Хроника (2012). Рецензия на фильм


Уже так много картин снято о героях с суперспособностями, а особенно о взрослении и становлении подобных героев (и обязательно подростков), что все сложнее становится в данном жанре сказать что-то новое, свое. В фильме Хроника создатели пошли необычным путем, изменив сам способ подачи темы: мы видим то, что удалось снять на ручную камеру одному из героев фильма — Эндрю. Стилизация под съемки любительской камерой стала популярна когда-то после ужастика Ведьма из Блэр (1999) (вспомним хотя бы Монстро, Репортаж). Этот прием позволяет придавать происходящему более реалистичный характер, приближать героев к нам, показывая как бы «сырые» куски обычной жизни, в которой внезапно происходит что-то чрезвычайное, пугающее, сверхъестественное.


[stextbox id="info" defcaption="true"]Оригинальное название: Chronicle.
Год: 2012.
Страна: США.
Слоган: «На что способен ты?».
Режиссер: Джошуа Транк.
Сценарий: Макс Лэндис, Джошуа Транк.
Продюсер: Джон Дэвис, Адам Шредер, Грег Бакл.
Оператор: Мэттью Дженсен.
В главных ролях: Дэйн ДеХаан, Алекс Расселл, Майкл Б. Джордан, Майкл Келли, Эшли Хиншоу, Бо Петерсен.[/stextbox]

Прием этот не всегда уместен, иногда он кажется совершенно лишним, да и снимают кино с разной степенью убедительности. Что же касается Хроники, то здесь «объективный», беспристрастный взгляд камеры помог оттенить и подчеркнуть многие важные моменты, черты характеров героев. И сюжет, может быть, был не так важен, как сам стиль съемки. Ведь тут все достаточно просто. Есть некий подросток Эндрю (Дейн ДеХаан) из неблагополучной семьи, у которого много проблем: его не любят в школе, у него почти нет друзей, а дома — тяжелобольная мать и пьющий, жестокий отец, вымещающий злость за свои неудачи и несчастья на сыне. У Эндрю не много радостей в жизни и он не особо любит людей. Единственный его по-настоящему близкий друг — это двоюродный брат Мэтт (Алекс Рассел), который старается о нем заботиться, хоть и не всегда находит с братом общий язык. И вот однажды Эндрю покупает камеру и с этого момента все время ходит с ней, снимая и поездки в школу, и дворовых хулиганов, и конфликты с отцом — все мелочи своей не особенно примечательной, не самой счастливой жизни. На школьной вечеринке, куда он вскоре приходит, ребята обнаруживают недалеко в лесу пещеру, в которой находят странный светящийся объект явно инопланетного происхождения. Мэтт и Стив (Майкл Би Джордан) просят Эндрю спуститься вместе с ними в пещеру, чтобы заснять этот светящийся объект. Правда, сделать это толком не получается, излучение, исходящее от него, влияет и на людей, и на технику. А через некоторое время ребята обнаруживают, что объект что-то изменил в них, наделив телекинетическими способностями.

Хроника
Энрю показывает фокусы, используя свой дар

В отличие от супергероев комиксов, ребята не бросаются тут же использовать новоприобретенный дар для того, чтобы очищать улицы города от бандитов и вершить справедливость. Вовсе нет. Они используют способности так, как это сделали бы нормальные подростки: развлекаются, экспериментируют, пытаются разнообразить и улучшить собственную жизнь. Постепенно их способности усиливаются, становятся опасными для окружающих. Неожиданно самым сильным из них оказываются Эндрю, тот самый забитый, униженный, обозленный мальчик, который никогда никому не мог дать сдачи. Вторая половина фильма, финал — это рассказ о том, что будет, если униженному, загнанному человеку доверить огромную власть, с которой не каждый сможет совладать (похожая тема была и в «Кэрри» Стивена Кинга).

Хроника

ХроникаНа самом деле фильм Хроника делает намного глубже и интереснее история дружбы. Ребята очень отличаются друг от друга, а их характеры четко очерчены, каждый из них выглядит живым, реальным. Особенно приятно отмечать за каждым из троих какие-то специфические особенности, интересы. Так, Мэтт, оказывается, увлекается философией и не раз цитирует что-то по случаю (упоминаются Платон, Шопенгауэр). Эндрю, пытающийся изменить свою жизнь, помочь матери, ища оправдание для совершения противозаконных действий, обращается к биологии, дарвинизму и идее естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие особи. Такие моменты делают характеры друзей объёмнее, убедительнее. Хроника не безыдейный фильм.

Хроника

Хроника

Снято кино действительно красиво. Особо примечательны сцены полета в облаках, а позже очень убедительно, масштабно показано разрушение города, битва между бывшими друзьями. Правда, авторы прибегают к некоторым хитрым уловкам. Для того чтобы показывать нам наиболее яркие, интересные ракурсы, не упускать ничего из происходящего, Эндрю заставили все время поддерживать камеру рядом с собой с помощью своей силы, даже в момент битвы и критической опасности. Удивительно, как он ухитряется при этом ещё думать о красоте и стиле. Другая хитрость — это переключение между камерами разных людей, в том числе и на камеру службы новостей. Это позволяет увидеть ситуацию с разных сторон. Самым этот прием тоже уже использовался в Районе №9, например.

chronicle-3Удивительно, но старую тему о суперспособностях сумели показать по-своему. Герои выглядят живыми людьми, и все они показываются так, что начинаешь сочувствовать каждому, даже злодею, который не выглядит гротескной фигурой, лишенной всех положительных качеств, а остается человеком, способным в иных обстоятельствах выглядеть иначе. Здесь ценна именно история дружбы, взаимоотношений школьников, семьи.