Хоббит: Пустошь Смауга. Рецензия


Фильмы Питера Джексона по книгам Толкина — это те картины, в качестве которых уже заранее уверен. Да, фильмы могут выйти в итоге разными по настроению, по сложности и эффектности сюжета, по верности воспроизведения самой истории, однако наверняка не зря потратишь время на их просмотр.

Хоббит: Пустошь Смауга — второй из фильмов новой трилогии по небольшой книге Толкина «Хоббит». Отважный отряд гномов вместе с хоббитом Бильбо Бэггинсом и волшебником Гэндальфом, убежав от орков, продолжают опасный путь к Одинокой Горе, чтобы бросить вызов дракону и добыть сокровище, а также вернуть к жизни могучее королевство гномов. Конечно же, в пути их ожидает множество новых препятствий.


В этой части куда меньше гэгов, юмора, наивных шалостей, чем в Нежданном путешествии. Создатели продолжают придавать материалу более взрослый, серьезный характер, развивая эпическое повествование, рисуя масштабные картины в духе Властелина колец. Удается это, правда, не всегда хорошо, т.к. «Хоббит» — книга более детская и сказочная, материал в руках режиссера сопротивляется. Для того чтобы сделать сюжет более захватывающим, многие моменты пришлось изменить, додумать свои эпизоды и сюжетные линии. Знаток Толкина и строгий критик сразу заметит это новаторство и воспримет его, наверное, не всегда положительно (что видно по различным отзывам на киносайтах). Я же читал книги давно (буду их вскоре перечитывать) и мне в каком-то смысле легче смотреть фильмы Джексона в отрыве от оригинала, не зацикливаясь на расхождениях с текстом. С другой стороны, я ожидал, что фильмы о Хоббите по масштабам будут уступать основной серии, и в них будет больше юмора и сказки. И я отнесся к этому всему спокойно.

Хоббит: Пустошь Смауга

Хоббит: Пустошь Смауга

Оригинальное название: The Hobbit: The Desolation of Smaug.
Год: 2013.
Страна: США, Новая Зеландия.
Слоган: «Beyond darkness... beyond desolation... lies the greatest danger of all».
Режиссер: Питер Джексон.
Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон.
В главных ролях: Мартин Фриман, Ричард Армитедж, Иэн МакКеллен, Эванджелин Лилли, Орландо Блум, Люк Эванс, Бенедикт Камбербэтч, Ли Пейс.

Если в первой части новой трилогии мы не успели хорошо познакомиться с каждым из гномов (в которых можно запутаться), а особенно с их предводителем Торином Дубощитом (Ричард Армитэдж), то здесь именно гномам и Торину уделяется больше всего времени. В какой-то момент непоседливый и остроумный Бильбо (Мартин Фримен) оттесняется почти на половину всего фильма в тень, а наше внимание полностью приковывается к Торину, его чертам предводителя, короля, героя, воина. В Пустоши Смауга мы начинаем понимать этот образ намного лучше, здесь показывается его сложность, глубина. Зато в финале эта «несправедливость» несколько сглаживается, снова в центре событий оказывается Бильбо.

Хоббит: Пустошь Смауга

Хоббит: Пустошь Смауга
У входа в гору гномов

Первая часть не слишком баловала придирчивого зрителя сценами сражений, динамикой и приключениями, но на этот раз сюжет развивается стремительно, одно событие сменяет другое. Тут вам сразу и битва с гигантскими пауками в Лихолесье, и плен у лесных эльфов, и Озерный город, снова вводятся в повествования догнавшие отряд орки. Для Гэндальфа, ушедшего куда-то по своим делам в самый ответственный момент, тоже придумано свое приключение, связанное с Некромантом из Дол Гулдура. Мне, правда, кажется, немного странной такая самонадеянность мудрого волшебника — самому идти в лапы к зверю, зная, что это ловушка, глупо понадеявшись лишь на свои силы. Ведь, кажется, поход Торина сейчас важнее и не след бросать друзей одних.

Хоббит: Пустошь Смауга
Смауг, дракон, разрушивший подземное королевство гномов

Но самая важная часть приключений — это, конечно, так давно ожидаемая нами встреча с драконом, что является еще и подарком для поклонников Бенедикта Камбербэтча. Актер дал Смаугу не только голос, но и мимику, движения, как некогда Энди Сёркис Голлуму. Образ получился впечатляющий — и визуально, и по звучанию. Но русский дубляж это ощущение почти не передает. Чтобы оценить игру актера, всем его поклонникам придется смотреть фильм в оригинале — оно того стоит, я уже проверил, впечатление будет более полным. С другой стороны, и визуально Хоббит: Пустошь Смауга получился превосходным: и по части анимации, и благодаря тем пейзажам, экзотическим местам, которые нам показывают. 3D придуман именно для таких фильмов, здесь эта технология производит нужный эффект. Поэтому посмотреть фильм в кинотеатре стоило бы. Я вот увидел его там буквально в последние дни, уже после Нового года, когда кинозал был почти пустой, ажиотажа вокруг картины уже не было. О просмотре не пожалел.

Хоббит: Пустошь Смауга
Лихолесье, вид сверху

Пустошь Смауга, за вычетом некоторых явно сказочных интонаций, беседы с драконом, фильм все-таки серьезный, не детский. Здесь есть даже явно сатирические сцены — Озерный город, алчный бургомистр. Добавлена любовная линия, связанная с Тауриэль (Эванджелин Лилли), Кили и Леголасом (любовный треугольник). Их взаимоотношения для меня выглядят немного странно, особенно это соперничество гнома с эльфом. Но образ Тауриэль, сочувствующей гномам, не боящейся пойти наперекор воле своего короля, интересен и поэтичен — да и актриса красивая, что уж там. В любом случае все изменения авторы смогли вписать в общую картину, она получилось целостной. И даже если эпическое полотно временами оборачивается символической и метафорической сказкой, фильм выглядит и звучит по-прежнему красиво и интересно. Так что с нетерпением будем ждать окончания этого необычного приключения. Тем более с нетерпением, что фильм словно обрывается на полуслове, явно специально подогревая интерес — прием старый, но действенный.

P.S.: Кстати, в этом фильме Питер Джексон тоже традиционно появляется в камео в самом начале фильма — в роли какого-то прохожего, грызущего морковку. Я его специально там высмотрел, вот он, голубчик:

Хоббит: Пустошь Смауга