Assassin's Creed: Revelations. В поисках потерянных знаний, или Бомбист-самоучка


С каждой новой игрой Assassin's Creed Эцио Аудиторе не становится моложе. В Revelations мы увидим его уже в достаточно пожилом возрасте. Но не его одного — эта игра, которая куда ближе к дополнению, чем Brotherhood, расскажет и о некоторых любопытных фактах из жизни легендарного Альтаира. Что же это за «Откровения», которые обещает название? Предыдущая часть задала ещё больше вопросов, ответит ли на них эта?

К новым берегам

Начинается Assassin's Creed: Revelations лихо: уже сильно постаревший, но всё ещё крепкий и ловкий Эцио приезжает в Масиаф в поисках древней библиотеки, где орден ассассинов сохранил некие тайные знания, которые, возможно, помогут понять герою, для чего он прожил свою жизнь, за что боролся, какова его настоящая миссия. Однако в секретах этой библиотеки так же заинтересованы вездесущие тамплиеры, которые тут же схватили Эцио под белы ручки и собрались торжественно повесить на самой высокой башне, как будто предыдущие события их ничему не научили. Конечно же, наш герой в очередной раз без особых проблем бежит от них, словно Колобок из русской народной сказки, и берётся помешать их злобным замыслам. Для того чтобы завладеть драгоценными книгами библиотеки Альтаира, ему нужно будет собрать пять ключей, да не обычных ключей, а имеющих отношение к той же самой инопланетной цивилизации, которая создала Яблоко Эдема.

Assassin's Creed: Revelations
Через эти ворота мы попадем в новые воспоминания

Assassin's Creed: Revelations
Остров воспоминаний впечатляет

Некогда гордый и неприступный, а ныне принадлежащий тамплиерам и полуразрушенный Масиаф, признаться, действительно получился у дизайнеров на славу. Особенно хорошо эти пейзажи смотрятся как раз в такую зимнюю, снежную погоду. С самых первых минут игроков радуют экшеном, красивыми, реалистичными сюжетными роликами, головокружительными прыжками и динамичными погонями. И кажется, что Revelations по своему антуражу, духу превосходит Brotherhood. Побыть в Масиафе, правда, дадут недолго, Эцио отправляется на этот раз в Константинополь, столицу Византийской имерии, принадлежащую ныне туркам и переименованную в Стамбул. Именно там, вдали от полюбившейся уже Италии, будет происходить основное действие. Смена обстановки, пожалуй, пошла серии на пользу — больше экзотики, новый пласт культуры и мировой истории, в которой мы играем, может, и не столь значительную, но всё же роль. Сперва обстановка даже кажется несколько непривычной, словно потерялся в незнакомом городе — другие костюмы, дома, иные люди со своим языком и чуждыми тебе обычаями. Но очень быстро с этой обстановкой свыкаешься, тем более что на новом месте нам помогает устроиться один из лидеров местного подразделения ассассинов — Юсуф Тазим. Он быстро введёт Эцио в курс дела и поможет ему в его поисках, а также научит некоторым полезным приёмам, подарит новое оружие, которое можно и нужно использовать — бомбы и крюк.

Assassin's Creed: Revelations

Assassin's Creed: Revelations
Вот в таких ситуациях мы будем оказываться не раз

История в реальном времени развиваться на этот раз не будет, героев современного Дезмонду мира мы увидим лишь в конце, а поначалу будем только слышать. После того, что случилось в предыдущей части, Дезмонд впал в необычную кому, его сознание застряло между «мирами» и воспоминаниями, между разными личностями, которые он в себя вобрал. И только Анимус позволяет ему продолжать жить и не свихнуться. Зона между мирами показана очень зрелищно — как затерянный фантастический остров (мне сразу вспоминается Dear Esther). На этом острове мы наконец-то лицом к лицу сталкиваемся с объектом 16, который разъясняет нам происходящее и даёт дельные советы о том, что нужно сделать, чтобы Дезмонду вернуться в своё тело и не потеряться между личностями, не утонуть в компьютерном коде. В данном случае хоть немного раскрывается характер этого закадрового героя, судьба которого не так-то проста. Другая часть приключений — это несколько фрагментов памяти Альтаира, о чём чуть ниже.

Assassin's Creed: Revelations

Капитан Крюк и начинающий бомбист

Наш новый друг Юсуф научит нас, что скрытый клинок — это хорошо, но вот скрытый клинок-крюк — это ещё лучше. Ведь повсюду над домами в Константинополе натянуты верёвки, и по ним так удобно съезжать, подобно Тарзану, именно на крюке, выполняя воздушные убийства. Да ещё можно хорошенько разбежаться, схватить крюком перегораживающего дорогу оттомана и перелететь через него или свалить убегающего противника с ног. Крюк полезен и в лазании по домам и башням, он позволяет в прыжке схватиться за слишком удалённые уступы, которые иначе не достать, всячески ускоряет перемещение. Да и консервы-то крюком удобнее открывать! (Шутка.) В общем, очень полезная в хозяйстве вещь, жаль раньше ассассины до этого не додумались. Крюком действительно пользуешься в Revelations постоянно, ведь прыгать и карабкаться здесь придётся почти всё время, особенно в поисках ключей от библиотеки и книг с тайным посланием.

Assassin's Creed: Revelations
Юсуф знакомит с городом

Assassin's Creed: Revelations
Внутри базы ассассинов

Другое нововведение очень зрелищное и занятное, но не столь однозначное — это бомбочки, которые турецкие «коллеги» учат делать Эцио. Они могут быть с разной начинкой, летальные, диверсионные или тактические, разные по мощности и эффекту. Собирать их нужно из ингредиентов, либо покупаемых у специальных торговцев, либо находимых у поверженных врагов и во всевозможных сундуках. Польза бомб, вроде, несомненна. Во-первых, с ними действительно веселее, находишь всё больше случаев испытать новые бомбы. Во-вторых, они действительно отвлекают охранников, некоторые даже бесшумно убивают врагов (бомба с ядовитым газом) или выводят их из строя (звуковая, с особым запахом, с кровью), натравливают на солдат толпу (с пиритовыми монетками). Однако использование их совершенно необязательно, за исключением некоторых сюжетных ситуаций или дополнительных заданий для чистоты «синхронизации». Можно так же по старинке убивать всё вокруг дедовскими способами, теми же метательными ножами, арбалетом (который нужно будет, правда, сначала приобрести за немалую сумму), клинком. Да и в бою особенно использовать бомбы некогда (хотя я исхитрялся).

Assassin's Creed: Revelations

К чести разработчиков нужно сказать, что некоторые вещи всё-таки меняются к лучшему. Так, враги стали немного умнее и сильнее, появились и новые приёмы и новое холодное оружие. Крыши теперь охраняются более надёжно солдатами с ружьями. Особенной непробиваемостью отличаются янычары — выстрелом из арбалета их сразу не убьёшь, только привлечёшь внимание, рубить их тоже приходится долго, а ваших же ассассинов они могут легко убить сами. Не совсем порадовало меня вначале изменение управления — приходится привыкать к новым кнопкам, иногда путаешься, особенно если помнишь хорошо прошлую часть. Но управление всё равно вполне удобное, можно переучиться. Разве что стоит пожаловаться — глюки и баги и по сию пору остались: я застревал несколько раз в стене, колодце или даже падал на ровном месте, а иногда и убитые воины вдруг становились бессмертными неподвижными истуканами, что особенно страшно посереди большого боя (хорошо хоть не нападали). Что ещё поначалу удивило в этой части, купленной мной в Стиме — наличие русского языка, даже дубляжа. Но так как привык к звучанию английской речи актёров, оставил только русские субтитры. По ходу игры заметил некоторые неправильности и неточности перевода.

Assassin's Creed: Revelations
Нет, меня не зарыли по пояс жестокие и коварные враги, я застрял в текстурах!

Отчёт о том, что происходит

Дополнительных миссий как таковых, то есть заданий гильдий, в Revelations не стало, разве что на улицах иногда встречаешь людей, просящих о помощи, или задир, нарывающихся на неприятности. Тут вообще меньше миссий, прохождение занимает меньше времени. Помимо того, что Эцио ищет ключи к библиотеке, он также знакомится с прекрасной Софией Сартор, увлекающейся древними текстами, историей, тайнами. София помогает Эцио расшифровывать тексты и искать места, где спрятаны ключи. При этом Эцио, конечно же, не посвящает её в свои тайны. И между этими двумя героями завязываются романтические отношения. Задания, связанные с Софией — это в основном захватывающие погони за тамплиерами, скоростной паркур в подземельях. Но нельзя стоять в стороне от политики и дел гильдии, нужно помочь Юсуфу навести порядок в городе, предотвратить государственный переворот, успеть поучаствовать в придворных интригах. Сложно критиковать основные сюжетные задания — они и в меру разнообразны, и необычны: как, например, переодевание в бардов и отвлечение внимания гостей, пока другие ассассины устраняют вычисленных нами убийц. Иногда Эцио действует даже слишком жёстко — как в пещерном городе в Каппадокии, где гибнут невинные люди. Возможно, это попытка авторов показать, что и ассассины в итоге не столь уж отличаются от тамплиеров и ради своих целей тоже готовы идти на кровавые жертвы.

Assassin's Creed: Revelations
Удобно перемещать по городу на парашюте

Assassin's Creed: Revelations
Теперь можно прятаться и прыгать не только в сено, но и в цветы

О своих успехах, найденных ключах, мыслях и даже личной жизни Эцио подробно пишет своей сестре, буквально отчитывается ей в каждом чихе как строгому начальству. Она, впрочем, никогда не отвечает. А мне интересно, не боится ли Эцио, что его письма будут перехвачены и тамплиеры могут узнать о его планах? Но, видимо, письма пересылаются каким-то надёжным способом, с доставкой лично в руки. Почтовые совы из Хогвартса?

Assassin's Creed: Revelations
Эцио переодет в барда

Башни и зоны влияния

Интересных событий, сценариев миссий в игре достаточно, правда, упор сделан больше на экшен, чем на стелс, продумывать свои действия нужно всё меньше. Для того чтобы всё происходящее не сводилось каждый раз к бездумной резне, разработчики ввели также дополнительные условия для стопроцентной синхронизации миссии. Хотите 100% — нужно их выполнять. Тут использование или неиспользование различного оружия, передвижение только по крыше, незаметное или бескровное прохождение задания. Выполнить их бывает и правда сложно, я, впрочем, особенно и не старался. Что же есть, помимо основного сюжета? Как обстоят дела с экономикой?

Assassin's Creed: Revelations

Assassin's Creed: Revelations
Покупка магазинов и достопримечательностей, приносящих доход, никуда не делись. Только теперь каждое приобретение подогревает интерес стражников к вашей скромной персоне. И всё бы ничего, когда бы при высоком уровне «известности», как бы нелепо это ни звучало, на базы тамплиеров не происходили набеги. Ведь теперь вы, убивая стражников и поджигая башни, приобретая базы, обязаны ещё их защищать — а то, глядишь, отберут назад. «Известность» можно всегда скинуть, да только двумя способами — убив «стукача» или же подкупив уличных крикунов — портретов на улицах города больше не развешивают. Если же дело дошло до нападения на вашу базу, то вы не сами должны её отбивать, а сидеть на крыше, отстреливаться и плавно распределять своих воинов по крышам за получаемые условные очки. По узкой улочке, всегда с одной и той же стороны, прут вражеские воины. Вы же сроите баррикады, отстреливаетесь и командуете ассассинами. Постепенно появляются новые виды воинов, как у вас (ассассины, спрыгивающие со зданий и убивающие врагов в полёте, разбрасыватели шипов, арбалетчики, стрелки), так и у них (огнемётчики, осадное оружие). Вообще, это даже забавно первое время, лишь бы не повторять эти задания постоянно, держа свою «популярность» среди местного населения на низком уровне.

Assassin's Creed: Revelations

Захват башен и задания для учеников в других городах окончательно превратились в совершенно пустой, механический процесс. Вы снова набираете людей для ордена, выручая горожан, посылаете их на однотипные и неинтересные миссии, захватываете с помощью своих людей города, что приносит дополнительный доход и ресурсы. Можно даже особо не читать информацию о таких заданиях. Что плохо — уровень контроля будет постоянно падать, если вы перестанете выполнять эти миссии, пока город снова не перехватят. Можно ещё дополнительно усилить города, оставив там своих людей, но тогда придётся набирать новых агентов. А можно и просто не особенно уделять этому внимание. Что порадовало больше — это обучение мастеров-ассассинов в Константинополе, с ними вы непосредственно ходите на задания, помогая им достичь вершин мастерства. И миссии эти не самые скучные, с расследованиями и погонями, разнообразным оружием.

Assassin's Creed: Revelations
Защита базы

В бой идут одни старики

Особенность этой части в том, что главных героев прошлых частей — Эцио и Альтаира показывают уже сильно постаревшими, более мудрыми, опытными и смиренными. Сил у них стало меньше, но с годами они многое поняли. Добывая ключи, вы получаете доступ к кусочку памяти Альтаира. Так вы узнаете больше о перипетиях его сложной судьбы и даже о его последних днях. Да и наш Эцио уже не столь быстр и ловок, как раньше, пора бы и ему уходить на покой, раскрыв эту последнюю тайну, передав послание через века. Задача же Дезмонда — найти себя, вернуться в сознание и реальную жизнь.

Assassin's Creed: Revelations
Уже совсем постаревший Альтаир возвращается в Масиаф

Никаких скрытых символов, глифов, в Revelations нет, как и привычных головоломок. Здесь сделали довольно странную вещь — придумали целую мини—игру, запускаемую как отдельное приложение. Это такой платформер и логическая аркада с совершенно дурацким геймплеем. Если вы готовы промучиться с ним некоторое время, то вам даже не покажут, а всего лишь расскажут немного больше о похождениях юного Дезмонда, его детстве и взрослении. Сделано это, на мой взгляд очень топорно.

Assassin's Creed: Revelations
Мини-игра, в которой можно получить сведения о жизни Дезмонда

Но тем не менее Revelations не может не запомниться. И даже сюжет не столь примечательный, и откровений-то особых нет, но дух серии остался, есть живые герои, несколько дополняется представление о мире и персонажах. Прекрасные музыка и графика, потрясающий антураж, динамичные и местами оригинальные основные миссии в который раз не позволяют скатиться игре в унылую и бессмысленную серость, пустое повторение пройденного. Однако и полного удовлетворения от игры не ощущаешь, ведь этот путь делания новых частей по модели предыдущих тупиковый, каждый раз отличий получается всё меньше.