The Banner Saga – пошаговая стратегия, созданная Stoic Games на деньги, собранные в сервисе Kickstarter. Это долгое путешествие по холодному, неприветливому и опасному миру бескрайних снегов, ледяных гор, окутанных атмосферой скандинавских мифов и древней истории.
Платформа: Mac, PC.
Жанр: strategy, rpg.
Дата выхода: 14 января 2014 г.
Разработчик: Stoic Games.
Издатель: Versus Evil.
В The Banner Saga мы оказываемся в древнем фэнтезийном мире, в котором живут люди и варлы – рогатые и могучие гиганты. Когда-то они воевали, но объединились для победы над общим врагом – бесчисленными каменными монстрами (dredge), убивающими всё на своём пути. С той поры прошло какое-то время мирного существования, люди и варлы живут в общих укреплённых городах, между которыми передвигаются караваны. Мы руководим поочерёдно двумя такими караванами, в каждом из которых есть свои ключевые герои-воины, защищающие простых людей и участвующие непосредственно в боях, диалогах и в развитии сюжета. В одном караване, предводителем которого является варл Хакон, больше великанов, он в основном состоит из воинов, другой же временно возглавляет охотник Рук, который собрал вокруг себя простых поселенцев и пытается привести их в безопасное место, т.к. их повсюду преследуют вновь оживившиеся драги. Однако каменные монстры не главная опасность, грозящая миру. Оказывается, что сами они бегут от чего-то более страшного, какой-то грозной и древней силы, с которой мы ещё должны будем столкнуться.
The Banner Saga – это игра, в которой, как и в The Walking Dead, каждое ваше решение отражается непосредственно на сюжете, а неверный выбор приводит к дополнительным потерям и жертвам. Мы перемещаемся по огромной карте, идя двумя отрядами из разных точек. Приходится заботиться и о простых людях, которые идут за нами. Каждый ход караван продвигается на небольшое расстояние, в то же время расходуется провизия. Чем больше с вами людей, тем больше им требуется еды. По пути постоянно встречаются жители деревень и одинокие путники, которые также бегут от беды, они захотят присоединиться к вам. Каждый из них может преподнести впоследствии сюрпризы, как приятные, так и не очень. Тот, которого вы считали одним из «своих», внезапно может предать и ударить в спину, обворовать вас, а какой-нибудь дряхлый и бесполезный старичок, которого вы по доброте душевной подобрали на дороге, может оказаться волшебником и в трудный момент увеличить количество продовольствия и поднять настроение каравану магической песней. Никогда не знаешь, чего ждать от игры, в ней полно неожиданностей и нет какого-то универсального решения на все случаи. Иногда излишняя осторожность не помешает, но в другой раз окажется, что, перестраховываясь, вы лишь потеряли время и припасы. Броситься ли на выручку ребёнку, оставшемуся в горящем доме или следить за обозом? Довериться ли оставшемуся в мёртвом городе человеку? Поделиться ли припасами со встреченными путниками, в то время как провизии и самим не хватает? Это всегда сложный выбор, т.к. последствия его вы скоро ощутите на себе. Похожую систему, пожалуй, можно было бы сравнить ещё и с тем, что было в другой стратегии, King Arthur, где тоже возникали сложные ситуации с множественным выбором, как в словесной ролевой игре, и обыгрывались разные мифологические и исторические мотивы.
В The Banner Saga очень стильная двухмерная графика в стиле «диснеевского» мультфильма, многие объекты тщательно прорисовывались на бумаге. Очень красиво выглядят различные природные фоны, заснеженные горы и тропы, фигурки людей. Путешествие получается волнующим и затягивающим. Приходится рассчитывать, сколько припасов вам нужно, чтобы добраться до следующего города или деревни, где можно будет отдохнуть и купить ещё еды. Однако слава, которая здесь используется в качестве валюты и даётся за победы в сражениях, используется также и для прокачки, развития героев и покупку особых амулетов и вещей, усиливающих их характеристики, без чего тоже невозможно обойтись. Каждый раз приходится ещё и подумать, на что лучше потратить эти очки, кого из героев развивать и как их эффективнее использовать в бою. Да ведь ещё и, рассчитав однажды, как использовать отряд, можно затем очень легко потерять какого-нибудь героя – из-за сюжетного выбора. В сражениях, к счастью, герои обычно не гибнут, только падают без сознания, после чего им нужен отдых, чтобы восстановиться полностью силу.
Боевая система и сражения хорошо продуманы. Перед нами обычное игровое поле, поделенное на клетки, на котором важно всё, в том числе расстановка ваших бойцов. Варлы обладают высокой бронёй, поглощающей зачастую весь урон, и большой силой, они незаменимы в ближнем бою, но неповоротливы и занимают сразу четыре клетки. Среди людей тоже могут быть воины ближнего боя с различными способностями, но есть ещё маги и лучники, атакующие издалека или лечащие, вдохновляющие союзников. Изучение особенностей каждого типа воинов сильно поможет в бою. Сражения сделаны достаточно сложными, уже с самого начала игры они могут вызывать у игрока затруднения, особенно если учитывать, что врагов всегда больше. Сила служит и в качестве жизней, и в качестве здоровья. Чем меньше здоровья у героя, тем слабее и его удар. Можно наносить урон броне или силе врага, при этом показатель брони вычитается из силы атаки. Так что «бронированных» врагов нужно вначале лишить их защиты, а иначе удары будут просто попадать мимо цели или наносить незначительный урон. Разобраться в боевой системе несложно, а вот чтобы научиться правильно сочетать навыки бойцов, учитывать их слабые и сильные стороны, нужно потренироваться некоторое время. Прокачивать героев можно, только разбив лагерь, остановившись на отдых, нельзя этого делать, пока караван движется.
Время игры делится на собственно бои и сюжет, перемещение по карте в напряжённом ожидании новых угроз и подвохов. Города встречаются редко, повсюду снега, сзади и впереди опасность, провизии вечно не хватает, люди устают и требуют отдыха, у них плохое настроение, влияющее на показатель воли, используемой в бою – вот постоянно впечатление, стандартная ситуация в этом путешествии. Впрочем, и города могут оказаться не безопаснее ледяных пустошей, гор и лесов. Опасность будет всё больше нарастать, события будут становиться масштабнее. Вскоре мы ощутим приближение Рагнарёка, гибели мира, начнуться пропадать целые города, меняться земной рельеф. Ощущаешь причастность к великим историческим событиям этого мира.
The Banner Saga получилась увлекательной, красивой и стильной, это интересный проект, который должен ещё иметь продолжение, т.к. у него остался нераскрытый потенциал, а история не до конца закончена. Сильно ощущается атмосфера скандинавских преданий, она тут буквально во всём, это неизменно радует. Название The Banner Saga указывают на знамя, в узоре которого отображаются по местной традиции все наши приключения. И сюжет будет во многом зависеть от выбора игрока. Но также название имеет и другой, более глубокий, скрытый смысл, что можно понять из разговора с волшебником Эйвиндом, который присоединяется к нашему отряду где-то ближе ко второй половине игры.
The Banner Saga — это завывание ледяного ветра, хруст снега под ногами, скандинавские напевы и мифы, холодный и суровый мир, таящий множество опасностей, но привлекающий атмосферой и какой-то дикой, недоступной красотой, понятной не каждому. Музыка и звук в игре замечательно помогают созданию настроения. Что несколько огорчило меня, так это то, что игра всё же слишком короткая. Всех персонажей даже не удаётся прокачать или попробовать в бою. Передвижение отряда возможно лишь по заданному маршруту и вы никак не контролируете направление, не можете свободно исследовать карту, например, просто ходить всюду и сражаться с монстрами, набирать славу – так здесь нельзя сделать. У игры есть отличная концепция, интересные типы воинов, много достопримечательностей отмечено на карте, но узнать всё не хватает времени. Есть и отдельные мелкие недоработки интерфейса, как в бою, так и в лагере, даже настроек некоторых не хватает – не отрегулировать громкость, например. Не озвучены игровые диалоги. Сравните с тем же King Arthur II: The Role-Playing Wargame, там все ситуации отлично озвучены профессиональными актёрами, даже слушать их удовольствие. Нет здесь и просто каких-нибудь сценариев, свободной игры. Видимо, сказывается отсутствие большой команды разработчиков, спонсоров. Но всё равно The Banner Saga получилась отличной, ей просто нужно хорошее продолжение, дополняющее и расширяющее вселенную, открывающее новые возможности. Такие игры всё-таки появляются редко, особенно в жанре пошаговых стратегий, так что пожелаем разработчикам из Stoic удачи.