Mirror's Edge (2009). Жизнь на грани


В Mirror's Edge перед нами открывается картина в каком-то смысле «антиутопического» будущего. Власти и полиция контролируют каждое ваше действие, любое перемещение, любую передачу информации, абсолютно все в этом мире отслеживается. И тот, кто подчиняется этому порядку, может жить вполне благополучно, однако не всякому такое общество по душе и не на каждого силовые структуры нашли управу. Так, по-прежнему существуют мафия, теневые структуры, а еще есть так называемые «бегущие» (runners), доставляющую информацию и посылки из рук в руки. Поймать их у полиции никогда не получалось — ведь они неуловимы. Передвигаясь с огромной скоростью по крышам зданий, по самым труднодоступным и опасным местам, они всегда успевают ускользнуть, отследить их перемещения невозможно. Впрочем, полиция особенно и не усердствовала до этих пор, но однажды что-то изменилось, и всем «бегущим» объявили настоящую войну и стали использовать против них смертельное оружие.

[stextbox id="info" defcaption="true"]Разработчик: Digital Illusions.

Издатель: Electronic Arts.

Издатель в России: Electronic Arts.

Дата выхода: 13 январь 2009.

Жанр: экшен.[/stextbox]

Одним из бегущих, конечно же, является и наш герой, точнее, героиня — Фэйт Коннорс. Она никогда не была примерной девочкой и не испытывала симпатии к правоохранительным органам и политикам. Фэйт считается едва ли не лучшей среди всех «бегущих», которых на самом деле не так уж и много. У «бегущих» своя философия, свой образ жизни, во многом взятые из реального явления нашего мира — паркура, который учит свободе и тому, что «не бывает препятствий, а есть лишь преграды».

Mirror's Edge
Падение ощущается острее всего

Mirror's Edge
Цел, тоже одна из бегущих, подруга Фэйт

Устоявшийся порядок меняется тогда, когда убивают честного, порядочного политика, подававшего большие надежды. И обвиняют во всем сестру Фэйт, которая пошла совсем по-другому пути и стала одной из полицейских. Фэйт, конечно, не может бросить сестру в беде и должна провести собственное расследование и выяснить, кто за всем этим стоит и почему бегущих стали так жестоко преследовать.

Mirror's Edge

Mirror's Edge — это экшен, но игра мало на что похожа. Начнем хотя бы с того, что здесь вообще нет интерфейса. Основа геймплея — бег, скорость, прыжки, погони. Ваше оружие — это тело героя. И, надо сказать, Фэйт совсем не Рембо и не Терминатор. Хотя вы можете драться с врагами, в большинстве ситуаций намного выгоднее поскорее скрыться, найти путь к отступлению, исчезнуть, оторваться от погони. Если же вам приходится устранять врагов, то лучше избавляться от них поодиночке, быстро и эффективно нападая из засады, падая ястребом откуда-нибудь сверху или подкатываясь снизу и сбивая с ног. Вы можете выхватывать чужое оружие, и тогда игра в какой-то мере превращается в шутер. Однако патронов обычно в обойме совсем мало, а с пушкой особенно не побегаешь. Со многими видами оружия не получается быстро передвигаться и прыгать, приходится их выкидывать. Саму же Фэйт могут убить всего несколькими выстрелами, причем боль вы ощущаете почти физически — каждое ранение отображается угасанием экрана, потерей ориентации, красными вспышками.

Mirror's Edge
Против такой толпы героине не выстоять, лучше поскорее убраться отсюда

Вообще, что Mirror's Edge на сто процентов удается — это передавать игроку ощущения самого героя, заставлять его верить в происходящее. Скорость изображается целым рядом эффектов. Вы видите все происходящее из глаз, однако героиня никуда не исчезает, на бегу раскачиваются ее руки, слышно, как она тяжело дышит, меняется поле ее зрения, предметы скользят мимо тебя, ветер шумит в ушах. Поначалу от каждого прыжка через пропасть, когда кажется, что никак не долететь на другую сторону, буквально захватывает дыхание, начинают потеть руки, ты боишься увидеть, как твой герой камнем полетит на самое дно, на асфальт и разобьется об него с ужасным хрустом. А когда вы перепрыгиваете на другую крышу и перевертываетесь в воздухе, чтобы смягчить падение, камера вращается вместе с героем. Ты чувствуешь то напряжение, которое требуется для каждого физического действия.

Mirror's Edge
Сюжет подается в виде симпатичных мультфильмов

Управление достаточно простое, но требующее сноровки, ловкости. Есть верхние и нижние действия, можно на ходу или лету перевернуться на другую сторону, есть удары и захваты или перехваты. На самом же деле с помощью этого нехитрого набора создается множество впечатляющих комбинаций как в драке, так и в перемещениях. Чем быстрее и точнее вы двигаетесь, тем большее расстояние можете преодолевать, сила Фэйт и ее скорость растет. Малейшие же ошибки сбивают темп. Уровни разнообразны, нам показывают разные участки города, но основа этого мира и его атмосферы — это все-таки крыши, точнее, край крыш, бег по краю, на грани. Размышлять, как добраться дальше, приходится чаще всего быстро, потому что постоянно кто-то вас преследует, кто-то стреляет, приказывает остановиться и всячески мешает продвигаться к цели. На самом деле нелинейности тут нет, есть лишь разные способы преодолеть преграды, несколько разных путей, да и то не всегда. Для любителей пособирать что-нибудь повсюду раскиданы еще и «желтые» чемоданчики «бегущих» с информацией. Найти их довольно непросто, особенно если учитывать напряженный темп игры. Чтобы окончательно не заблудиться, стоит обращать внимание на особые знаки: зрение «бегущего» позволяет видеть объекты, с которыми вы можете взаимодействовать — при нашем приближении они краснеют, словно нагреваясь. Это упрощает задачу, но не слишком — играть все равно бывает сложно, над некоторыми моментами прохождения приходится попотеть, а ощущение опасности, близости смерти, падения, «пограничности» происходящего присутствует здесь всегда, заставляя все время нервничать.

Mirror's Edge
Временами удается заполучить пулемет, однако скорость с ним сильно падает, делая тебя легкой мишенью и ограничивая мобильность

Mirror's Edge
Снайперы здесь одни из самых опасных врагов. Но клин, как говорится, клином вышибают

Окончательно не свалиться от напряжения и вечного бега помогают приятные и интересные сюжетные ролики, сделанные в стиле двухмерного мультфильма. Хотя геймплей явно превалирует над сюжетом, история достаточно продуманна, мир хорошо прописан, каждый новый уровень связан с новыми событиями. Предугадать, кто кого предаст, кто умрет, а кто выживет, вполне можно, мы знаем множество сюжетов и получше, однако все равно следить за развитием событий интересно, а Фэйт хочется сопереживать.

Mirror's Edge
Балки, канаты, бег по стенам, прыжки через пропасть — всех этих элементов здесь множество

Но все же Mirror's Edge в первую очередь — это атмосфера, стильный, красивый мир, выполненный в белых, синих и желтых тонах, словно сделанный из воздуха, передающий ощущение свободы. Mirror's Edge — это бег, это прыжок веры туда, куда, кажется, невозможно попасть, перешагивание через грань человеческих возможностей, за грань разумности. Mirror's Edge — это свобода и скорость, которыми наслаждаешься каждую минуту. И, возможно, неуязвимость, вера в то, что ты можешь преодолеть любое препятствие, забраться куда угодно. И это, черт возьми, всерьез захватывает. Одно неточное движение, взгляд, направленный немного не в ту сторону — и вот ты уже падаешь вниз, ты разбиваешься. И каждый раз сердце на миг замирает — долетишь или нет? Верно ли ты поступил? Даже если вы не поклонник подобных игр с бегом и прыжками, вам стоит самому попробовать испытать эти ощущения — а вдруг вам понравится, вдруг захватит?

Помимо визуальной красоты, есть еще и чудесная музыка, способствующая погружению в атмосферу игры. Не знаю, у одного меня такие впечатления или нет, но, несмотря на то, что игра не особо похожа на киберпанк, она мне сильно напоминает одно из моих любимых аниме — Призрак в доспехах. Может быть, дело в музыке и атмосфере, а может, и в художественных мирах, стилях этих двух произведений есть что-то общее.

Mirror's Edge в магазине Steambuy — лицензионный ключ, активация в Steam.