Amnesia: A Machine for Pigs. Бог из машины


Выхода Amnesia: A Machine for Pigs ждал если не с нетерпением, то с интересом, т.к. первая часть оставила очень положительные и яркие впечатления, до сих пор её вспоминаю. Однако A Machine for Pigs, как выяснилось, сильно отличается от своей предшественницы, да и вообще её с ней почти ничто не связывает. Здесь иная концепция, другой сюжет, изменился и сам геймплей. Игру даже делал другой разработчик – The chinese room, отметившийся до этого невероятно красивой и атмосферной Dear Esther. Frictional Games, создавшая Amnesia: Dark Descent, выступила здесь лишь в качестве издателя. Это неизбежно отразилось на всей игре.


Платформа: PC.
Дата выхода: 10 сентября 2013 г.
Разработчик: thechineseroom.
Издатель: Frictional Games.

Amnesia: A Machine for Pigs
Макеты пирамиды ацтеков часто можно встретить в доме

Amnesia: A Machine for Pigs
Обстановка дома, фотографии и предметы многое могут рассказать о жизни Мандуса

Действие Machine for Pigs происходит в конце 19-го века, о чём мы узнаём из многочисленных записок, находимых нами на пути к цели. Наш герой – Освальд Мандус, хозяин огромного мясоперерабатывающего завода, предприниматель, изобретатель, семьянин, что, правда, как и в прошлой игре, мы узнаём не сразу (впрочем, секрета никакого я здесь не выдаю). Начинается всё действие, как водится, без каких-либо предисловий, с того, что Мандус просыпается в своём большом и богатом особняке, слыша детский смех где-то совсем рядом. Он, видимо, тоже страдает частичной потерей памяти, зато твёрдо уверен в том, что ему во что бы то ни стало нужно найти своих сыновей, Эдвина и Еноха. Их мы постоянно видим и слышим где-то совсем рядом, однако стоит подойти поближе, как они тут же исчезают. Дом Мандуса находится в беспорядке, кое-где мы видим пролитую красную жидкость (кровь или вино, непонятно), да и вообще осбтановка выглядит несколько странно. Кровати почему-то отделены от помещения металлической решёткой, то ли защищающий от кого-то во время сна, то ли сдерживающая того, кто спит на этих кроватях. Дом большой, с множеством комнат, картинами на каждой стене, даже с охотничьими трофеями, оружием. А ещё за респектабельным, богатым и изящным фасадом скрывается что-то тёмное и непонятное. Повсюду множество секретных ходов, связывающих разные комнаты. Картины на поверку оказываются прозрачными с одной стороны, так что из потайного коридора можно наблюдать за тем, что происходит внутри помещения. Пока мы пытаемся разобраться с тем, что здесь происходит, неизвестный звонит нам по телефону и велит срочно добраться до самого нижнего этажа грандиозной конструкции с множеством таинственных и ужасающих механизмов, починить испорченные диверсантом механизмы, чтобы спасти детей Мандуса, которых иначе затопит водой. Недолго думая, главный герой стремится попасть в подвал, невзирая на всю чудовищность того, что перед ним раскрывается.

Amnesia: A Machine for Pigs
Комната с охотничьими трофеями

Amnesia: A Machine for Pigs
Редкий момент, когда нам позволяют выйти на улицу. В основном всё действие происходит в замкнутом пространстве

Начало у Amnesia: A Machine for Pigs не самое плохое, имеется нечто общее с предыдущей частью. Опять мы имеем перед собой некую тайну, научную и мистическую загадку, которую пытаемся разгадать. Мы узнаём, что Освальд незадолго перед этими событиями был в Мексике, где нашёл пирамиды ацтеков и столкнулся с чем-то странным. А ещё там он подцепил какую-то лихорадку, из-за которой некоторое время был прикован к постели. После возвращения из Мексики он сильно изменился, кажется, он пережил какую-то трагедию, его взгляд на человечество и прогресс, на саму жизнь стали очень пессимистичными, он стал одержим идеей изменить мир, навести порядок, исправить всех вокруг. Он стал работать над созданием фантастической, грандиозной машины, обладающей разумом и волей, о предназначении которой нам говорят тоже не сразу. Это не тот искусственный интеллект, к которому мы привыкли, здесь машина выглядит совсем по-другому, в духе старого времени. Мандусу нужно было не просто создать разумную машину, он хотел наделить её «душой», сделать её живой.

Amnesia: A Machine for Pigs
В доме много скрытых ходов и тайных дверей

Amnesia: A Machine for Pigs
Лучше не представлять, что здесь делали с людьми

Многообещающая задумка авторов игры, однако, воплощается не самым увлекательным и приятным образом. В первую очередь, игра вышла совсем не страшной, а нет ничего хуже для хоррора, чем это. Ну, то есть была пара эпизодов, заставивших немного поволноваться и вздрогнуть от неожиданности, но это совсем не те эмоции, которые были у меня от первой Amnesia. В основном все приёмы нагнетания страха очень уж старые и давно не пугающие: это приглушённые звуки, шорохи, шаги, мигающее освещение, темнота. Но всего этого герой даже сам не особо боится. Если в первой части герой был до крайности впечатлительный и от одного вида монстра сходил с ума и катался по полу, то в этот раз ничего подобного не происходит. Монстры есть, но их немного и вызывают они не столько страх, сколько неприязнь, удивление. Темнота вокруг нас тоже, вроде, имеется, но есть фонарь, который ничем не нужно подзаряжать, т.к. он горит вечно и работает, видимо, на ядерной энергии. Разве что свет, по идее, больше привлекает врагов, и его иногда приходится выключать. Также по большей части в игре много однообразных помещений, узких коридоров, штампованных элементов дизайна, предметов. Завод выглядит неприятно, разбросанные тела свиней, литры крови вызывают отвращение, однако смотреть всё время на канализацию, серые стены, одинаковые машины надоедает. Сильно упростилась механика игры, почти нет оригинальных задач, за исключением двух-трёх эпизодов. Ты вечно спускаешься вниз, ищешь проход и дёргаешь повсюду рычаги, кое-где чинишь испорченные машины. За всю игру было несколько мест, которые меня действительно порадовали, показались мне интересными. Одно из них – это церковь «свиного бога», особенно её интерьеры. Кого-то даже этот вид, наверное, оттолкнёт, а кому-то такая жестокая пародия на христианскую символику и мифологию покажется кощунственной (хотя это, конечно, не так). Была пара интересных мест в самом доме, потом то место, где мы выходим в город, да в конце довольно интересный эпизод, в остальном же локации показались какими-то унылыми. В первой части, конечно, дизайн был лучше. При этом графика здесь вообще не изменилась за эти годы. Нужно сразу залезть в настройки и покопаться там, чтобы изображение было хотя бы не таким мутным и более современным, но всё равно от долгой игры устают глаза.

Amnesia: A Machine for Pigs
От этой церкви и правда становится не по себе

Amnesia: A Machine for Pigs

В итоге у Machine for Pigs есть атмосфера и есть удобоваримый сюжет, который выстраивается не напрямую, а через реминисценции, письма, воспоминания, диалоги, но игра получилась совершенно отличной от первой Amnesia, причём проигрывает ей по многим параметрам. Она по-своему интересна и занятна, создатели отличились различными отсылками к истории и культуре, видно, что её делали начитанные и неглупые люди, но воспринимать её лучше вне серии. Проходится Machine for Pigs достаточно быстро, можно сказать, что она получилась короткой. Хотя не думаю, что растягивание сюжета ещё на два часа пошло бы ей на пользу. Сравнение людей со свиньями, метафоры «мир-машина», «человек-жертвенная свинья» здесь проводятся слишком навязчиво, каждый эпизод напоминает нам об этом. Можно было бы сделать эти намёки более тонкими. В целом игра воспринимается без сильного энтузиазма, не оставляет таких ярких впечатлений, хотя задуматься над «богом из машины», воплощённом здесь в таком необычном виде, игра заставляет. Жаль, что идея лучше, чем её воплощение, которое может и разочаровать, особенно тех, кому полюбилась первая часть.

Amnesia: A Machine for Pigs
Со всеми этими фантастическими машинами в какой-то момент чувствуешь себя героем книги Жюля Верна, кем-то вроде капитана Немо