Alice: Madness Returns. Сквозь безумие к правде


Alice: Madness Returns — игра от студии Spicy Horse и геймдизайнера Америкэна Макги, ее непосредственного руководителя. Если первая часть — American McGee’s Alice — создавалась почти без него, то на этот раз знаменитый геймдизайнер непосредственно участвовал в самом процессе разработки игры как генеральный директор студии. Наверное, именно этим и обусловлены многие отличия этих игр.

Alice: Madness Returns — это мрачная сказка, вольная интерпретация приключений Алисы Льюиса Кэрролла, такая же абсурдная, странная и своеобразная, однако не веселая и жизнерадостная, а страшная, пугающая, сюрреалистичная, кровавая и темная.

Алиса Лидделл спасла Страну чудес в прошлой игре, выбралась из психиатрической лечебницы, где она долгие годы пребывала в состоянии кататонии, ни с кем не общаясь, рисуя лишь каких-то странных существ, полностью погруженная в себя. Однако теперь призраки прошлого снова тревожат ее, в ее волшебном королевстве не все в порядке, оно захвачено монстрами и неузнаваемо изменилось. Единственный путь выбраться из депрессии, в которую ее затягивает, — вспомнить, что же произошло в ту ночь, когда сгорел дом и погибла вся семья Алисы. Но лечащий врач учит ее совсем другому, он хочет, чтобы героиня забыла обо всем, чтобы она жила дальше. Однако Страна чудес оказывается сильнее, и не успели мы подивиться темной атмосфере Лондона, прогуляться по его узким улочкам, как мы уже попадаем в волшебную страну.

[stextbox id="info" defcaption="true"]Платформа: PC, PS3, X360.

Жанр: arcade.

Дата выхода: 14 июня 2011.

Разработчик: Spicy Horse.

Издатель: Electronic Arts.

Alice: Madness Returns в Игромагазе (активация в Origin). [/stextbox]

Alice: Madness Returns постепенно раскрывает перед вами подробности истории. Мы постоянно перемещаемся между двумя мирами — Страной чудес и реальной действительностью — хотя сложно определить, что здесь вообще реально. В реальном мире нет фантастических врагов, необычных существ, мы не можем даже пользоваться здесь своим оружием, прыгать, этот пласт нужен лишь для раскрытия сюжета, воспоминаний о прошлом. Картинка произошедшего сложится у вас не сразу, подробности становятся доступны постепенно, вначале мы вообще видим одну версию случившегося, затем отбрасываем ее, понимая, что она внушена нам кем-то, что на самом деле все было иначе. Сам сюжет достаточно интересный и запоминающийся, чтобы хотя бы ради него пройти эту игру. Я бы даже сказал, эту историю, особенно последние сцены, вы никогда не забудете.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns
Снова здравствуй, Страна чудес!

В фэнтезийном же мире мы прорываемся через настоящее безумие, пытаясь сохранить остатки разума. Чтобы бороться с воображаемыми врагами, у нас есть старый добрый кухонный нож, голова лошади на колесиках (детская игрушка, служащая чем-то вроде кувалды, разбивающая преграды, пробивающая броню), перечница — оружие дальнего боя, заварочный чайник, посылающий своеобразные разрывные снаряды, взрывающиеся кролики — часовые бомбы, отвлекающие врагов и помогающие в решении многих квестов. Зонтиком же можно защищаться от вражеских снарядов и отражать их назад. Также можно уворачиваться от атак, рассыпаясь на группы бабочек. Всем этим ужасно удобно и приятно пользоваться, но оружие открывается постепенно, по мере прохождения. Собирайте молочные зубы — за определенное их количество можно будет даже прокачивать ваш арсенал. Я, к примеру, улучшил максимально почти все вооружение. Здоровье здесь показано в виде красных роз, выпадающих из врагов, находимых в различных контейнерах. Когда все розы «завянут», вы проиграете и начнете с ближайшего чекпоинта. Происходит это здесь довольно часто — врагов очень много, битвы проходят ожесточенно, против каждого вида противника нужна своя тактика. Но перед смертью вам дается шанс «отыграться» — Алиса впадает в состояние истерии, мир окрашивается в черно-белые цвета, а героиня перестает чувствовать боль, становится на короткое время неуязвимой.

Вы хотели хардкорного платформера — вы его получили. Вам подавай чего-нибудь полегче? Тогда эта игра явно не для вас. Прыгать здесь придется все время. Прыгать и решать загадки, действительно подчас сложные, не детские. Тут используются рычаги, кнопки, платформы, в том числе и невидимые, секретные ходы, пар… Чтобы получать дополнительные зубы, нужно открывать секреты, пролезать в замочные скважины, для чего Алиса в любой момент может уменьшаться. Мы собираем еще и воспоминания, слова, сказанные нам кем-либо, и бутылочки, которые, в принципе, ничего и не дают, насколько я понял.

Alice: Madness Returns
Через такие двери мы попадаем в прошлое

Alice: Madness Returns
Платье Алисы меняется вместе с окружающим миром

Alice: Madness Returns

Кстати, в режиме «крохи» вы можете видеть подсказки и контуры невидимых платформ, смотреть сквозь «иллюзии» — невидимые платформы мучили меня в этой игре, наверное, больше всего. Помимо основного геймплея, есть еще множество мини-игр, загадок от Чеширского кота и испытаний. Испытания вполне понятны — убивать определенное количество разнообразных врагов на ограниченной территории или продержаться там определенное время. Загадки интереснее, тут уже нужно думать, да и со стилистикой самого литературного текста они сочетаются как нельзя лучше. Что до мини-игр, то тут фантазия разработчиков не знала границ. И даже самые безумные идеи здесь воплощены — как вам, например, идея играть отрезанной игрушечной головой, проводя ее через все препятствия к финальной точке? Придется здесь в двухмерном режиме управлять также кораблем в подводной локации, собирать картинки из кубиков; есть шахматные, музыкальные загадки — любители поломать голову и испытать свою сообразительность будут в восторге. Все это сделано с превосходным чувством стиля, геймдизайн уровней, мини-игр, монстров здесь просто поражает. Мне казалось, что фантазия создателей просто неистощима. Особенно мне понравилась двухмерная игра-платформер в рисованном стиле в уровне на восточную тематику.

Алиса может становиться не только маленькой, но и огромной — если что-нибудь съест, вполне в традиции самой сказки. К сожалению, гигантской Алисой мы будем играть совсем недолго. Перемещаясь из уровня в уровень, мы видим, что меняется не только мир вокруг, но и сама героиня, ее одежда всегда соответствует тематике локации и, наверное, эмоциональному состоянию. Несмотря на то, что «светлых» раундов мало, они столь же стильны и красивы, производят не меньшее впечатление.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns
Мини-игра на восточную тему

Alice: Madness Returns

Говорят, многие идеи в Alice: Madness Returns так и не были воплощены из-за нехватки времени, технологических сложностей, но и то, что есть, удивляет, настолько разнообразны и непохожи уровни. Ледяные пещеры, китайская тема, где в воздухе парят иероглифы, а вы помогаете бумажным человечкам побежать самураев-насекомых и всякую другую нечисть. Подводный уровень, невероятно красивый и необычный, по-хорошему абсурдный, с театральным представлением морских жителей. «Карточная» локация с карточными стражами. Фабрика с шестеренками, летящими по воздуху, различными механизмами, рычагами, паром, лавой. Огромный адский поезд, уносящий вас вперед, к забвению... Одно перечисление этого всего занимает немало времени, да и сама игра достаточно длинная, что разными игроками воспринимается как положительно, так и негативно. Но при всем богатстве деталей нужно отметить, что светлых моментов и мест здесь мало, куда больше темных, страшных, сюрреалистических, с гнетущей атмосферой и депрессивным настроением. Игра серьезно играет на нервах, проходить ее по пять часов за раз вряд ли нужно, слишком уж это утомительно даже для самых стойких. Все-таки мы имеем дело с безумием, здесь много странного, пугающего, неприятного, давящего.

Даже не из-за своей сложности, а именно из-за мрачности и необычности Alice: Madness Returns — игра не для каждого. Это, безусловно, шедевр геймдизайна, не зря за художественную часть она получила различные награды, мало кто из критиков не признал таланта разработчиков. Но не всякий сможет пройти ее всю, оценить и выдержать эту гнетущую атмосферу, проникающую глубоко в мозг. Я бы даже сказал, что в плохом настроении за нее лучше не браться, разве что для того, чтобы «выпустить пар», устроить виртуальную резню и освободиться от негативных переживаний.

Сам Америкэн Макги почему-то против позиционирования игры как ужастика, считая, что в этом ошибка маркетинговой политики EA, объяснение не слишком удачных результатов продаж — потенциальные покупатели просто прошли мимо, испугавшись трейлеров. Но мной игра воспринимается именно как ужастик, причем один из самых страшных и атмосферных, в которые я когда-либо играл. Но я-то ужастики люблю, а многие, видимо, нет.

Alice: Madness Returns
Невидимая платформа

Alice: Madness Returns
Под водой

Alice: Madness Returns
Кому лошадью по башке?

Утомительной и однообразной, на что пеняют многие, мне игра не показалась — как здесь вообще можно говорить о каком-либо однообразии? Боевая система просто отличная, большое число загадок и врагов тоже не может не радовать, прыжков по платформам — тем более хоть отбавляй. А сюжет затягивает, хочется узнать все до конца, разобраться в произошедшем. Стилистика Кэрролла, мифология его сказки во многом сохранена, но добавлено и много нового, своего. Просто очарователен Чеширский кот, верный спутник и друг Алисы, всегда помогающий мудрым советом. Встретите вы здесь и Герцогиню, мышь, гусеницу, Безумного Шляпника и много других ранее знакомых нам героев. Некоторые высказывания хочется выписать и сохранить, настолько они остроумны и точны.

А вот графика могла бы быть лучше — устаревший движок Unreal Engine 3.5, как мне кажется, лишь помешал до конца воплотить многие идеи, подпортив впечатление от превосходного, стильного дизайна. Важным недостатком для русских пользователей стало полнейшее отсутствие какой-либо локализации — EA совершенно не хотела переводить игру. Этим обусловлены и низкие продажи в России, ситуация аналогичная той, что была с Kingdoms of Amalur. Люди, не знающие английского, просто не смогут понять сюжет, который заслуживает пристального внимания.

Наверное, у каждого человека в голове тоже есть своя Страна чудес, которой тоже время от времени угрожает опасность, в которую проникают страхи, тоска, меняя воображаемую реальность. Мне интересно, как бы выглядел мой собственный внутренний мир, если бы я мог вот так просто в него попасть.

P.S.: Интересных скриншотов к игре набралось очень много, а я просто не мог не поделиться с вами этой красотой. Смотрите остальное здесь: