Рецензия на фильм The Awakening (Пробуждение/Экстрасенс) (2011)


Жанр: мистический триллер, ужасы, драма.

Страна: Великобритания.

Слоган: «Иногда умереть не значит уйти».

Режиссер: Ник Мерфи.

В главных ролях: Ребекка Холл, Доминик Уэст, Имелда Стонтон, Люси Коху.

События The Awakening, мистического триллера о привидениях, происходят сразу после первой мировой войны, в период, который действительно стал временем призраков прошлого. Все еще переживают эту ужасную трагедию, тоскуют по умершим родственникам, друзьям, целым семьям. В фильме точно отображен дух эпохи, ярко и реалистично рисуются люди послевоенного времени, исследуются их переживания.

awakening-poster

В центре сюжета образ Флоренс, умной, решительной, волевой девушки. Флоренс одна из образованнейших женщин в стране, она ученый-скептик, не верящий в загробную жизнь, призраков, сверхъестественное. Вся ее деятельность с определенного времени посвящена разоблачению шарлатанов, притворяющихся ясновидящими, медиумами и выманивающими деньги из несчастных людей, которые пытаются поговорить с близкими, погибшими в годы войны. Начало 20-го века действительно было временем увлечения спиритизмом, и этот факт умело использован в картине.

После каждого разоблачения Флоренс чувствует какое-то разочарование, боль. У нее самой в прошлом личная трагедия, потеря, которую она не может забыть. Но в один день ее просят приехать в загородную школу-интернат для мальчиков, где происходят необъяснимые вещи, а дети запуганы до смерти. И чем дальше Флоренс погружается в расследование, тем больше она понимает, что это не та история, к которым она привыкла. Здесь действительно что-то произошло, школа скрывает немало тайн. Все более пугающими становятся происшествия, и все больше девушка ощущает, что она сама как-то связана с прошлым этого дома.

В The Awakening мир показывается в готических, темных и серых тонах. Здесь использовано немало традиционных приемов и ходов мистического кино. Сюжет уводит все глубже в суть происходящего в доме, и ближе к финалу мы видим события уже совершенно с другого ракурса. В центре проблемы

awakening1

оказывается уже прошлое, а не настоящее, живые, а не мертвые. Элементов ужасов в данном произведении мало, тут нет жестокости, крови, монстров, здесь гораздо больше от драмы. История о «Пробуждении» приобретает символическое звучание. В русском прокате фильм окрестили «Экстрасенсом», видимо, желая привлечь более широкую аудиторию, хотя это невыразительное название не только не имеет никакого отношения к сюжету, но и вообще уводит в сторону от основных идей фильма. Это кино все-таки глубже, чем хотели показать. Пусть основные перипетии все-таки смогут угадать люди, привыкшие к жанру хоррор, но фильм от этого не проиграет.

The Awakening примечателен в первую очередь актерской игрой. Ребекка Холл, Доминик Уэст и Имелда Стонтон превосходно исполнили свои роли. За их взаимодействием и диалогами наблюдаешь с огромным интересом, они трое смогли поддерживать внимание зрителя, создать психологическое напряжение. Каждый из героев что-то потерял, на многих лежит чувство вины, сожаление, война на всем оставила след. И по ходу повествования персонажи показываются с новых сторон, мы узнаем их все лучше.

The Awakening снят в подчеркнуто британской, изысканной манере. Несмотря на небольшой бюджет, интерьеры, костюмы выглядят правдоподобно, атмосфера начала 20-го века успешно воссоздана. Это редкий за последнее время мистический триллер, который может пощекотать нервы, но в то же время заставляет задуматься. Он заслуживает внимания всех поклонников жанра.