«Орудия смерти: Город костей»


Фильм Орудия смерти: Город костей снят по первой книге довольно популярного фэнтезийного цикла Кассандры Клэр Орудия смерти (The Mortal Instruments). Нас ставят в привычную для современной фантастики ситуацию двоемирия: есть обыденная, стандартная реальность для простых смертных, а есть мир волшебных существ, магии, ангелов и демонов, вампиров и оборотней, мир тайн и откровений, опасностей и чудес. Став свидетельницей жестокого убийства в ночном клубе, Клэр понимает, что она видит то, что почему-то не замечают окружающие ее люди. Она пытается разобраться в происходящем, однако на следующий день в ее дом врывается монстр и вся жизнь девушки резко меняется.

[stextbox id="info" defcaption="true"]

Оригинальное название: The Mortal Instruments: City of Bones.

Год: 2013.

Страна: Канада, Германия.

Слоган: «Миры столкнутся».

Режиссер: Харольд Цварт.

Сценарий: Джессика Постиго, Кассандра Клэр.

В ролях: Лили Коллинз, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Роберт Шиэн, Джемайма Уэст, Кевин Зегерс, Эйдан Тернер, Джаред Харрис, Лина Хиди.

[/stextbox]

Орудия смерти: Город костей

Орудия смерти: Город костей

Довольно популярным в последнее время стало снимать фэнтезийные фильмы, главными героями которых становятся не мужчины или парни, а женщины и девушки. Наверное, в большей степени подобные произведения ориентированы все же на женскую аудиторию — ведь нам нравится наблюдать за героями, с которыми мы можем себя как-то ассоциировать, которые чем-то похожи на нас, переживают те же проблемы и трудности. Но хотя российские критики почему-то, кажется, еще до просмотра фильма и до прочтения книги вынесли и той и другой приговор «внучатый клон «Сумерек»», именно на эту франшизу Орудия смерти похожи весьма мало. Тут нет такой болезненной сентиментальности, чувствительности и растянутых, нудных лирических моментов, «волнительных» размышлений о любви. И, в общем-то, сюжет, несмотря на наличие в нем вампиров, совсем другой. Куда прозорливее оказались западные журналисты, безошибочно почувствовав, что Город костей идейно близок Гарри Поттеру Роулинг. Тоже волшебный, скрытый, невидимый мир, спрятанный от простых смертных с помощью магии, находящийся при этом внутри обычного города, прямо перед глазами. И тоже заклинания, нечто вроде волшебной палочки — только вместо обычных магических словенсых формул здесь используются руны. Если немного покопаться в «тайных архивах» и поискать, откуда появилась Кассандра Клэр и чем она занималась «до революции», то сразу же обнаружится, что сходство с Гарри Поттером не случайное. Выясняется, например, что писательница начала свой творческий путь с фанфиков в том числе и по Гарри Поттеру — она знает и любит мир, созданный Роулинг, и, конечно же, это не могло на нее никак не повлиять.

Орудия смерти: Город костей

В то же время знак равенства между вселенными поставить нельзя, Клэр не срисовывала чужой мир, а создавала свой, отталкиваясь от уже существующих в фэнтезийной традиции представлений, ходов. Да и столько раз уже писали о вампирах, оборотнях и прочих волшебных созданиях, что изобретать второй раз колесо, кажется, совсем не обязательно — натренированный зритель вполне поймет все без каких-либо дополнительных объяснений. Миры разных авторов пересекаются, и скоро, наверное, должно появится что-то вроде общей художественной вселенной, как в комиксах Marvel или DC. Плохо это или нет — не знаю, но вампиры менее популярными пока что не становятся, а значит, о них будут снимать кино и дальше.

City-of-Bones

Создала ли Кассандра Клэр нечто свое, добавила ли что-то новое? Определенно, есть в ее мире и своеобразные черты. Так, главные герои книг и фильма представляют собой потомков ангелов и людей — они называют себя Сумеречными Охотниками или нефилимами. Полуангелы и полулюди обладают особыми способностями и могут использовать руны, а также видят магических существ, другой мир. Сумеречные Охотники имеют особую задачу — они заняты борьбой с демонами, пытающимися прорваться в наш мир из преисподней, поддерживают хрупкий баланс на Земле. То, что вампиры хотя и участвуют в сюжете, но не занимают в произведении центральное место — это, пожалуй, одно из отличий фильма от других работ. Борьбе людей и демонов посвящено все же меньше фильмов, а в таком духе, кажется, их и не было.

City-of-Bones-1

Кстати говоря, нефилимы — это название, не выдуманное самой Клэр, оно встречается уже в Ветхом Завете. Так действительно назывались дети ангелов и людей, о чем, должно быть, писательница знала. Вообще, некоторые факты свидетельствуют об определенной начитанности Клэр.

Город костей — фильм не глупый и, по крайней мере, весьма привлекательный визуально. Здесь есть свой стиль, своя атмосфера, хорошо подобраны актеры, красиво показан волшебный мир, созданы отличные декорации и костюмы. Это красочное, легкое и достаточное динамичное кино. Конечно, это сказка, но не совсем детская. Рейтинг у картины невысокий, все-таки кино ориентировано в основном на подростков, однако сражения сняты достаточно жестко и реалистично, есть парочка мрачных и «темных» моментов. Диалоги, в отличие от того, что было в Сумерках, кажутся куда более осмысленными и взрослыми, фильм не лишен юмора — именно забавные сцены придают картине дополнительный интерес. Актеры играют не так выразительно, как нам бы того хотелось, но в целом негативных эмоций их исполнение не вызывает. Смотреть на Лили Коллинз (Клэри), которую вы, может быть, помните в роли Белоснежки, куда приятнее, чем на Кристин Стюарт. Джейми Кэмпбелл Бауэр (Джейс Вейланд) не напоминает ходячий романтический стереотип при всей своей «гламурности». Томных вздохов и разговоров про «льва и овечку» вы тут также не услышите. :) Подарком для знатоков станет участие в фильме Лины Хиди. Ну как же, как же, та самая Серсея Ланнистер из «Игры престолов»! Жаль только, что большую часть фильма ей придется видеть сладкие сны. Имя Джареда Харриса (Ходж), надеюсь, для вас тоже не пустой звук (Шерлок Холмс: Игра теней). И все же это не настолько сильная актерская игра, возможно, сценарий почему-то к этому не располагал.

Город костей. Постер
Город костей. Постер

Есть в Городе костей парочка странных моментов и ляпов. К примеру, совершенно нелогичный эпизод, когда Клэр останавливает демонов с помощью особой руны — кажется, в то самое время их можно было бы и убить, но вместо этого герои просто убегают, а потом, когда руна уже перестала действовать, начинают с ними сражаться. А Бах в роли Сумеречного Охотника со своей гармоничной музыкой? Может быть, это должно претендовать на оригинальность, но весь зал дружно хохотал в этот момент. И явно на такую реакцию авторы не рассчитывали. Меня немного покоробил вопрос, связанный с родственными связями героев. Я не понял, зачем нужно было так все усложнять и что это должно значить… Инцест, простите? Не слишком ли это того не того для подобного жанра? И не плевок ли это в лицо, не вызов ли? Не понимаю… Но, быть может, все это станет понятнее потом и не стоит спешить с выводами.

В любом случае, несмотря на множество негативных отзывов, Город костей кажется вполне пригодным для просмотра фильмом — красивый, яркий, с выверенным стилем, хорошим актерским составом. Сюжет и мир напоминают сразу много других похожих произведений, но есть тут и свои особенности и изюминки.

Самое интересное, что авторы уже начали работу одновременно и над сиквелом фильма, и над приквелом, а во втором фильме — Городе праха — даже будет участвовать Сигурни Уивер в одной из ролей. Но что будет с франшизой, если кассовые сборы окажутся низкими? Ведь на западе фильм раскритиковали в пух и прах. Не изменятся ли планы продюсеров? Но будем надеяться, что фанаты Кассандры Клэр не дадут этому случиться...