«Дракула». Монстр поневоле


Перво-наперво заметим, что Дракула фэнтезийный, стокеровский и реально существовавший в XV веке господарь Валахии Влад III Басараб, которого при жизни «колосажателем» называли только турки — это вообще два разных, несвязанных персонажа. Вокруг Влада существует с древних времён такое количество мифов, анекдотов и несуразностей, как мало о каких других исторических деятелях, причём изначально сказки о нём придумывали сознательно для демонизации его образа. Во многом этим занимались венгры, активно вмешивающиеся в дела валахов, чуть ли не серьёзнее, чем сами турки.

И в большой мере Голливуд, как ранее политические противники, враги румынского князя, очень потрудился для того, чтобы о реальном Владе Дракуле мы не знали практически ничего, зато в нашем сознании очень ярко отпечатался образ фантастический, злого вампира, царя всякой нечисти. Назвать Влада III вампиром — это всё равно что наших Ивана IV или Распутина называть нечистой силой, бесами, владыками царства тьмы и т.п., как часто сейчас и делают. Новый Дракула (Dracula Untold) эту ситуацию нисколько не исправляет, идя по той же, привычной «вампирской» линии. Но кое-что изменилось.

Теперь Влад Цепеш, которого играет Люк Эванс, также становится вампиром, однако не из-за собственной злобы и связи с дьявольскими силами и не ради простой мести, а лишь чтобы защитить свой народ от турецкого ига. Силу эту ему предоставляет со своими корыстными целями другой, более древний вампир (Чарльз Дэнс), прячущийся долгое время в пещере, проклятый и вынужденный оставаться там, пока некто, сильный духом, не освободит его.

Оригинальное название: Dracula Untold.
Год: 2014.
Страна: США.
Слоган: «Легенда обретёт бессмертие».
Режиссер: Гари Шор.
В главных ролях: Люк Эванс, Сара Гадон, Доминик Купер, Арт Паркинсон, Чарльз Дэнс, Диармэйд Мурта, Пол Кэй.

Dracula Untold
Влад Дракула — Люк Эванс

С исторической точки зрения фильм полон всё тех же несуразностей, анахронизмов, нелепостей. Даже детей Влада и его двух жён звали не так, как в фильме, не говоря уже о многом другом, обстоятельствах его биографии, турецком плене, который вовсе не был так уж жесток. Да и не настолько методы Влада по борьбе с завоевателями и расправой с врагами отличались от методов других правителей того же времени, в том числе и западноевропейских. Любителей истории и желающих узнать, как же всё там было на самом деле, отсылаю к страничке «дракуловеда», писательницы Светланы Лыжиной, где собрано много материалов по данной теме.  Отдельно об историческом Владе III мы также постараемся рассказать на нашем сайте позже. Довольно неприятно мне, как филологу, человеку, изучающему славянскую мифологию и культуру, было узнать неожиданную новость, что «вампир», оказывается, произошёл почему-то от латинского слова «пить» и никакого отношения к слову «упырь» не имеет, хотя подобный вид нечисти — как раз таки часть нашей, славянской культуры, а не западной, о чём вы можете, например, узнать из книг историка Б. А. Рыбакова (напомню о своей статье о славянской мифологии). Но зритель уловил эту информацию и теперь, конечно, будет дальше всем рассказывать о «доподлинном» происхождении вампира. Так и рождаются несуразности, глупости и аберрации сознания.

Dracula Untold
Древний вампир — Чарльз Дэнс

Но если смотреть на фильм не столь пристрастным и критичным взглядом, как на сказку и фантастику (а сказочных элементов тут много), а не как на историческое кино, тогда можно сказать, что Dracula Untold получился вовсе не плохим. Это даже очень впечатляющая, красивая картина с грамотно выстроенным повествованием, отличными актёрами, спецэффектами, приятной музыкой. В первую очередь отмечаешь, что Люк Эванс подошёл на роль Дракулы куда лучше, чем Джонатан Риз Майерс из недавнего сериала, который уже успели закрыть. Эванс вообще одна из причин, по которым посмотреть этот фильм всё-таки стоит. Нельзя не похвалить и Чарльза Дэнса (Тайвин Ланнистер в «Игре престолов»), его вампир получился очень впечатляющим, таким, каким вампиров и хочется видеть, пусть на экране он появляется лишь на короткий промежуток. Сара Гадон, сыгравшая жену Дракулы, некую Мирену (не знаю, откуда они взяли это имя) выглядит хорошо, но производит меньшее впечатление, а в какой-то момент её героиня кажется даже несколько истеричной и странной.

Сын и жена Влада
Сын и жена Влада

Дракула со времён Фрэнсиса Форда Копполы не растерял свои способности, да ещё и приобрёл некоторые. Теперь он очень зрелищно перевоплощается в стаю летучих мышей или же призывает их целыми тучами в бой и даже кидается ими во врагов, поднимая тех в воздух. Выглядит красиво и пугающе, но относишься к этому с иронией. Поскольку герою по условиям договора нельзя пить кровь три дня, то и вампиров собственных он наделать не может, чтобы использовать их в бою, поэтому и слуг, видимо, ему приходится искать в «мире животных». Совсем смешно выглядит эпизод, когда Влад сражается с врагами в одиночку, а его войско прибегает в последний момент и в удивлении смотрит на жестоко убитых противников. Хотя за то время, пока господарь Валахии дрался бы в одной части поля, при всей своей нечеловеческой скорости, силе и непобедимости, турки вполне успели бы легко захватить крепость и всех там вырезать при их-то численном превосходстве и незакрытых, незащищённых воротах. Влад мог уничтожать всех в одиночку лишь при том условии, что противник будет стоять неподвижно, ожидая своей очереди, чтобы сразиться с Дракулой лично. Характерно, что во второй битве, когда валахи пробираются в монастырь, князь приходит не совсем вовремя, турки всё-таки успевают причинить валахам хоть какой-то урон, хотя и этот эпизод выглядит несколько наивно и сказочно. Понятно, что всё это делается для того, чтобы показать мощь и удаль главного героя. Ведь и в самом деле Влад Цепеш был великим воином, но ещё он был талантливым стратегом и полководцем, а здесь почти все битвы он выигрывает в одиночку, а для чего ему армия, которой он в действительности руководил, участвуя в различных походах — совершенно непонятно. Из-за чего не чувствуется масштаб битвы, не хватает эпичности. Сравните, например, со зрелищными, яркими и запоминающимися сражениям во «Властелине колец» или даже в Хоббите Питера Джексона. Поэтому новый Дракула — это в большой мере сказка, красивая, яркая, но нереалистичная, с уловными турками, условными валахами и Владом и вневременным, абстрактным контекстом, всё тем же противопоставлением «добра» и «зла», к которому я уже, честно говоря, давно охладел. Даже на своей территории Dracula Untold не одолел Дракулу 1992 года, тоже не слишком историчного, зато романтичного, атмосферного и запоминающегося, временами даже жутковатого. Но для Гарри Шора этот фильм — дебютный среди полнометражных работ, а для начала это очень неплохо.

Dracula Untold