Half-Life 2. Игра на все времена


Half-Life 2 — игра, не нуждающаяся в представлении, одно из тех произведений, которое серьёзно повлияло на весь жанр экшена, нашла отражение во множестве других фантастических игр. Она выдержала проверку временем: геймдизайнеры до сих пор многое из неё заимствуют, а играть в Half-Life 2 после 10 лет с момента её выхода (вышла в 2004) не стало менее интересно, она всё так же удивляет и вдохновляет, хотя графически уже и не кажется столь совершенной, как раньше. И даже среди молодых, начинающих игроков мало найдётся тех, кто вообще ничего не слышал про Гордона Фримена. Не написать ничего об этой игре на нашем сайте было бы непозволительно.

[stextbox id="info" defcaption="true"]Разработчик: Valve Software.
Издатель: Vivendi Universal Games.
Издатель в России: Софт Клаб.
Дата выхода: 17 ноября 2004 года.
Жанр: экшен, шутер, фантастика, антиутопия.[/stextbox]

Half-Life 2, вроде бы, и не предлагала никаких новых, революционных механик, но так грамотно, удачно и разнообразно использовала весь накопившийся игровой инструментарий, что казалась на голову выше всего остального, существующего на тот момент. Прекрасные кинематографичные кат-сцены, впечатляющая графика, содержательные диалоги героев, интересный, динамичный сюжет, продуманный до деталей большой мир, разнообразие возможностей, постоянная смена места действия и геймплея. Это не просто среднестатистический шутер, игра сочетает самые разные элементы, она меняется каждые 15 минут, удивляя новыми неожиданными ситуациями и задачами.

Война миров

Half-Life 2 по духу и сюжету прямо продолжает первую часть, хоть и пугающей теперь сильно устаревшей графикой, но также завоевавшей сердца и пользующейся до сих пор популярностью у «олдфагов». Гордон Фримен снова видит G-Man'а, таинственного и всезнающего незнакомца, гостя из будущего. Его голос будит героя. Гордон приезжает в город Сити-17, на примере которого мы можем видеть последствия катастрофы, произошедшей в прошлой части в результате открытия порталов в другой мир. Инопланетяне, привлечённые этим явлением, завоевали Землю и навязали здесь свой порядок. Люди пытались сопротивляться и воевать, однако их борьба длилась недолго, в течение всего 7 часов. За это краткое время стало понятно, что силы Альянса во много раз превосходят земные, т.к. пришельцы стоят на совершенно другом технологическом уровне. Уоллес Брин, ранее возглавлявший исследовательский центр Black Mesa, в котором и был активирован портал в иной мир, объявил от имени землян капитуляцию и стал сотрудничать с инопланетянами, благодаря чему был назначен главой нового правительства.

Half-Life 2
Хедкраб по имени Ламарр — домашнее животное профессора Кляйнера

Half-Life 2
С ветерком да по радиоактивным отходам!

Перед нами привычная антиутопическая картина в духе Оруэлла: тоталитарный режим, контроль над каждым человеком, на улицах города вооружённые люди, следящие за порядком, избивающие и унижающие граждан и упивающиеся собственной безнаказанностью, повсюду видеокамеры (в данном случае летающие кибернетические «глаза») и заграждения. Также в городах действует поле подавления, не позволяющее людям размножаться — людская раса фактически обречена на постепенное вымирание. Пришельцы контролируют большую часть планеты, только кое-где ещё существуют слабые очаги сопротивления, повстанцы вынуждены действовать тайно, стараясь не выдавать себя. Альянс изменил Землю и внешне, во многих местах появились огромные чёрные башни. Кроме того, из порталов в наш мир пробрались монстры из других измерений, также захватившие целые поселения, обжившиеся на новой территории. Кстати, многие пытались угадать, в какой стране происходит действие игры. Привлекает внимание большое количество поломанных машин разнообразных марок, попадающихся нам по дороге, в том числе и советского производства.

Half-Life 2
Аликс Вэнс и её домашний питомец — робопёс, один из самых ценных наших союзников

Half-Life 2
Кажется, кто-то потерял ноги

Неясно, что конкретно захватчикам нужно от нашей планеты, это в игре прямо не объясняется, как и многое другое, быть может, ресурсы и территория, однако ясно, что ничего хорошего людям это не принесёт. Борьбу с захватчиками невольно должен возглавить Гордон, пропадавший где-то много лет и вот так неожиданно оказавшийся прямо в центре событий. В то время как герои первой части, перешедшие и сюда, сильно постарели, сам Фримен, кажется ничуть не изменился. И, кстати, не научился говорить, что с юмором отмечается самими героями и много раз обыгрывается. Так, Алекс Вэнс, дочь Илая Вэнса, учёного из Black Mesa и одного из лидеров Сопротивления, называет героя «немногословным», что является явным преуменьшением.

Безмолвный герой

За всю игру наш Гордон почему-то не произносит ни единого слова. Неизвестно, почему и за какие грехи разработчики лишили его «права голоса», возможно, для более полного вживания игрока в роль, более тесной связи его с героем, однако мода на безмолвного героя после Half-Life распространилась очень широко, особенно в шутерах. Таким же «недостатком», как мы знаем, обладают и герои Crysis, Fear, даже Dead Space. Мне-то больше нравится, когда у героя есть некий характер, индивидуальность, проявляющиеся в том числе и через речь, однако на оценку данной игры это влияет мало, т.к. другие герои, в том числе второстепенные, говорят очень много, словно компенсируя молчание Фримена. К основным персонажам Half-Life 2 невозможно не привыкнуть. Пройдя вместе с Аликс и другими героями через всевозможные испытания и опасности, огонь, воду и медные трубы, вы наверняка будете относиться к основным персонажам по-семейному. Из слов данных героев мы и получаем больше всего информации о внешнем мире, истории конфликта с Альянсом. Если вы не играли в первую часть, то некоторые моменты, возможно, будут не совсем понятны, но удовольствие от прохождения это, думаю, не испортит. Все диалоги в игре тщательно продуманы, эмоциональны. Герои здесь вообще на редкость много полезного говорят, даже дают советы, когда вы долго не можете найти решение. Сюжетные диалоги могут длиться по несколько минут.

Half-Life 2
Если взять лезвие циркулярной пилы и выстрелить им из гравипушки, получается одно из самых убойных оружий в игре

Half-Life 2
Зомби не вполне классические, но напугать могут

Экшен, хоррор и юмор

Концепция игры ухитряется совмещать разнообразные элементы. Тут вам и традиционный шутер старого стиля, сложный и динамичный, с умными и опасными противниками разных видов, и характерные для серии занятные головоломки, использующие проработанную физику. В Half-Life 2 выигрывает не только тот, кто метко и вовремя стреляет, но и тот, кто умеет подключать к этому процессу мозги. Противники умеют нападать группами, кидаться гранатами, обходить с фланга. Они используют всевозможную технику, роботов. Сражения получаются непредсказуемыми и яркими. Большую часть времени мы сражаемся с «комбайнами» — врагами в противогазах, однако их периодически сменяют различные монстры, ловушки, роботы. Не всегда нужно искать сложных решений и сражаться с превосходящими нас противниками напрямую, часто лучше задействовать в бою различные объекты, использовать взрывающиеся контейнеры, бочки, даже автоматические турели и огонь.

Half-Life 2
На стенах часто можно найти изображения-подсказки. Эти рисунки, видимо, поясняют, кто такие комбайны на самом деле

Half-Life 2
Хотя большую часть игры мы сражаемся в одиночестве, время от времени мы будем путешествовать вместе с союзниками

За время прохождения одной только второй части, не считая двух дополнений, также вносящих некоторые новшества, мы успеем пройти немалый путь, покататься на воздушном катере, багги. Периодически на нашем пути возникают различные преграды, игроку нужно жать на кнопки, много прыгать, нырять под воду, ползать по вентиляционным трубам, искать выход, постоянно взаимодействовать с миром. Повсюду спрятано множество секретов — ящики с оружием, аптечки и броня. Большинство задач несложные, но встречаются очень интересные моменты, некоторые даже могут поставить в тупик. Впрочем, искать секреты необязательно, этим можно заниматься для собственного удовольствия. Фанаты находят ещё и множество деталей, дополнительно раскрывающих сюжет, подсказывающих нам что-то: фотографии, надписи и рисунки на стенах, предметы на столе.

Half-Life 2

Half-Life 2
Эта воронка не сулит нам ничего хорошего

Помимо шутера, мы сталкиваемся в Half-Life 2 и с интересными элементами хоррора. Не случайно же столько модификаций-ужастиков вышло на его движке. У игры есть своя атмосфера, а наличие монстров устрашающего вида, богатого бестиария — хедкрабов, зомби, различных жуков, выползающих на шум шагов, как в фильме «Дрожь земли», располагает к тому, чтобы пугать. Так, после продолжительного забега и стрельбы, сражений, в главе «We Don’t Go To Ravenholm…», мы внезапно попадаем в ночной заброшенный городок, очень тихий на первый взгляд, но населённый в действительности самыми опасными существами. И перед нами разворачивается небольшая, но драматичная история, словно взятая из какого-нибудь фильма ужасов. Из таких неожиданных эпизодов, разных по стилю и геймплею и состоит игра.

«Нужно пройти через воздуховод. О, я много слышала о том, как ты любишь по ним лазать!»
«Как хорошо, что ты знаешь, что делаешь!»
Аликс Вэнс

Но серьёзность темы, обилие монстров и опасностей не мешает игре очень часто вызывать у нас улыбку. Игра богата юмором, ироничными комментариями героев, шутками. Юмор содержится часто в самих сюжетных ситуациях и даже в названиях глав.

Half-Life 2
Картина «Отдых на краю вечности». У вортигонта никогда не поймёшь, шутит он или говорит всерьёз

Лидер восстания

Сюжет развивается столь динамично, что сам не успеваешь заметить, как уже возглавляешь армию повстанцев и бежишь с несколькими отрядами освобождать город, участвуешь уже в массовом сражении, настоящей войне. Гордон становится лидером как-то невзначай и особенно неожиданно для самого игрока. Можно сказать, что это герой поневоле, он становится им из-за причудливого стечения событий и никак иначе такое бы произойти не могло, ведь он не подготовленный спецназовец, а простой кабинетный учёный, даже не самый лучший, как утверждает один из наших антагонистов, сам ничего не создавший, зато удачно использующий всё, что попадётся под руку и выполняющий миссию тогда, когда никто другой не может. Впрочем, Фримен вряд ли заслуживает такого пафоса, т.к. личность его прописана крайне слабо, он — это то, что вложит в этот образ сам игрок. Не зря один из вортигонтов, постоянно помогающих нам во второй части и аддонах, говорит, что кто-то ещё смотрит через его глаза. Кстати, вот уж у кого есть собственная философия и кто действительно своеобразен и интересен, так это именно вортигонты. Особенно близко мы знакомимся с ними в дополнениях, в одном из которых мы даже сражаемся с вортигонтами бок о бок.

Half-Life 2
Счастливое воссоединение. Но надолго ли?

Half-Life 2
Вторая часть нисколько не завершает сюжет. Восстание против пришельцев — это лишь часть головоломки, нас же ждёт куда большая тайна. На большинство вопросов здесь вообще не ответили, и фанаты со всего мира ломают над ними головы и по сей день. Кто такой G-Man, почему он нам помогает? Какая миссия у Фримена, что он должен совершить? Кто такие Советники и чего они хотят от Земли? Всё это и многое другое должны прояснить следующая часть или же новый эпизод. Этого продолжения ждут уже очень давно. Впрочем, и между первой и второй частями был промежуток в 6 лет.

Игру даже не нужно особо расхваливать, это уже давно сделано. Half-Life 2 просто одна из тех игр, которые рекомендуется пройти каждому, во всяком случае, тем, кто интересуется фантастикой, антиутопией, постапокалипсисом, будущим.

Half-Life 2
Одно из дополнений открывает перед нами большие природные пространства

Half-Life 2
Красивая, интересная девушка и быстрая машина — что ещё нужно для счастья?