Assassin’s Creed. Между прошлым и настоящим


«Ничто не истина, и все позволено».

 

Assassins creed

В статье мы поговорим о самой первой части из серии Assassin’s Creed, где рассказывается захватывающая история о Братстве ассасинов, тамплиерах, их противостоянии, прошлом и настоящем, а также загадках истории и могущественных артефактах.


Кредо ассасина и честь Братства

[stextbox id="info" caption="Сведения об игре" float="true" align="left"]Разработчик: Ubisoft Montreal.
Жанр: стелс-экшен, аркада.
Дата выхода в России: 11 апреля 2008 года.[/stextbox]

В основе игры оригинальный, захватывающий сюжет, интересная и необычная идея. Мы играем попеременно то в настоящем времени, то в далеком прошлом, управляя двумя персонажами, простым барменом Дезмондом Майлз и его далеким предком по имени Альтаир ибн Ла-Ахад, легендарным убийцей из Братства ассасинов. Ничего не понимающего и ни в чем не замешанного Дезмонда захватила загадочная корпорация «Абстерго». Используя фантастическую машину – «Анимус», они хотят восстановить события прошлого и узнать, где ассасины спрятали древний артефакт, обладающий огромной силой. Сама мысль о воссоздании прошлого по генетической памяти не столь фантастична и имеет под собой некоторые научные основания.

Новаторство всей серии Assassin’s Creed в том, что каким-то образом разработчикам удалось скрестить историю с научной фантастикой. От настоящего времени мы переходим в прошлое, в древнюю Палестину времен третьего Крестового похода (1191 г.), затем, пройдя очередной участок воспоминаний, мы возвращаемся к настоящему времени, где Дезмонд заперт в лаборатории «Абстерго». Причем прошлое кажется намного интереснее обыденной сегодняшней реальности, оно наполнено более живыми и рельефными героями со своими сложными характерами, целями и интересами. Нам расскажут о древней, как мир, истории противостояния Братства ассасинов и тамплиеров. Ассасины не просто кровожадные убийцы или наемники. У них, как у пиратов Карибского моря, есть свой кодекс чести, кредо ассасина, которому они обязаны точно следовать. Невиновные не должны страдать без необходимости, ассасин прячется на виду, он не должен ставить под угрозу Братство, никто не должен знать об их существовании.

Assassin's Сreed

В некоторые моменты, например, во время «загрузок» машины, мы видим словно компьютерный код из Матрицы, а все вдалеке погружается в серую дымку. Машина устроена так, что, не восстановив более ранние воспоминания, не открыть новые участки памяти, поэтому некоторые места в городах временно отделены от нас такими же «разрывами» реальности, непроходимой границей. Ранения и смерть нарушают связь или синхронизацию Дезмонда с Альтаиром. Такие логичные и интересные объяснения, продуманность и серьезный подход к каждой детали заслуживает уважения.

Тот, кто играет ради исторических моментов, получит их в полной мере, но и для ценителей научной фантастики тут есть что увидеть. Средневековый мир выглядит аутентично, мы путешествуем по упрощенной модели Святой земли, посещая несколько реальных городов (Дамаск, Акра, Иерусалим), архитектура которых тщательно воссоздана. И настоящие события того времени тут сочетаются с вымыслом и фантастикой. Мы повстречаем реальных исторических лиц, многие из которых стали легендами — Ричард Львиное Сердце, Робер де Сабле. Городские глашатаи говорят о Салах ад-Дине (Саладине). Да и многие наши жертвы, список которых постоянно растет, — не выдуманы, а списаны с реальных людей. Интересно, что и сам замок ассасинов в Масиафе существовал в действительности.

Assassin's Сreed

Городской шум, толпы, нищие и разбойники, рынки, зеваки и торговцы — все сделано на очень высоком уровне и помогает погрузиться в атмосферу далекого и удивительного прошлого. Это удается и за счет очень красивой и технологичной для того времени графики, которая не особенно устарела даже теперь и смотрится вполне убедительно.

Не все персонажи настолько просты, что их можно оценить верно с первого взгляда. Со временем наши представления о том, кому стоит верить, кто друг и кто враг перевернутся. Сюжетные перипетии способны удивить игроков. Перед нами разворачивается хорошо срежиссированная драма, кому-то искренне сочувствуешь, каких-то злодеев начинаешь постепенно понимать.

Assassin's СreedТут почти нет однозначных героев. И у тамплиеров, и у ассасинов разные методы борьбы, но цели у них похожи. И нельзя точно сказать, кто из них прав. На самом деле средства и принципы и тех, и других очень жестоки и радикальны. Ассасины пытаются с помощью убийств управлять развитием общества, очищать мир от «заразы», которая ему вредит. Но даже если вы верите в светлые идеалы, осуждаете убийства и казни, игровой процесс затягивает, ты полностью перевоплощаешься в Альтаира и начинаешь жить его жизнью. Его руками можно очень просто решать различные проблемы. Игра в прятки очень увлекательна, а прыжки по крышам, динамичные погони, несложные, но эффектные поединки сразу с десятком врагов вызывают восторг. Хочется залезть на самые высокие здания, собрать все точки обзора и значки, изучить каждый город. Игровая механика располагает к свободе перемещений в стиле «паркур». Чем-то это напоминает Prince of Persia: The Sands of Time от тех же разработчиков. Ведь мир (пусть и не такой огромный) тут открыт для блужданий. Стоит сесть на любого коня и выехать за ворота замка ассасинов, как ты сам вправе решать, в каком направлении двигаться, какое задание выполнить в первую очередь. Их можно пройти очень быстро, а можно и просто развлекаться, исследовать города, выполнять дополнительные поручения.

Assassin's Сreed

Мир Assassin’s Creed прекрасен. Природа, виды древних замков, города и пустыни нарисованы восхитительно. Удалось передать атмосферу средневекового мира, особенности жизни людей времен крестовых походов. Каждый город обладает своей архитектурой, особенно резок контраст христианских и мусульманских городов. Несколько отличаются и враги, которых мы встречаем в различных местах.

Боевая система у первой части была несколько проще, чем у последующих. Да и выбор оружия не столь большой. Скрытый клинок лишь на одной руке, меч, кинжал, метательные ножи. А что еще нужно для счастья? Между прочим, не так уж и важно здесь, какое из оружий выберешь, лишь некоторые приемы могут отличаться. Я вот и с коротким клинком целые толпы врагов нарезал.

Мы начинаем игру с полным боекомплектом ассасина. Однако за серьезную провинность нас лишают всех званий и почестей и мы снова должны заслужить носить все вооружение. Укротив гордость, Альтаир должен научиться следовать кредо ассасина. Да и если вы нарушаете заветы братства – уровень синхронизации будет падать.

В бою доступны толчки, полезные на крышах, с которых можно сбрасывать врагов, контратаки, увороты, блок, быстрый или сильный удар. Подойдя к человеку сзади и воспользовавшись скрытым клинком, можно убить его совершенно незаметно. Если еще вовремя уйти, пока не прибежала стража, а люди не начали обращать на тебя внимание. А вот если жертва не вовремя обернется и увидит, что ты хочешь сделать, скрытым убийством воспользоваться уже не получится. Немало заданий можно провалить из-за этого. Умереть можно не только от меча или стрел, но и упав с высокого здания, что вначале очень даже часто случается. Когда обучишься основным навыкам и приноровишься к управлению, выигрывать сражения становится просто. Но некоторые враги обладают теми же умениями, что и вы, их броню сложнее пробить, им нужно нанести больше ударов. Таковы тамплиеры, убийство которых отдельно отмечается в статистике. Изучению игрового мира способствует поиск значков, специфичных для каждого города. Однако плохо, что за них все равно никакой дополнительно информации не открывают.

Нас учат воровству, профессиональному шпионажу и допросу с пристрастием, после которого никто живым не выходит. В рукопашном бою Альтаир не сильнее остальных, дерется он не особенно хорошо, можно потерять жизни от ударов простых мужиков. Хотя, прокачав запас здоровья (уровень синхронизации) благодаря выполнению заданий и запасшись лечебными зельями, становишься почти бессмертным, но это уже не так весело.

Assassin's СreedТолпу на улицах можно осторожно отодвигать рукой, именно таким способом стоит обходить тех, кто несет вазы и хрупкие контейнеры в руках. Ведь стоит на них налететь – и сразу привлечешь к себе внимание всех вокруг. Стелс в Assassin’s Creed для того времени, конечно, был довольно интересно реализован, но все же он несовершенный, условный и несколько наивный. К примеру, достаточно было просто сложить ручки вместе перед собой, чтобы «превратиться» в монаха. Слиться с толпой – лучший способ проникнуть куда-нибудь или скрыться. Хотя, если вдуматься, вооруженного человека в этом белом капюшоне, с характерным поясом, ловкими и стремительными движениями сложно спутать с кем-то еще. Или вот достаточно сесть на лавочку, чтобы избавиться от преследования. Глупо, конечно, но как изящно все это выглядит! Как здорово было падать с высокой башни, совершая прыжок веры и зная, что внизу обязательно заготовили тележку с сеном. Нырнешь в него – и ты уже скрылся от глупых стражей. Да и нужно понимать, что идеального стелса без условностей в компьютерных играх не было, нет и не будет. Компьютерный интеллект не равен человеческому, как его ни улучшай, настоящий стелс возможен только между людьми.

Часто проще принять бой, чем убежать. Однако некоторые ситуации вынуждают скрываться. После убийства ключевой цели вас все равно будут преследовать до тех пор, когда вы не спрячетесь и не утихнет волнение. Приятно и то, что народ на улицах реагирует на твое поведение, сыплются ругательства, если кого-то толкнешь, когда лазишь по крышам и скачешь, как ненормальный, тебя, соответственно, называют психом. Попрошайка назойливо гонится за тобой. Сумасшедший напрашивается на удар, толкая на людей. А как раздражали люди, которые кидались в тебя камнями, когда ты лез на очередную крышу в надежде скрыться от толпы разозленных стражников! Все это очень реалистично, однако если вначале реплики людей радовали, то со временем бесконечные повторения одних и тех же монологов, просьб, ругательств, замечаний начинают дико раздражать. Пройдешь несколько городов, и уже не хочется прислушиваться к разговорам, руки тянутся вывернуть громкость потише.

Да и сам игровой процесс, поначалу такой бодрый и удивляющий продуманностью, разнообразием заданий и возможностей, динамичностью, превращается в монотонное следование одному и тому же алгоритму. Идешь из города в город, чтобы убить новых жертв. Предварительно собираешь информацию стандартными способами: допрос, воровство писем и документов, подслушивание, добыча сведений у коллег по цеху в обмен на выполнение поручения. И все, к основной миссии подготовился. Идешь убивать целевого персонажа. И подготовка тут особая не нужна. Легче просто вырезать тех, кто встанет на пути. Главное – не упустить жертву. Правда, для нас тут сценаристы подготовили несколько сюрпризов, своеобразных ловушек и неожиданных сюжетных поворотов. Но самое интересное – это разговор с умирающим врагом. Всегда можно услышать что-то новое и приоткрывающую завесу тайны. За каждым героем просматривается индивидуальность, характер, целая жизнь, полная ошибок и поиска истины. Есть еще чуть более интересные ситуации, когда предлагается спасать людей, на которых напали стражники. В благодарность горожане задержат стражей, если они затем будут за тобой гнаться. А монахи помогут проникнуть в закрытую территорию.

Игра заставляет в каждой жертве увидеть человека. Это не просто бездумный слешер, тут даже жалеть начинаешь тех, кого вынужден убить. Или во всяком случае, сам Альтаир начинает задумываться, а так ли правильно он поступает, стоит ли безоговорочно верить тем принципам, которым его учили, да и самому наставнику, Аль-Муалиму. Быть может, он сам лишь одна из пешек в сложной игре, которую ему не понять. Так же, как и Дезмонд из реального времени. Игра оказывается неожиданно глубже, чем казалось на первый взгляд. Тут уже не просто стелс, здесь почти книга. Пройдешь игру – и словно прочитал интересный, содержательный детективный роман.

Что есть истина и с чем ее есть?

И Assassin’s Creed берет за живое именно интересным сюжетом, не столько геймплеем, сколько атмосферой, тайной, которая имеется и которую предстоит раскрыть. Даже прокачка персонажа не столь интересна и важна. Конечно, вторая часть и дополнения Assassin's Сreedмогут похвастать большим количеством заданий, разнообразием и улучшенной боевой системой, более серьезным стелсом. Но началось все здесь, и именно эта часть для многих стала главной. Тогда, когда она вышла, это был настоящий переворот, многие полюбили ее сразу, были захвачены идеей, сроднились с главным героем, легендарным Альтаиром. Несмотря на растущее с прохождением однообразие, повторяемость многих геймплейных моментов, Assassin’s Creed начала новую эпоху в компьютерных играх и изменила представление о жанре стелс-экшенов. Сюжет подается эмоционально и ярко. Несмотря на условности игрового процесса, ты полностью переносишься в этот удивительный мир, сочувствуешь героем, веришь в происходящее.

Первая часть заканчивается, не ответив на многие вопросы, оставив ощущение недосказанности, заставив желать продолжения. Некоторые моменты нам, конечно, раскроют и объяснят, но это объяснение вызывает новые, не менее сложные вопросы, заставляющие играть в сиквел, где также ответят не на все.

Кстати, совсем недавно вышла третья часть Assassin's Creed, которая вывела игру буквально на новый уровень. Со временем мы расскажем обо всех частях и дополнениях. Но купить третью часть вы можете прямо сейчас.