Assassin's Creed 3 переносит игроков из несколько поднадоевшего уже итальянского Возрождения на другой континент, совершенно в новую культурную обстановку — в эпоху американской войны за независимость (1775—1783). В этой истории игроков ждут не только новые герои, но и несколько иной подход к теме.
[stextbox id="info" defcaption="true"]
Разработчик: Ubisoft Montreal.
Издатель: Ubisoft Entertainment.
Дата выхода: 20 ноября 2012 года.[/stextbox]
Первая неожиданность Assassin's Creed 3 в том, что играть мы начинаем не главным героем, а за несколько лет до его рождения, его отцом, английским дворянином Хэйтемом Кенуэем, прибывающим в Америку, чтобы осуществить тайный замысел своей организации, пока нам неизвестный. И только через достаточно продолжительное время мы переключаемся наконец на его сына Радунхагейду или Коннора, как его впоследствии назовут, индейца из племени, хранящего некие сакральные тайны предков. Перед нашими глазами проходят ключевые этапы жизни Коннора, начиная с его детства, игр в лесу, общения с друзьями, охоты. Постепенно герой мужает и учится, меняется внешне и внутренне.
Коннор: Когда мой народ начинает войну, мы втыкаем топор в столб и не вытаскиваем его до тех пор, пока война не закончится.
Ахиллес: Мог бы и в дерево воткнуть!
Коннор — это совершенно новый характер в серии, гордый, своевольный, прямолинейный и открытый герой, несколько наивный, близкий к природе, простой жизни, земле, лесу. Он вполне удачно заменяет собой Эцио, жизнь которого мы уже так досконально изучили в трёх предыдущих играх. Естественно, его судьба — стать ассасином, но не для того чтобы помочь ордену, которого уже в это время практически и нет, а в основном для личных, куда более насущных целей: защиты собственного племени, их земли и мести тем, кто когда-то сжёг его деревню. Чтобы суметь противостоять захватчикам, понять своё собственное предназначение, он напрашивается в ученики к Ахиллесу, старому, ворчливому ассасину, давно отошедшему от дел. С этим стариком связано здесь немало интересных и важных моментов, однако само обучение показано не будет — да и впрямь, хватило того, что было в прошлых частях.
В Assassin's Creed 3 мне впервые показалось, что идея о противостоянии ассасинов и тамплиеров себя изжила и что лучше было бы играть вовсе без «Анимуса» и современности, т.к. они здесь кажутся совершенно второстепенными. Дело в том, что история об американской революции вообще мало связана с борьбой двух секретных орденов, можно было бы запросто их выкинуть отсюда, и мало что изменилось бы. Тамплиеры, кажется, и не преследуют каких-либо иных целей, они всего лишь выбирают другие методы, что подтверждается временным сотрудничеством с ними Коннора. Из области открытого, видимого противостояния группы перешли к какому-то теоретическому спору ради абстрактных понятий и сущностей: ассасины, как водится, выступают «за свободу» (то есть фактически анархию), а тамплиеры, понятное дело, за порядок. Разве что ассасины в лице Коннора не убивают людей направо и налево и больше ценят человеческую жизнь. Современные же приключения Дезмонда, миссии за него вообще получились очень скучными и непримечательными, совершенно не хочется покидать очень яркий мир «Анимуса» ради этих ненужных заданий, мало что прибавляющих к сюжету.
Зато Assassin's Creed 3, наверное, может послужить хорошим визуальным пособием для тех, кто интересуется Войной за независимость, она здесь показывается во всех основных этапах, мы лично в ней участвуем. Как всегда, периодически даются исторические справки, на этот раз даже с саркастическими комментариями британца Шона. Архитектура средневековой Италии с высокими башнями, храмами, крепостями, балконами и карнизами сменилась оживлёнными американскими городами и лесными пейзажами. Показано всего два города — Бостон и Нью-Йорк, но они действительно производят впечатление. Простых людей на улицах стало больше, они выглядят естественнее, реалистичнее. По более широким улицам ездят повозки с сеном и бродячие торговцы. Редко попадаются здания выше второго этажа, поэтому перемещаться всё время по крышам уже нерезонно, легче проехаться по городу на лошади или пробежать до нужной точки на своих двоих. Есть ещё и быстрые перемещения и подземные туннели, входы, в которые, правда, нужно ещё отыскать. Паркур занимает в этой игре меньше места, он ещё и несколько «упрощён», во всяком случае, так думали создатели — на деле получается, что герой совершает ненужные движения и падает, прыгает не туда, куда надо. Компенсировать «недостаток высоты» призваны леса и горы на Фронтире: теперь герой прыгает ещё и по веткам деревьев, словно белка.
Игра усложнилась сразу в нескольких моментах. Сражения уже не столь просты, хотя управление и основные принципы остались теми же. Теперь здесь несколько типов врагов, которые уязвимы лишь для определённых атак. Одних нужно «подловить» с помощью контратаки, блок других можно пробить сильным ударом. Огнестрельное оружие теперь есть у всех, а солдаты ещё и научились стрелять строем, из-за чего битва может закончиться неожиданно плохо для игрока. Хорошо хоть, ружья однозарядные. Пока враг перезарядится, можно успеть до него добежать. Также от пуль можно закрыться человеческим телом — желательно вражеским. У нас тоже есть пистолет, впоследствии можно улучшить кобуру и носить два. Исчезли метательные ножи, зато появились бесшумный лук, томагавк, мины и шэнбяо. От мин, честно говоря, толку мало, использовал их всего несколько раз за игру. Это так, для дополнительного увеселения, а вот шэнбяо — дротик на верёвке — эффективное и грозное оружие. С помощью него можно незаметно захватить врага и подтянуть к себе, а затем добить, либо же вообще повесить его на дереве. Лук не такое убойное оружие, как в новом Tomb Raider, но на охоте незаменим.
Анимация боёв улучшилась, они стали кинематографичнее и красивее, появилось много разнообразных комбинаций и движений. Стал сложнее стелс, который, правда, уже не столь часто является обязательным. Теперь в городе не так-то просто скрыться от растревоженных солдат, хотя есть тут разные интересные способы — проскочить через окно, пробежать через чей-то дом, чтобы оторваться от погони, нырнуть в движущуюся телегу с сеном или крытую повозку. Есть много заданий с преследованиями и подслушиваниями — мелкие изменения здесь есть, но ничего глобального. Проходить все задания чисто, для стопроцентной синхронизации совершенно не тянет. Условий дают сразу много, они сильно усложняют игру, но соблюсти их проблематично — сохранения в заданиях неудобные, приходится много раз перепроходить одно и то же, что скучно, да и сами условия появляются так быстро, что не успеваешь их на бегу даже прочитать, не то что выполнить.
Сильно добавляют интереса и привлекательности в игру морские сражения и охота. Первое время на эти нововведения вообще смотришь с тихим восторгом — настолько красиво и естественно выглядит море, так прекрасен зимний и ночной лес, привлекательны горы. У нас теперь собственный корабль, экипаж которого исправно реагирует на наши команды, поднимает и спускает паруса, уворачивается от вражеских снарядов, бегает по палубе. Сам Коннор показывается стоящим у руля, из-за чего более сильно ощущается эффект присутствия, личного участия в происходящем. Конечно, управление кораблём совсем аркадное, свободно плыть, куда тебе вздумается, как некогда в Корсарах, нельзя, мы сразу отправляемся на выбранное задание, но всё равно выглядят морские миссии интересно. Даже спрятанное пиратское сокровище капитана Кида можно разыскать.
Другой момент — охота. Медведи, вапити, олени, еноты, барсуки, кролики, волки. Фронтир густо населён всевозможной живностью. Причём многие из этих животных ещё могут легко загрызть самого «ловца». Мелкие звери попадаются в расставленные нами ловушки, их можно осторожно убивать из лука или скрытым клинком, крупных же убить сложнее. В случае нападения зверей на нас бои проводятся с использование QTE. Охота имеет смысл постольку, поскольку шкуры, мясо, клыки животных можно продавать, они нужны для задания или для появившегося здесь крафтинга, однако очень скоро вы, скорее всего, плюнете и на охоту. У Assassin's Creed 3, как и у предыдущих частей, есть одна большая проблема — когда разработчики вводят что-то хорошее, они зачастую слишком переусердствуют. Тут работает принцип «заставь дурака богу молиться». Хотели охоты и зверей? Получите и распишитесь. Зверей каждый раз будет столько, что вы не будете знать, что с ними делать, они на каждом шагу, из-за чего даже само передвижение по лесу бывает сильно затруднено. Бежишь, скажем, мимо оленей, не обращая на них никакого внимания, по своим делам, а они почему-то берут и нападают на тебя один за другим. И пока не отобьёшься, то есть не выполнишь все обязательные QTE — дальше не пойдёшь. Ещё хуже с медведями и волками. Зато всем рекомендую обратить внимание на задания охотников и «клуба авантюристов» — тут и охота на особо опасных зверей, и расследование необъяснимых и пугающих случаев: привидение, снежный человек, морское чудовище. За выполнения заданий охотников дают ещё и трофеи, которые помещаются в нашем поместье.
Появился ещё один способ собственного увеселения — обустройство и развитие поместья. У нас теперь есть небольшое поселение, которое постепенно будет пополняться людьми. Среди этих людей будут развиваться различные отношения, здесь будут происходить довольно интересные события. Если вы пройдёте эти задания для поместья, то узнаете небольшой кусочек жизни Коннора и Ахиллеса, который в основной сюжет не входит. Кроме того, ваше поселение будет становиться всё более оживлённым, обрастать новыми домами, а вы сможете производить и продавать новые предметы и делать улучшения собственного снаряжения, используя труд людей, живущих на вашей земле. Это всё совершенно необязательно, но тоже занятно.
Среди других нововведений: регенерация здоровья, заменяющая лечение, битва двумя оружиями, интерактивные беседы. Некоторые из нововведений кажутся очень сомнительными. Миссии по освобождению городов не то что неинтересные, они просто клонированные, с одинаковым текстом, да и совершенно абсурдные. Например, посторожить фермера от британских солдат, пока он соберёт урожай. В итоге всё поле вокруг этого фермера усеяно трупами, а ради чего? Или вот помочь голодающим мальчишкам, избив до смерти корыстных продавцов, которые не дают ему у них воровать — хорошее дело, не правда ли? Миссии же за гильдию ассасинов ещё в Revelations стали рудиментарными элементами, здесь даже желания не возникает ими заниматься. Да вот ещё беда — за основные задания теперь даже денег не дают. Хотите денег — ищите сокровища в сундуках, замки которых теперь ещё нужно взламывать, как в Fallout 3 или в Oblivion — довольно спорная новация. Но самое раздражающее даже не это, не склонность к бесполезным излишествам и любовь к глупостям, не отсутствие чувства меры, а огромное количество багов, из-за которых в том числе срываются миссии, что довольно странно, ведь игра давно уже вышла.
Вообще же основной сюжет, тот, что не касается «Анимуса» и будущего, интересен, история развивается очень динамично, много красивых и запоминающихся сцен, есть несколько оригинальных миссий и неожиданных ходов. Коннору действительно хочется сопереживать, а враги не показываются карикатурно, упрощённо. Оказывается, что противники не столь отличаются от нас, да и цели у них могут быть вполне благородными, они могут верить в то, что совершают правильные поступки. Есть и просто корыстные мерзавцы, а есть и идейные и честные люди. Сама революция показываются не в ура-патриотическом стиле, не только лишь как война за свободу и против тирании, мы узнаём разные точки зрения и разные стороны событий. Те, за кого мы сражаемся, порой оказываются не слишком-то благородными и честными людьми, а на фоне побед и освобождения, «торжества демократии» мы видим всё ту же проблему рабства, алчность, жестокость, глупость. За маленького Радунхагейду и чёрного Ахиллеса, неоднозначного и сложного Хейтэма, за индейцев, лес, море и поместье игру искренне хочется полюбить, но сама история с ассасинами и тамплиерами, Юнонами и Минервами превращается уже в некую пародию на саму себя, ненужную болтологию, к ней теряешь всякий интерес.