Как живется Вам с сто-тысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Марина Цветаева, «Попытка ревности»
В моих планах по развитию сайта и проекта появились некоторые изменения. Я планирую больше заниматься литературными темами, мифологией и культурой, развитием жанров, архетипами, сказками, древним эпосом и многим другим, что мне действительно представляется важным и недостаточно хорошо известным и что привлекает меня самого, соответствует моим исследовательским интересам. А сегодняшняя статья в рубрике Ghostly Talks будет первой, посвященной собственно мифологии. Сегодня мы поговорим о древнем архетипическом образе, который проникает во многие, подчас не связанные культуры — о Лилит, первой женщине, богине и демонессе, царице вампиров и ада и в то же время первой феминистке, источнике мудрости, хранительнице Подземных Врат, самой персонифицированной страсти и сексуальности.
Этот персонаж достаточно сложен, а история у него очень длинная. И, как вы убедитесь, образ Лилит с течением времени изменялся, часто искажался и вбирал в себя самые разные аспекты, так что теперь вряд ли представляется возможным точно указать, где и когда, в какой культуре он возник и какое же значение имел в самом начале, до всех этих искажений и наслоений. Образ Лилит, безусловно, жив и важен до сих пор, особенно для творческих, свободолюбивых, одаренных и страстных людей, однако мало кто знает, насколько он многослоен. Порой все его многообразие сводится к одной лишь отрицательной составляющей и к очень поверхностной трактовке. А многие, как показал мой личный опыт, вообще не знают, кто такая Лилит и с чем ее надо есть. Постараемся же разобраться во всем этом, однако сразу же предупрежу, что я и не пытаюсь подробно изложить всю историю и описать все оттенки образа в одной-единственной статье, пусть даже объемной — это, конечно же, невозможно.
Шумерские легенды. Хранительница мудрости, вдохновения, божественная сексуальность
Многие из нас знают о Лилит благодаря Талмуду и еврейской мифологии, которая и «сохранила» этот образ. Там она представлена первой женой Адама, злой и непокорной демоницей, однако об этой ее роли я скажу ниже, начать хочется не с этого. Будем последовательны и не станем отступать от хронологии. Дело в том, что Лилит на самом деле придумана не евреями и не иудаизмом, она всего лишь заимствована ими, как и многое другое. Сам образ возник раньше в шумерской и вавилонской мифологии. Первые указания на Лилит мы обнаруживаем уже по крайней мере за две тысячи лет до нашей эры, задолго до рождения иудаизма, христианства, Адама и Евы, да и самого Яхве. Она появляется в безымянных шумерских легендах, где представлен опоэтизированный ее образ. Здесь она названа Лилиту и представлена как прекрасное существо, дарующее жизнь, защитница своего народа, женщина-птица (видимо, сова, если судить по более поздним изображениям). В легенде она действительно привлекает мужчин, в нее влюбляется некий князь, однако сама она ничего не делает для этого и не хочет ему навредить, в то время как он преследует ее повсюду, пока не добивается от нее одного-единственного поцелуя, от которого, счастливый, тут же и умирает, так как пережить такое блаженство ни один человек не может. Образ Лилит здесь очень теплый и человечный. Если она и богиня, то милостивая, хотя есть уже и некий негативный смысл:
Опечаленная Лилиту знала, что она никогда не сможет любить,
Никто из смертных людей не сможет принимать ее поцелуи и оставаться живым.
Ее слезы приносят жизнь, но ее поцелуи приносят смерть.
Именно из этого некоторые авторы выводят теорию о том, что один из аспектов Лилит — это сама смерть, ведь она приходит к людям якобы только в женском облике. Смерть, правда, понимается не только в смысле физического уничтожения, а как перерождение, жертва, отказ от определенных благ, от прошлого своего образа ради высшей цели, творчества, постижения мудрости.
Одно из первых упоминаний (видимо, самое первое) о Лилит мы находим в древнейшем Эпосе о Гильгамеше, который создавался на протяжении двух тысячелетий. Он был написан на аккадском языке клинописью на глиняных табличках (второе тысячелетие до н.э.). К сожалению, весь текст до нас не дошел, в нем множество пропусков и непонятных, сложных для восприятия мест. Есть копии, найденные в разных местах и написанные на разных языках, в том числе и еще более древние варианты отдельных мифов об этом герое, сильно уступающие по своему художественному содержанию и силе самому Эпосу. В одном из таких фрагментов, возможно, впервые встречается имя Лилит. В Эпосе Лилит называют «девицей, которая постоянно стонет» и «радостью для сердца каждого». Этот дух поселяется в огромном дереве — иве, в его сердце, рядом с драконом. Дерево это понравилось Иштар и она хотела перенести его в Урук и оставить себе, заботиться о нем, а потом сделать из него трон, чему и мешали Лилит и дракон, пока Гильгамеш их не прогнал. Лилит при этом убегает в пустыню, где мы ее и находим в Библии, что примечательно. Вполне возможно, что это «единственное дерево» нужно воспринимать как то самое Древо Жизни, вот только непонятно, какую роль выполняет здесь Лилит, но создается впечатление, что она злой дух (существует несколько переводов этого отрывка, но роль Лилит или «ночного демона» здесь не ясна).
«Тогда, в те дни, одно древо,
Единственное древо, хулуппу — древо,
На берегу Ефрата чистого посажено.
…
Пять лет прошло, десять лет прошло.
Древо взросло, кору его не расколоть.
В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила.
В ветвях его Анзуд — птица птенца вывела.
В средине его Лилит — дева жилье себе соорудила.
Дева белозубая, сердце беззаботное.Фрагмент из «Эпоса о Гильгамеше», посвященный Лилит
По еще одной версии, в которой Лилит предстает в наиболее положительном своем виде, она была женским аспектом одного из ночных духов ветра Лили (Lili) (Лилиту (Lilitu) или Лама (Lama) (Ламашту (Lamastu))). Изначально этот дух был связан с охраной врат между духовным и физическим царствами. В связи с чем он изображался на дверях, в проходах. Именно с этим связан терракотовый «рельеф Бёрни» (по имени археолога), фотографии которого впервые опубликованы в 1936 году, который изображает крылатую женщину, видимо, богиню. Несмотря на то, что его часто относят к изображению самой Иштар, это совершенно точно именно Лилит, о чем говорит характерная для нее символика, что убедительно показал Хёйвац в «Книге Лилит». На рельефе мы видим крылатую обнаженную красавицу с идеальной фигурой, с птичьими лапами, стоящую на двух львах. По бокам от нее находятся совы — ночные существа, которые являются ее постоянными спутниками и в которых она сама может превращаться. Лилит здесь также держит Кольца Шем — древние символы, указывающие на того, кто обрел бессмертие и священную мудрость Древа Познания, пройдя через мир мертвых. В данном случае Лилит выполняет очень важную функцию, которая, к сожалению, со временем, особенно «благодаря» еврейской мифологии, будет надолго забыта. Она дарует знания тем, кто их ищет, помогает пройти через духовную трансформацию и в то же время сопровождает души умерших в иной мир. Она инициирует человека, помогает попасть на новые ступени знания, исцеляет физические и духовные раны, является по ночам к людям и дарует им вдохновение — именно поэтому, наверно, Лилит так важна для творческих людей. Рыжий цвет волос, с которыми обычно изображают Лилит, не случаен, это тоже древний символ божественной власти, связанный также и с сексуальной магией. Во многих культурах это был знак того, что предки этого существа или человека были связаны с демонами или ангелами. Надо сказать, что слово «демон» получило отрицательную коннотацию именно в христианской культуре, вначале, например, в Древней Греции, оно никаких отрицательных смыслов не подразумевало. На другом изображении Ламашту имеет голову львицы, а в руках ее змеи. Она едет в Лодке Богов, пересекая мир мертвых.
В вавилонской и шумерской культуре сексуальность не была чем-то греховным, как и женское начало. Сексуальное было сакральным, именно эту идею и подчеркивает изображение красивой обнаженной женщины. Именно проститутки были жрицами храма Иштар, через секс и любовь достигались новые состояния сознания, познавался мир. Даровать мужчине наслаждение было важной обязанностью женщины. Есть истории даже о том, как девушки отдавались незнакомцу, ассоциируя его с богом. Да и мужская сила, плодовитость прославлялись, что было связано с плодородием самой природы. Не случайно в Эпосе о Гильгамеше подчеркивается мужская сила Энкиду, познавшего женщину, а через нее человеческое, культурное, мудрость. Греховным все это станет намного позже, проклятье земной радости «подарят» иудаизм и христианские религии, всячески принизив образы Иштар, Лилит, да и вообще всего женского и земного, связанного с человеческой любовью и наслаждением друг другом. Раввины не могли допустить получения знания и мудрости не от церкви, а от некого духа, чужого, древнего, тем более женского. И таким образом они отказались от подобной духовной трансформации, духовного преображения. А образ соблазнительницы обрастет со временем лишь отрицательными чертами.
В аспекте просвещения и божественной сексуальности Лилит воспримет и известный мистик, писатель двадцатого века Алистер Кроули, ассоциировав ее со своей Алой Женщиной. Это было бы не вполне понятно, если не рассматривать похожие образы в других культурах, сходные по функции с Лилит.
Во многих своих чертах Лилит напоминает древнегреческих нимф и одновременно с этим Гекату. Изначально нимфы также давали знания и даровали духовное преобразование. Греческая Геката древнее самих Титанов, вначале она так же не была вредоносной, злой богиней. Она обладала властью над небом, землей и морем, и власть эта в основном была связана с Подземным миром. Ее, как и Лилит, изображали на дверных проходах храмов, она охраняла врата в мир мертвых, помогала пройти через духовную трансформацию. Можно предположить, что Геката один из древних богов, связанных с самим Хаосом и Ночью. Она была очень красива, носила убор из звезд, освещала сокрытые во тьме тайны, управляла снами и видениями, магией, ей подчинялись рождение и смерть. Ключ был одним из символов этой богини, а также с ней связывались аконит, волчья ягода, ива и тисовые деревья. Но самое главное — совы были священными птицами Гекаты, что уже явно свидетельствует о ее родстве с Лилит. Римляне, заимствовавшие греческих богов, придали ее образу то значение, которую она никогда раньше не играла, связав ее со злом, черной магией.
В Древнем Египте похожую функцию выполняли изначально Сфинксы. Они переносили души людей в Подземный мир и охраняли ведущие туда врата, однако со временем также стали чудовищами, похищающими детей (чем занималась якобы и Лилит). Связь со сфинксами не случайна, у шумеров находим и изображения Лилит как сфинкса, полуженщину-полуптицу. Греческие гарпии также были красивыми крылатыми девами, имеющими те же самые обязанности, они считались духами бури, гончими Зевса. Подобно Сфинксам, они были со временем превращены в птиц с женскими головами.
Именно в такой роли Лилит в еврейской культуре присутствовать уже не будет. Другая Лилит — это якобы красавица, служащая Иштар, ее «правая рука», гуляющая по улицам, соблазняющая мужчин и завлекающая их в ее храм. Довольно сложно разделить различные образы, сходные лишь по звуковой оболочке, имени, однако близость с Иштар здесь не случайна, ведь, как считает исследователь Зигмунд Хёйвац, в Лилит слились два образа: аспект вавилонской богини Ламашту (в значении ужасной матери) и богини-проститутки, богини плодородия, земной любви, похоти и неземной сексуальности — Иштар. К описанию этих двух сторон Лилит мы чуть ниже и перейдем, т.к. именно они развивались позднее в наибольшей мере. Вначале же скажем о том, что произошло с мифом о Лилит у древних евреев и кто же все-таки был первой женщиной.
Пра-Ева. Первая феминистка
Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит
По душе окрыленной и вольным садам.
Николай Гумилев
Основные сведения о Лилит и то главное, с чем мы ее связываем сегодня, получено из еврейской мифологии. Интересно и происхождение самого имени. С еврейского оно переводится как «ночь» или «ночная», на шумерском же «лиль» могло означать «ветер», «дух», «воздух». Евреи стали звать ее просто ночной или ночным призраком, ассоциируя с ней самых разных демонов. Сведений о Лилит в христианской Библии почти нет, присутствует лишь одно упоминание, причем в синодальном русском переводе вместо ее имени — «ночное привидение», что явно опирается на талмудические традиции, т.к. у евреев-то Лилит известна хорошо и по сей день (только, конечно же, в измененном виде). Вот библейское упоминание (Книга пророка Исаии, глава 34):
«14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».
Это одно из темных мест в Библии, понять, что же здесь имелось в виду изначально, теперь не представляется возможным. В Талмуде о Лилит дается побольше информации, в частности, утверждается, что она вредит новорожденным и соблазняет одиноких мужчин, ночующих в доме в одиночестве. Талмуд предостерегает против Лилит и описывает ее крайне негативно. Другие упоминания о ней связаны с мифами, каббалой и апокрифами, причем особый интерес к Лилит проснулся в Средние века. Среди основных источников Алфавит Бен-Сиры, Книга Зогар (одна из основных каббалистических книг), Книга Разиэля, якобы раскрывающая тайны бытия, Свитки Мертвого моря, апокрифический Завет Соломона.
По иудейским представлениям, первой женщиной была вовсе не Ева, а Лилит. Есть несколько версий ее появления. Рассказывают, что Адаму наскучило быть одному и наблюдать, как все звери и птицы совокупляются перед ним. Он пробовал заниматься сексом тоже со зверями, в том числе с овцами (а среди пастухов древних времен данный грех был очень распространен, несмотря на запреты Талмуда, о чем наша Библия умалчивает), однако ему не хватало такой же, как он. И тогда бог создает Лилит из глины или земли (по другой версии — почему-то в этот раз из речного ила и грязи), как и самого Адама, причем первый человек видит, как сначала появляются кости, затем они обрастают мясом, обтягиваются кожей. Адам в шоке от увиденного испытывает отвращение к этому созданию, и бог уводит Первую Еву от него (превращая ее снова в прах, видимо), а вторую женщину создает уже из ребра, усыпив самого Адама. Лилит же так и называется во многих текстах Первой Евой.
Это довольно забавная версия, но есть другая, более интересная и каноничная. Она и дается в Алфавите Бен-Сиры. Первой женщиной становится Лилит. И какое-то время они живут с Адамом счастливо. Однако Лилит оказалась слишком свободолюбивой и независимой и ни в чем не уступала Адаму, не хотела ему подчиняться. Так, наиболее сильно конфликт между ними разгорелся, когда дело дошло до секса. Спор этот был связан с позой. Адам хотел быть сверху, но Лилит не уступала, утверждая, что она равная ему и создана так же, как и он, и призывала его лечь снизу. Они никак не могли договориться и, видя, что Адам хочет взять ее силой, Лилит произносит тайное имя бога и улетает от своего непутевого мужа. Адам опечалился и наябедничал богу, и вот тот уже посылает вдогонку за Лилит трех своих верных ангелов, имена которых нам известны, однако этимология этих имен не ясна: Сеной, Сансеной, Семангелофон. Ангелы догнали Лилит у Красного моря, куда позднее будут сброшены египтяне. Ангелы уговаривают Лилит вернуться к Адаму, грозятся жестоким наказанием. Однако Лилит сообщает, что она создана лишь затем, чтобы вредить детям человеческим. Причем это явно не ее желание, а изначальный замысел, ее предназначение, как понятно из текста. Все, на что она соглашается — это поклясться, что она не войдет в дом и не навредит тем новорожденным и матерям, если увидит имена этих ангелов или собственные имена, которые она и раскрывает. В наказание бог делает так, чтобы у Лилит умирало по сто детей в день (а она уже в это время с ужасной скоростью рождает демонов, совокупляясь с нечистыми духами без разбору). Разочарованного Адама бог утешает тем, что делает ему новую жену, на этот раз беря для этого его собственное ребро (почему ребро — это, кстати, тоже забавный момент, связанный с некоторой путаницей), либо хвост (по другой версии; именно поэтому у нас якобы остался копчик, Адам был изначально хвостатым). То, что Еву создают из ребра, не случайно — это как бы подчеркивает ее зависимость от Адама, то, что она стоит ниже по иерархии (с другой стороны, как утверждают некоторые, ребро ближе к сердцу). Ева выходит послушной, покладистой, замечательной женой, Лилит же, фактически первая феминистка, за что свободолюбивые женщины ее так и любят, навсегда остается проклятой и не обретет покоя и не умрет до Судного дня.
Каббалисты же привнесли в этот миф позднее кое-что новое, дав Лилит в мужья еще и падшего ангела Самаэля (или же Сатану). И Лилит у них стала уже не просто изгнанницей и злым духом, но также царицей ада и демонов (быть может, прежнее ее место в Подземном мире было переосмыслено именно таким образом). Именно поэтому, наверно, Лилит как темная богиня так близка сегодняшним сатанистам и мистикам. Объяснение подобного перевоплощения дадим чуть позже, сейчас же обратимся к сексуальной символике, на что почти никто не обращает внимания.
Для нас сама ситуация с выбором позы кажется сейчас забавной, а спор из-за этого кажется несерьезным. Однако для древних, патриархальных народов это был один из важных моментов. Идуейская и христианская религия были единодушны в том, что сексом надо заниматься исключительно в миссионерской позе (мужчина сверху), все остальное — грех. Мужчина в данной ситуации символизирует небо, божественное, а женщина — землю, греховное, плотское. И менять их местами ни в коем случае нельзя. Таким образом, желая оказаться сверху, Лилит как бы хочет утвердить свое первенство и власть над мужчиной. И во многих религиях именно мужчина находится сверху. Мусульмане тоже пишут об этом же, о позе: «Будь проклят тот мужчина, который ставит женщину на место Небес, а себя на место Земли». Вроде бы, так и во всех основных религиях, но так было не всегда, а женское не всегда было земным и нечистым. Если мы вспомним Древний Египет, то там именно женщина наверху — богиня Нут, а Геб, бог земли, лежит внизу. Для патриархальной культуры такие представления совершенно неприемлемы, а божественность сексуальности отрицается, и более поздние, авторитарные религии берут и переворачивают эти изначальные представления, помещая мужское начало наверх, подрезая крылья индивидуальному бунту, героическому порыву к небу в попытке соединиться с непередаваемой красотой, страстью, что хорошо показано Олегом Телемским в статье «Путями Лилит». Мужское начало изначально ассоциировалось с вулканами, горами, возвышенностями. Из перевернутых же представлений редко получается что-либо хорошее.
Есть вообще множество версий происхождения первых людей, одна другой интереснее. Так, например, в одном варианте Адам был создан как существо двуполое, а потом уже его разъединили с Евой (либо с Лилит, тут непонятно). Если задуматься, есть величайшая несправедливость в этом мифе. Ведь Лилит ушла от Адама до грехопадения, это «послушная» и «заботливая» Ева принесла Адаму запретный плод, а Лилит тут вообще ни при чем, почему же ее считают соблазнительницей и не любят? Да и если уж бог создал ее из грязи и ила, то он сам должен был знать, что из этого получится. Сам же мастер отвечает за судьбу своих произведений? Глупо винить машину за ошибки создателя, как верно замечал Марк Твен. Позднее, после грехопадения, когда 130 лет Адам и Ева жили раздельно, Лилит являлась к Адаму по ночам против его воли (а как же иначе) и рождала от него демонов. Якобы и к Еве являлись лилины-инкубы, от них-то она и родила Каина, первого убийцу.
Ужасная мать и суккуб. Аспекты Ламашту и Иштар
У евреев из образа Лилит выветриваются любые положительные моменты, остается только 1) образ «ужасной матери», восходящей к амбивалентному архетипу женщины, не желающей собственных детей, отказывающейся от них. Образ персонифицируется в облике вавилонской богини Ламашту или какой-либо другой (образ подобной матери есть в большинстве культур, и не только матери, вспомним Кроноса, пожирающего собственных детей); 2) образ соблазнительницы-суккуба, вольной и независимой красавицы, уводящей женатых мужчин, вредящей семейному благополучию. Образ этот восходит к богине Иштар, которую евреи люто ненавидели.
Обычно Лилит не сочетает в одном тексте сразу оба своих аспекта, что примечательно. Либо она является женщинам, и тогда вредит беременным, душит детей (а ее постоянно называют в подобных текстах «душительницей»), пьет их кровь, либо приходит к мужчинам как суккуб и доводит их до изнеможения, забирает их силы и губит душу. Лилит не обязательно женщина, есть у нее двойник-мужчина и множество детей, суккубов и инкубов. По разным версиям, Лилит сама то ли бесплодна, за что и мстит другим, то ли может рожать только с помощью человека, приходя к нему по ночам и собирая сперму. Этим объясняются ночные поллюции — якобы к мужчине приходит во сне Лилит. В этом облике она прекрасна, дарует неземное наслаждение, после чего убегает и заставляет мужчину вечно тосковать по ней, т.к. земные женщины не настолько изощренны в постели, не настолько прекрасны и не могут удовлетворить страсть такого мужчины. В Талмуде и других текстах дается описание внешности Лилит: обычно она изображается с длинными волосами, в которых, по поверьям, заключается ее магическая сила. Волосы могут быть и черными, но в иконографии каноничным является рыжий цвет. Кроме того, Лилит имеет прекрасное тело, большую грудь, но отличается от обычного человека наличием крыльев. Лилит также ассоциируется с царицей Савской, с которой встречался и которую разоблачил Соломон. Чтобы отпугнуть от Лилит мужчин, ее стали изображать с волосатыми ногами и копытами — атрибут любого демона. Она как будто лишь принимает вид прекрасной женщины. Во многих текстах также говорится, что она не обладает физическим телом (с этим связано одно из ее имен — Аморфо), иногда поэтому она захватывает тело какой-нибудь женщины или же использует сперму для создания собственного на время.
Лилит в образе суккуба встречается не только в еврейской мифологии, но в арабской, где она носит, правда, другие имена — Ум-аль-Сибьян, Табия, Карина (впервые здесь упоминается в «Шамс аль Маариф» XIII века). Да и вообще суккубы встречаются во многих культурах, в том числе и славянской, это универсальные представления и суеверия людей. В арабских легендах демоницу часто побеждает царь Соломон, властелин духов, маг. В Средневековье встречается множество историй, построенных по одному сюжету: некий святой укрощает демоницу, спасая какую-то семью от ее злых чар, принуждая ее отступить и открыть свои имена. Не представляется возможным установить, почему миф об этом стал настолько распространенным в разных культурах и странах и каким путем он в них попал: он есть в греко-византийских, сирийских, эфиопских, южнославянских и румынских версиях.
Лилит приходит во сне и к детям, играя с ними, из-за чего они и смеются во сне. В этом случае раввины советуют щелкать их по носу или бить сразу по губам. Евреи настолько боялись Лилит и боятся по сей день, что использовали против нее амулеты, по надписям на которых мы многое и узнаем теперь. На амулетах писались имена Лилит (кто знает имя демона, тот от него защищен) или же имена трех ангелов, которые ее преследовали и Адама и Евы как хранителей домашнего очага и детей. Также чертят круг на стене мелом или же у кровати. Лилит пытаются и задобрить, ей могли приносить жертвы, оставлять сладости, мед. Считается также, что Лилит боится зажженных свечей, огня. Около младенцев нужно читать Тору, и лишь после обрезания власть Лилит над мальчиками слабеет. И в наше время вера в силу Лилит очень сильна у ортодоксальных евреев, а чужие женщины, даже реклама женской одежды наводят на них суеверный ужас.
Лилит как ужасную мать связывают еще и с древнегреческой Ламией, прародительницей всех вампиров. Фактически греки и римляне и перевели «лилит» как «ламия». Ламия была женой Зевса и родила от него детей, однако, когда Гера узнала об этом (она вообще не любила, когда муженек ходил налево, как помним), она убила детей Ламии и разлучила возлюбленных. Ламия была вынуждена прятаться в пещере, превратилась в чудовище, а в отместку стала похищать чужих детей. Ламию изображали как змею с головой и грудью женщины, в европейской мифологии эти существа также соблазняют мужчин и пьют и кровь. Еще несколько ассоциаций — это стриги, женшины-птицы, выполняющие сходную функцию, затем — Мара, а у южных славян — ламя, монстр с телом змеи и собачьей головой. Вообще, Лилит стали ассоциировать со змеей по большей части из-за ее поздней связи с Самаэлем-Сатаной и средневековой иконографии. Не все, правда, «боялись» прихода Лилит. В Средневековье появились истории о том, что Лилит соблазняла некого странника, связью с ней хвалился даже один каббалист. Да и, если вдуматься, возможно, мужчина как раз и мечтал о приходе некой Лилит и оправдывал свои тайные желания, эротические сны и грешки тем, что его кто-то там соблазняет. Людям ведь приятно, когда их кто-то соблазняет и кто-то из более сильных сущностей ими почему-то интересуется — наш антропоцентризм, вера в собственную важность всепроникающи.
Мы поймем, почему характер Лилит так изменился, если вспомним социальные и культурные особенности того времени. Дело в том, что для еврев нет ничего более важного, чем продолжение рода, чем семья и домашний очаг. В то время они находились в изгнании, им грозило уничтожение, именно в детях, продолжении рода им виделось бессмертие Израиля. И вся жизнь строилась вокруг верной жены, которая на самом деле и была зачастую главой семьи, все домашние обязанности лежали на ней. Здесь видно, что еврейские женщины боялись как огня прекрасных, независимых и незнакомых женщин, которые могли увести и соблазнить мужа, а сами при этом не стремились продолжить род. Связь с ними для мужчин считалась предосудительной. Отношение к контрацепции в то время крайне негативное, в Библии за это дело разрушают целые города, самоудовлетворение также считалось страшным грехом. Поэтому в этом стремлении Лилит «душить детей», жить независимо и наслаждаться сексом и любовью вне домашних обязанностей видится скорее то, что называется сегодня контрацепцией и абортом, а стремление даже сегодняшней церкви всячески подобные практики запретить подтверждает нашу догадку. Жизнь поменялась, уже совсем иные условия, но религии остаются столь же консервативными и не поспевают реагировать на смену исторической обстановки — ведь Библия и Талмуд — священный текст, в них многое из сегодняшнего названо «грехом». С другой стороны, конечно же, опасность потерять ребенка, страх стать бесплодной или бесплодным также примешались к впечатлению от образа Лилит. Фактически ее сделали «козлом отпущения», заклеймив ее за все грехи и несчастья, к которым она изначально, быть может, и совсем не была причастна. Кроме того, все женское и чужое евреями воспринималось как несущее опасность. Древние боги были низведены до низших злых духов и демонов, такое в еврейской мифологии можно найти сплошь и рядом. Поэтому из богинь Лилит и стала безликим «ночным привидением», а в нашей Библии о ней даже постарались стереть любые упоминания, что не вполне удалось — там явно чего-то не хватает в мифе о сотворении человека, если присмотреться.
Все же есть один почти положительный момент в еврейской каббале, связанный с Лилит — она рождается из эманации бога и становится аспектом Шехины, женой бога на время еврейского изгнания, пока та не вернется на свое место. Это дополнение относится уже к более поздним апокрифичным представлениям, что в боге есть и женское начало. Изначально-то бог представлял собой лишь мужской аспект, что заключено в самом его имени.
Божественность сексуальности и земным удовольствиям и радостям попытались вернуть позднее Фридрих Ницше, Карл Густав Юнг, Алистер Кроули (практиковавший сексуальную магию) и русский мыслитель, писатель и философ Василий Розанов.
Психологическое объяснение
Никогда не придёт Лилит,
А забыть себя не велит.
Вадим Шефнер
Для психологии образ Лилит также очень важен и значим. Фактически Лилит представляет собой все наши тайные желания и страсти, все то, чем мы могли бы заняться, чем могли бы стать, если бы это было доступно, разрешено, если бы у нас хватило сил и смелости. Религия вытесняет все эти вещи за пределы осмысления, оно подавляется эго, разумом, который объявляет бессознательному войну, не признавая его как источник вдохновения, просвещения, саморазвития, опасаясь того, к чему его влияние может привести. Но, как известно, вытесняемые желания и архетипы будут проявляться все равно, только могут принимать разрушительный характер. А когда все страсти и эмоции сдерживаются, изгоняются, начинают развиваться неврозы и различные психологические отклонения.
Вообще же, как говорят, мужчина всегда стремится найти два типа женщин — проститутку и мать. Я бы назвал это утверждение немного утрированным. Скорее, мы ищем, с одной стороны, независимую, сексуальную, сильную и прекрасную женщину, способную вдохновить на подвиги, с другой стороны, верную, понимающую и заботливую жену и союзника, женщину, готовую утешить, понять, помочь. Мужчина вечно мечется между одним образом и другим, между своими Евами и Лилит. Жить все время с Лилит — значит сойти с ума, поддаться всепоглощающей силе бессознательного, природного, не имеющего рамок и ограничений. Да и удержать ее навечно невозможно, ей быстро надоест однообразие. Жить только с Евой — значит умереть от скуки, превратиться в овощ и серость, отказавшись от духовного преображения, острых ощущений, приключений, вдохновения, творчества, страсти. Постоянная жизнь с Лилит невозможна, однако без ее появлений в твоей жизни ты бы погряз в быту и никогда не почувствовал бы себя по-настоящему живым. Поэтому лучше всего, когда в женщине сочетаются два эти образа — Ева и Лилит, уравновешивающее и страстное, примиряющее и вдохновляющее, обновляющее. И в каждой женщине наверняка можно найти Лилит. И каждый сам делает выбор, кто ему ближе.
Хотя отрицательные черты в образе Лилит теперь очень сильны, творческие люди постоянно обращались к ней и видели в ее бунте уже и положительные моменты, представляли ее как первую феминистку, само воплощение любви и красоты. Именно о восприятии Лилит писателями, творцами мы и поговорим в следующей статье из цикла, где и рассмотрим конкретные примеры того, как художники по-разному рисовали этот образ.
Список источников и полезная литература
- Гренн-Скотт Дебора. Понимание Лилит.
- Мифы народов мира. Энциклопедия (в 2 томах). Гл. ред С.А. Токарев — М.: «Советская Энциклопедия», 1988.
- Носенко Елена. Амбивалентность образа Лилит в народной еврейской демонологии и народные магические приемы, направленные на борьбу с ней.
- Патай Рафаэль. Иудейская богиня.
- Радецкая Мирослава. Образ любви — эволюция библейского предания.
- Телемский Олег. Путями Лилит.
- Хевайц Зигмунд. Книга Лилит.
- Хазарзар Руслан. Лилит и другие.
- Эпос о Гильгамеше. О все видавшем. — Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1961. Перевод с аккадского И.М. Дьяконова.