Dear Esther. Остров одиночества и воспоминаний


Dear Esther – это не просто игра или даже совсем не игра, это самое прекрасное и необычное путешествие в игровой индустрии за последние годы. Начинался этот эксперимент с очередной модификации на движке Source, но выросла в самостоятельный, полноценный проект (мы уже затрагивали не так давно тему модификаций).

Сложно отнести эту игру к какому-либо жанру, я даже не уверен, что ее можно причислить к фантастике. Скорее, это метафоричное произведение, фантазия-путешествие. Оно все-таки отличается от чистого реализма, поэтому имеет смысл о нем поговорить.

Игра Дорогая Эстер  не для всех. Если вы ждете каких-то приключений, загадок, противников – вы попали не по адресу. Здесь всего этого нет. Здесь даже людей-то нет. Есть лишь открытый остров посреди океана, населенный призраками и воспоминаниями. Тут нет какого-либо четкого сюжета, нет особой цели. Эту игру даже не с чем сравнить, тут нет привычных элементов какого-либо жанра. Взаимодействие с предметами, квесты, противники, инвентарь, здоровье? Нет, нет и нет. Забудьте об этом. Именно такая нестандартность может вызвать у некоторых людей ступор и удивление вначале.

Мы просто сразу попадаем на остров и без всяких объяснений и предисловий приступаем к хождению и его исследованию. Без всяких намеков понятно, что цель наша наверняка находится у маяка, видного из любого места острова. Именно этот сигнальный огонь станет единственным ориентиром. И пока мы идем к нему, взбираясь на крутые горы, срываясь вниз, выбирая тропинки, проходя через пещеры, мы выслушиваем краткие, трогательные отрывки из каких-то писем героя его любимой женщине, Эстер, которую мы даже и не видим и не знаем.

dear-esther2

Восхищает сила чувства, с которой написаны эти послания. Они очень искренние, трогательные, теплые, но в то же время болезненные, полные тоски, отчаяния. И чем дальше слушаешь выразительный, красивый голос этого мужчины, тем больше ощущается боль. Послания написаны великолепным литературным стилем, чувствуется, что автор любит много читать и близок к литературе. Понять что-либо по этим монологам весьма сложно, они сумбурны, сбивчивы, полны недоговоренностей. «Дорогая Эстер…» – именно так начинается каждое послание, это обращение, которое выбрано в качестве названия игры. Наверное, письма можно назвать сентиментальными, но меня лично эта сентиментальность совсем не раздражает.

Сам остров выглядит очень одиноким, заброшенным, мрачным, темное небо навевает тоску и заставляет заглядывать в такие глубины самого себя, что это и не всегда хочется. Чем дальше идешь, тем больше становится не по себе. Кажется, где-то вдалеке часто видишь фигурки людей, но ведь остров абсолютно пуст! И стоит подойти ближе – силуэты исчезнут. Возникает ощущение, что за тобой кто-то следит, нервно оглядываешься, пытаясь уловить движение. Но лишь ветер и волны обитают здесь.

 dear-esther5

На острове разбросано несколько маленький старых домиков, в которых уже очень давно никто не живет. От их вида чувство одиночества и покинутости только нарастает. Помимо этого, некоторые предметы, которые можно найти, а также какие-то сумбурные, бредовые записи и рисунки мелом на скалах и стенах пещеры что-то могут рассказать о самом герое, которого мы даже и не видим ни разу, так как смотрим на мир его глазами.

Самое поразительное, что на устаревшем уже движке удалось создать настолько реалистичные картины природы, настолько живое и настоящее небо, досконально воссоздать пещеры, море. Каждый пейзаж, отчасти импрессионистический, достойный долгого рассмотрения, богат деталями, затаенным движением и каким-то внутренним, скрытым от быстрого взгляда, смыслом. Некоторые  пейзажи выглядят так, что если их увидеть случайно и не знать, откуда это, можно и не догадаться, что это всего лишь рисунок, собирательный образ, а не реальное место на фотографии.

 dear-esther4

Эту игру можно воспринимать даже как место для пополнения коллекции скриншотов и фонов, как место уединения, раздумий, поиска новых впечатлений. Завершают целостность атмосферы реалистичные, живые звуки, меланхоличная, красивая музыка, приятный голос героя с отличными интонациями, богатыми эмоциями. Тут весь остров – одна большая, интерактивная картина. И в разных участках она ни разу не повторяется. С гор к воде, затем в освещенную таинственным светом пещеру, вниз, в темноту и в глубь воспоминаний, к внутренним демонам…

Кто-то спишет происходящее, да и сам остров на алкоголь или наркотики. В каком безумном сне мог родиться этот чудной кусок суши, который, скорее всего, не существует в реальности? Что делает здесь этот человек? Такие вопросы будут преследовать игрока до самого финала, а может, и после. Интересно, что похожие вопросы будут возникать и у самого героя, что вообще очень необычно. Для кого-то путешествие может показаться утомительным и долгим, но лучше увидеть и распробовать Dear Esther самому, чтобы понять, твое это или нет.

Так уж получилось, что я проходил Dear Esther… Если так вообще можно про нее сказать… Скорее, я гулял или путешествовал по этому поразительному острову в такой период, когда у меня было очень тяжело на душе.  И, наверно, именно в этом настроении лучше всего воспринимаются атмосфера Dear Esther, ее простой, но «скрытый», непонятный, метафорический сюжет, история главного героя. Если протагонист пытается на этом острове скрыться от прошлого, уйти от внешнего мира и найти самого себя, поборов внутренних демонов, то этим же самым хочется заняться самому, когда сюда попадаешь. Хотелось бы иметь такой вот персональный затерянный, одинокий остров, куда можно убежать от всех, а может, даже и от самого себя, где можно переждать бурю и найти новый смысл или новую цель для того, чтобы продолжать борьбу, снова «всплывать» на поверхность жизни.

 dear-esther9

Весь путь до маяка можно преодолеть не то что за один вечер, а, наверно, даже за час. Это при том, что герой наш не умеет бегать и прыгать и передвигается очень неспешно. Да и как здесь можно спешить – когда каждый новый вид заставляет надолго остановиться и оглядеться, сделать скриншоты, о чем-то задуматься… При желании сам путь можно продлить, если осматривать все закоулки острова, стараясь услышать как можно больше деталей о прошлом героя.

Понять суть происходящего за одну быструю пробежку попросту не получится. Отрывки воспоминаний выдаются каждый раз в несовпадающих местах, в случайном порядке. Поэтому при повторных прохождениях можно услышать новые фрагменты. История эта довольно запутанная и мрачная. С самого начала подозреваешь, что в жизни отшельника случилась какая-то беда, серьезное несчастье. Возможно, что-то произошло с близкими ему людьми… В итоге мы даже увидим один из эпизодов прошлого, но тоже отчасти в метафорическом, «фантастическом» стиле. И понимать все сказанное и увиденное можно все же по-разному. Именно поэтому, наверно, эта игра не для всех.

dear-esther6
На самое дно, в прошлое...

Остается пожелать, чтобы таких необычных и очень красивых, умных игр было больше. Они дают возможность и отдохнуть от привычного геймплея, динамики и борьбы. И в то же время они раскрывают новые возможности игры как таковой, позволяют взглянуть на нее с другой точки зрения. Не только как на инструмент развлечения, но как на полноценное произведение искусства, в основе которого синтез живописи, музыки, литературы… Это игра без геймплея, однако совершенно не скучная, поражающая атмосферой, богатая переживаниями и загадками.