоевать внимание спонсоров, которые могут прислать полезное оружие, еду, снаряжение, лекарства, дабы поддержать приглянувшегося трибьюта. И для этого ребятам действительно нужно устроить шоу, блеснуть, сделать что-то эффектное, повеселить зрителей. Без спонсорской поддержки не победить. И такова внутренняя суть «Голодных игр».

Оригинальное название: The Hunger Games.

Год: 2012.

Страна: США.

Режиссер: Гэри Росс.

Сценарий: Сюзанн Коллинз, Гэри Росс, Билли Рэй.

В главных ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон, Стэнли Туччи, Ленни Кравиц, Элизабет Бэнкс, Уэс Бентли, Дональд Сазерленд.

Похожие произведения можно найти без труда. Возможно, они даже напрямую повлияли на творчество Сюзанн Коллинз: тут вспоминается и Бегущий человек, и пресловутая Королевская битва. Только участники этой игры — простые подростки, большинство из которых никак не подготовлено к сражениям и выживанию. Можно припомнить и кое-что из художественной литературы — есть небольшое сходство с Повелителем мух Уильяма Голдинга, там тоже действуют подростки, попавшие в дикие условия и вынужденные как-то выживать. Делает ли такое большое количество аналогий данное произведение посредственным и неинтересным для просмотра или чтения? Да уж вряд ли, о плагиате речь заводить не стоит, а для старых тем всегда можно создать новую любопытную интерпретацию, что постоянно происходит в искусстве. Но вот насколько удалось привнести что-то новое и удивить нас в данном конкретном случае?

Голодные игры

Голодные игры

На роль  Кэтнисс пробовалось множество актрис, но приглянулась Гэри Россу именно Дженнифер Лоуренс, которая и хорошо подходила для данного образа, и была знакома с самой книгой, сумевшей произвести на Дженнифер большое впечатление. Не знаю, насколько в действительности актриса соответствует книжному образу, но играет она достаточно убедительно, хорошо передавая эмоции героини в критических, напряженных ситуациях, однако мне она поначалу показлось уж слишком мрачной и какой-то закрепощенной, излишне холодной и интерной. Хотя Кэтнисс и выглядит боевой, закаленной, привыкшей во всем полагаться на себя, знакомой со всеми трудностями жизни, голодом и жестокостью. Но вот как героиня любовной истории такая Кэтнисс подходит меньше всего. Нужно сказать, что в Голодных играх инициатива по большей части находится в хрупких женских руках Кэтнисс, Пит же по большей части пассивный герой, ему уделено меньше внимания. Поэтому фильм, скорее всего, больше должен нравиться именно женской аудитории. Образ отважной лучницы,  не пасующей ни перед чем, удался.

Куда больше приглянулся мне самому Вуди Харрельсон, как всегда отлично вжившийся в роль циничного и умудренного жизнью героя — Хеймитча Эбернети, победителя одной из игр. Наставник у ребят весьма своеобразный, надо сказать. Ворчливый пьянчуга с виду, а внутри — разочаровавшийся в людях, обозленный на власти бунтарь, как никто  сочувствующий трибьютам и разделяющий их боль. Его поддержка оказалась неоценимой для ребят.

И компаньон Кэтнисс — Пит — в исполнении  Джоша Хатчерсона ощущается как некий неоднозначный герой, персонаж со скрытыми мотивами, который думает больше, чем говорит. Человек действий и больших поступков. Он так же непринужденно выглядит на сцене в шоу, шутит и привлекает внимание спонсоров, как и дерется. Не зря и премия за лучшую мужскую роль актеру присвоена. В целом же в плане игры актеры справляются. Нельзя не отметить игру Дональда Сазерленда, изобразившего президента Кориолана Сноу, хитрого и властного богача, управляющего людьми из тени. Этот герой уметь вызывать у людей нужные ему чувства, направлять толпу, он очень давльновиден и опасен.

Сюжет у Голодных игр не то что бы слишком простой, но без особых изысков и неожиданностей. Мне лично многое показалось нелогичным. Ходящие толпой участники игры, сговорившиеся до поры до времени быть вместе, объединившись против просто «убийственной» Кэтнисс, смело засевшей на дереве. Весьма логично, если учитывать, что им все равно друг друга убивать, а легче всего перерезать соперникам глотки во сне, пока они ничего не подозревают. Да и девушка изначально опасность представляет разве что для зайцев и белок.

Это я иронизирую, конечно, но ведь такие вещи при вдумчивом просмотре действительно удивляют. Да и для себя я не смог объяснить, почему власти выбрали такой странный способ «устрашения» недовольных. Ну, забирали бы людей в солдаты за проступки и неповиновение, как это делалось в царской России, посылали бы в какую-нибудь свою постапокалиптическую Сибирь заготавливать древесину. Ввели бы жесткий полицейский контроль, досмотр, сложную систему шпионажа… Но игры, в которых участвуют всего лишь 24 человека? И ведь набирают практически из детей, а это способно вызвать лишь еще большую волну недовольства. Кто будет смотреть спокойно, как убивают его любимое чадо?! И почему люди должны быть покорны, отдавая своих отпрысков на верную смерть? Чтоб не забрали оставшихся? Ну пришел бы Иван Грозный забирать детей по городам да весям — долго бы продержалась его власть? Видать, у них там, в будущем, люди совсем помешались на реалити-шоу или богачам из Капитолия и в самом деле ужасно скучно, и только избиение младенцев способно их как-то развлечь. Удивительно, но кажется, в светском обществе даже дамы окончательно перестали быть чувствительны к чужим страданиям. Но спишем это на жестокость и черствость их каменных сердец, а не на условность авторской концепции мира.

Голодные игры

Возможно, идея с «волшебной мазью», излечивающей любые раны за ночь и годящейся от всех болезней, — это часть замысла автора и объясняется в книге, а в фильмах еще объяснится, будем надеяться, ведь планируются сиквелы. Как и пожар, возникающий по указке операторов в нужном месте, фантастические звери, вводимые в действие нажатием кнопки. Это все интересно, выглядит здорово, создает напряжение и вызывает любопытство, но сам мир прописан недостаточно подробно и такие моменты порождают просто кучу и маленькую тележку вопросов, на которые в этой части никто так и не ответил.

Раздосадовало, что мир будущего так слабо показан. Продемонстрирован лишь какой-то кусочек столичной жизни с весьма посредственными декорациями. Мир бедняков, показанный в серых тонах, конечно, четко противопоставлен сытым и довольным жителям Капитолия, величественным пейзажам, футристической технике и городской архитектуре. Для богачей население рабочих районов — и забавные зверюшки, и трудолюбивые пчелки, приносящие все необходимые ресурсы, а сами дохнущие с голоду день ото дня. Надо сказать, социальный контраст у режиссера получился неплохой, этот аспект проработан хорошо. В безумстве и бесчувственности телезрителей можно увидеть и некоторые черты современного общества, а также узнать и римское, вездесущее — «хлеба и зрелищ». Однако при многомиллионном бюджете ждешь более эффектной, смелой и масштабной картины, которой тут нет.

Голодные игры

Вторая часть фильма, уже после подготовки, сама игра, получилась как будто лучше. Есть какое-то напряжение, динамика, присутствует драма. Успешно создается атмосфера, что усиливается и  красивой музыкой. Хотя у фильма низкий возрастной рейтинг и особенной жестокости здесь нет, даже серьезные раны стараются особенно не показывать, дискомфорта от этого не испытываешь, кровь тут все же присутсвует и смерть участников никак не утрируется. Игра длится не один день, однако заостряется внимание лишь на ключевых моментах, процесс выживания показан отрывками, сжато, оттого и действие получилось и более «сгущенным», быстрым, но временами из-за этого непонятно, сколько вообще времени прошло. Тема фильма позволяет показать во всей сложности человеческие отношения, людей, которые ведут себя по-разному в этой ситуации. В ком-то просыпается жестокость, мстительность, коварство, а кто-то ухитряется остаться человеком. Страх и отчаяние, искренние печаль и ненависть, бескорыстная забота, участие — тут все это присутствует. Герои ведут себя действительно как подростки. Более зрелые и подготовленные из-за нелегкой жизни у себя дома, но все же это не монстры и не бесстрашные рыцари.

Честно говоря, Голодные игры производят весьма неоднозначное впечатление. Как-то изначально от них ожидаешь одно, а получаешь совсем другое. Вроде, и не хватает размаха, но есть какие-то идеи, есть драма. Нет, это, конечно, не Сумерки, с которыми их почему-то постоянно сравнивают, тут нет такой слезливой сахарности, да и романтическая линия — словно насмешка над доверчивым зрителем, настолько она слабо проглядывается. Аудитория что у книг Коллинз, что у фильма должна быть другой. Но и  отличной, оригинальной работой я назвать этот фильм не могу. Посмотреть можно, но совсем не обязательно. Есть более серьезные антиутопии и более увлекательные приключения. Так что решать только вам.