Грань будущего. Рецензия на фильм


Много в последнее время снимается фантастических фильмов на тему вторжения на Землю пришельцев, не знаю, к чему бы это. Причём неплохих фильмов. Вспомним хотя бы Тихоокеанский рубеж и Обливион, о которых мы уже когда-то писали. Грань будущего имеет то важное отличие от них, что здесь тема инопланетного вторжения сочетается с темой временных аномалий, путешествий во времени.

Оригинальное название: Edge of Tomorrow.
Год: 2014.
Страна: США, Австралия.
Режиссёр: Даг Лайман.
В главных ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон, Брендан Глисон, Джонас Армстронг, Тони Вэй, Кик Гарри.

Грань будущего
Генерал Бригхем — Брендан Глисон

Грань будущего

Том Круз в последнее время часто стал сниматься в фантастике, да ещё фильмы получаются у него ничего себе. Амплуа и славу спасителя человечества, можно сказать, он себе уже заработал и смотрится в роли подобного героя вполне органично. В этот раз он играет пресс-секретаря армии США Уильяма Кейджа, тылового военного, который никогда не участвовал в боевых действиях. Он специализируется вообще-то на пиаре, привлечении добровольцев, связях с общественностью. Однако одному генералу показалось, что он будет лучше смотреться с оружием в руках на поле сражения, в самой страшной мясорубке из всех возможных. В этой битве с полчищами пришельцев, мимиков, как их тут называют, Уильям, никакой не храбрец и не Брюс Ли, ожидаемо гибнет вместе с остальными солдатами (в самом начале фильма, так что не спойлер), однако перед этим убивает одно существо, отличающееся от других. После смерти он возвращается на день назад. Герой вынужден раз за разом умирать в этой безнадёжной битве. Он пытается предупредить командование и простых солдат о том, что случится, однако никто его не слушает. Единственный способ прекратить весь этот кошмар — выиграть в войне. Для этого ему нужно будет объединиться с Ритой Вратарски, лучшим бойцом американцев, принёсшей людям единственную пока победу и прозванную за это «Ангелом Вердена» или «цельнометаллической стервой».

Грань будущего

Грань будущего напоминает разом несколько картин, сочетая разные их элементы: очевидно, День сурка с его ежедневными повторами тех же событий, «идеальным днём», Звёздный десант, где люди воевали с неантропоморфными полчищами пришельцев, Исходный код с его невыполнимой миссией и зацикленным, закольцованным временем. Помимо этого, внешний вид мимиков и их поведение некоторым критикам напомнили Чужого. А если вспомнить ещё один старый фильм с пришельцами, где так же играл Том Круз, то это Война миров по Герберту Уэллсу, только здесь наша среда противника так и не останавливает. Футуристические же экзоскелеты не могут не вызывать ассоциаций с жанром «меха» в аниме и манге или с недавним Элизиумом Нила Бломкампа. Кстати, напоминает Грань будущего не только фильмы, но и некоторые игры. Не знаю, мне ли одному вспомнились Жнецы из Mass Effect'а при одном взгляде на мимиков. А ещё сами обстоятельства, места действия, планы сражений очень явно отсылают к истории второй мировой, тут даже звучит такое сравнение. Да и высадка в Нормандии — известная всем реальная боевая операция.

Грань будущего
Сержант Рита Вратаски — Эмили Блант

Что же получилось из этой удивительной смеси и что здесь вообще есть своего? Свои здесь идея, интересный и увлекательный сюжет, герои и настроение. Том Круз на этот раз превзошёл себя, хорошо передав характер своего героя, вжившись в образ. Его дуэт с Эмили Блант, которая здесь играет мужественную и бесстрашную Риту Вратарски, получился эмоциональным и красивым. Это не романтическая мелодрама, а фантастический боевик, здесь не будет продолжительного романа с поцелуями, любовных треугольников и пятиугольников, но одни только взгляды, выражения лиц, позы, один лишь кадр с убитой в который раз Ритой говорят здесь в сто раз больше, чем самые пространные и проникновенные признания в любви, а один-единственный поцелуй стоит десяти постельных сцен.

Грань будущего с первых кадров привлекает к экрану и не сбавляет темп до самого конца, не растягивая и не затормаживая действие, но и никуда не спеша, с подробностями повторяя тот же самый роковой день. Хороший юмор, забавные сцены легко сочетаются с по-настоящему драматическими, напряжёнными моментами. Высокий уровень спецэффектов, замечательные батальные сцены, хорошо поставленные драки, в меру жёсткий стиль — всё это выделяет данный фильм.

Edge-of-Tomorrow-2

Вообще я довольно неравнодушен к картинам с временными аномалиями, эта тема меня очень давно интересует, одна из моих любимых картин, которую я пересматривал множество раз — Назад в будущее Роберта Земекиса. Поэтому, конечно, я не мог остаться равнодушным и не посмотреть это кино, но и сама картина получилась намного лучше, чем я ожидал и впечатлила так, как мало что за последнее время. Да, это развлекательный, жанровый, фантастический фильм, не шедевр и не классика уровня Зелёной мили, Побега из Шоушенка, Списка Шиндлера, это всем понятно. Но всё же это фильм выше среднего качества, удивительно лёгкий и в то же время серьёзный.

Хотя кино снималось по ранобе Хироси Сакурадзака «Всё что тебе нужно — это убивать» (All You Need Is Kill), от Японии тут мало что сохранилось, разве что управление у экзоскелетов, устройства с японским языком. Всё остальное — чисто американское, но в хорошем смысле. Можно отыскать в фильме ошибки, логические и научные, но всё это совершенно не играет роли. Единственное, что несколько смущает меня — это не вполне правдоподобный и, наверное, не совсем логичный хэппи-энд, но он получился неожиданным, небанальным и как будто находится на своём месте, так что и его можно простить. Посмотрите Грань будущего, очень рекомендую всем. А к самому режиссёру я, наверное, буду присматриваться.