Зомби-апокалипсис за последние годы стал очень популярен и в играх, и в фильмах, проникнув повсюду, представ перед нами в разных одеждах, жанрах, подходах, стилях… И удивить современных геймеров в этом жанре довольно трудно. Tequila Works, собравшая под своим крылом множество талантливых людей, поработавших и в других известных студиях, понимая сложность задачи, пошла нестандартным путем. Deadlight — это платформер на тему зомби с очень необычным стилем, очень запоминающимся визуальным рядом, густой и мрачной атмосферой. Помимо того, что в игре бодрый, напряженный геймплей, она также постепенно раскрывает перед нами детали продуманной, драматичной истории.
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Платформа: PC, X360.
Дата выхода на PC: 25 октября 2012 года.
Разработчик: Tequila Works.
Издатель: Microsoft.
Жанр: аркада, платформер.
[/stextbox]
Действие игры разворачивается не в настоящем и даже не в будущем, как это обычно бывает, а в прошлом, в 1980-е годы. Главный герой Deadlight — Рэнделл Уэйн, мужчина 30-ти лет, бывший лесной смотритель. Он долгое время жил в лесу, отлавливая браконьеров, следя за животными. Он не любит городского шума, городских людей, предпочитая им природу, тишину, диких зверей. Он был счастлив, живя уединенно с любимой женой и маленькой дочерью. Однако в один день привычная жизнь изменилась, мир был поражен неизлечимой болезнью, чем-то вроде мутировавшего вируса бешенства, перекинувшегося на людей, превратившего их в «ходячих мертвецов», пожирающих живых (зомби здесь называют shadows, «тени»). Болезнь не сразу достигла тех мест, где жила семья Рэнди, но это было лишь вопросом времени… Однажды герой вернулся домой… и не нашел там своих родных — они сбежали вместе с другими выжившими, направляясь в Убежище, о котором постоянно сообщается по радио. Рассчитывая найти их там, Рэнделл вместе с группой других людей едет следом, ища любые указания на место, где они могут находиться.
Игра начинается как раз в тот момент, когда их группа распалась и Рэнди остался один. Весь сюжет сообщается в самой игре довольно скудно с помощью анимированных комиксов, некоторых разговоров и монологов главного героя, а также видений, которые со временем начинают преследовать Уэйна. Но этого вполне достаточно, чтобы ухватить суть. И ближе к середине игры (а Deadlight проходится всего за несколько часов) начинает мучить загадка, что же случилось с семьей героя в действительности, почему его преследуют галлюцинации, о чем он не может или не хочет вспоминать. Убежище, которое так упорно, несмотря на все препятствия, смерти и несчастья, пытается отыскать Рэнделл, оказывается вовсе не тем, чем думается вначале.
Так как сюжетных подробностей показывается не так много, лучше всего не полениться и прочитать дневник героя, страницы которого можно отыскать повсюду (непонятно, правда, как они там оказались — одна из игровых условностей). Из дневниковых записей вы узнаете намного больше и о том, как началась катастрофа, о событиях во всем мире, и о самом персонаже, лучше поймете его характер и образ мыслей. Там действительно есть очень интересные детали — постарайтесь найти побольше страниц дневника.
Несмотря на то, что вы двигаетесь лишь в двух измерениях, фигурки монстров и людей анимированы отлично, а превосходно прорисованный фон выглядит живым, из него на вас может выйти очередной зомби, видно, как на заднем плане развевается на ветру материя, движется машина. Мало в каких играх можно увидеть настолько хороший визуальный ряд. Да и с нужной атмосферой, настроением здесь все в порядке, звучат печальные, но красивые мелодии, возникают ощущение безнадежности, потерянности. Фигурка самого героя постоянно находится в тени, да и сами картины, открывающиеся перед вами — всегда в затемненных тонах. Даже природа словно разделяет тоску героя.
Сделать картину более реалистичной, обогатить ее деталями помогают интерактивные объекты, вещи, которые вы можете найти и более внимательно рассмотреть: отрывки стихов, фотокарточки, водительские удостоверения, кусочки ткани, письма, аудиокассеты — чего там только нет. Они рассказывают что-то о своих владельцах и времени, когда не существовало этой ужасной болезни, когда людей волновали и пугали совсем другие вещи, которые теперь уже потеряли прежний смысл.
Рэнделл просто хочет отыскать свою семью, он не пытается спасти всех (да это и не в его силах). Это обычный человек, а не супергерой. Временами ему приходится принимать сложные решения, иногда он встречается по пути с другими героями и помогает кому-то, но это не его изначальная цель. Поскольку Deadlight — это платформер, вам придется много прыгать, забираться на платформы, здания, решать несложные, но временами интересные загадки, искать путь дальше. Территория постепенно меняется, дизайн локаций достаточно разнообразен. Начинается все с разрушенного, умирающего Сиэтла, но это не единственное место, где вам доведется побывать, сюжет отсылает нас и к прошлому. Особенно запоминаются моменты видений, где гиперболизированно, субъективно представлено произошедшее. Эти галлюцинации, наверно, даже можно назвать кошмарами, которые действительно заставляют нервно поежиться, оставляют мрачный осадок.
Не рассчитывайте, что в Deadlight вам позволят изничтожать полчища зомби, щедро угощая мертвяков свинцом, как это можно делать, к примеру, в Resident Evil 6. Ничего подобного, здесь вам больше нужно полагаться на собственную хитрость и ловкость. Хотя в определенный момент вы получаете топор для ближнего боя и огнестрел (револьвер и ружье) для дальнего, куда выгоднее просто обойти толпу зомби или же убежать от них (что чаще всего и приходится делать). Можно также подманивать зомби криком, заставляя их падать с большой высоты и разбиваться или же используя на них ловушки. Топором герой владеет неплохо, но здесь очень сильные ограничения на выносливость — за удары и даже лазание по тросу, нахождение в подвешенном состоянии полоска сил резко убавляется. Худо-бедно удается уложить троих-четверых врагов за раз, но затем герою нужно отдышаться. Да и убить зомби топором не так просто: нужно обязательно отрубить голову или перерубить позвоночник, чтобы мертвец не смог снова подняться. С огнестрельным оружием избавиться от группы «теней» проще, но и патроны встречаются не на каждом шагу и быстро тратятся. Помимо этого, вы сможете пользоваться также рогаткой, чтобы активировать какие-то объекты, решать задачи (против зомби она бесполезна).
Жизней у Рэнделла тоже не густо — всего три прямоугольника (на три удара или укуса), хотя в один прекрасный момент вы сможете их немного увеличить. Пополнять здоровье можно с помощью аптечек. Также они обновляются при переходе на новые этапы. Действует система автосохранений, расположены контрольные точки достаточно удобно, но и умирать придется часто: некоторые задачи не решишь с одного раза, так что первая попытка становится пробной для поиска пути. Объекты, встречающиеся на дороге, могут также причинить неудобство и вред. Очень интересно, что на бегу можно просто-напросто споткнуться о стоящий на пути стул, что позволит монстрам догнать вас. Но основной проблемой со временем становятся уже не сами мертвецы. Люди, вооруженные огнестрельным оружием, использующие вертолеты, технику, также станут вашими врагами, более страшными и безжалостными, чем зомби.
В Deadlight есть очень напряженные и нервные моменты, ситуации, где вам нужно действовать и соображать очень быстро, придумывая решение на бегу, когда каждая секунда может спасти вам жизнь, а любое промедление — погубить. Но запоминается игра все-таки не этим, а своей визуальной частью, замечательным мрачным стилем, пронзительной атмосферой, которую смогли создать и в таком жанре, как платформер. Очень многие локации так и просятся на скриншот, ты подолгу вглядываешься в новую территорию, оценивающе осматриваешь детали, дивишься, насколько живым и настоящим кажется окружающий мир. Сюжет, поначалу развивающийся как-то лениво и редко угощающий вас лишними подробностями, в финале неожиданно оживляется и рассказывает такие вещи, от которых действительно становится не по себе, удивляет и будоражит. Даже ради него стоит пройти Deadlight. Конечно, это не самая оригинальная тема, довольно избитый для постапокалипсиса мотив о поисках пропавших родных (то же самое, в принципе, было и в I am alive, в сериале и комиксе The Walking Dead и множестве других игр и фильмов), но исполнение заслуживает высокой оценки. Некоторые отмечают, что Deadlight немного надоедает со временем, а задачки перестают радовать, но мне так совершенно не показалось. А эмоции от игры остались очень сильные.
После прохождения открывается «кошмарный режим». Наверное, имеет смысл как-нибудь пройти Deadlight снова хотя бы затем, чтобы собрать оставшиеся карточки и вещи...