Призрачная беседа с gibz'ом. Игры 2012


Пройдоха: Приветствую наших читателей. Рад сообщить, что сегодняшняя статья открывает новую рубрику сайта — Ghostly Talks. И первый гость, с которым мы будем говорить — gibz, один из руководителей сообщества Up In Games, одного из самых адекватных и интересных сообществ геймеров на дайри, а может и вообще в рунете (как, вы еще о нем не знаете? :) ). Gibz — человек, которого я очень уважаю и к мнению которого прислушиваюсь, геймер с большим опытом, писавший в том числе и для некоторых игровых журналов, очень хорошо разбирающийся в теме и с интересом следящий за всем, что происходит в этой сфере. Привет, gibz! ))

gibz: Приветствую Ghostly Lands и их уважаемых обитателей и гостей. :) Пройдоха на комплименты щедр сверх меры. Со своей стороны скажу, что я регулярно и целенаправленно прочесываю дайри в поисках людей, серьезно и не очень увлекающихся видеоиграми, и был приятно удивлен, найдя вот так однажды Ghostly Lands и, в частности, Пройдоху. Играют сейчас многие, а вот серьезно и вдумчиво — далеко не все. Еще меньшая доля играющих пишет такие детальные разборы полетов, как это делает Пройдоха. Я не всегда разделяю твое мнение, бро, но это не делает его менее интересным или ценным.

Пройдоха: Так как мы подводим итоги ушедшего года, пусть и с некоторым опозданием, но так уж получилось, тему для сегодняшнего разговора мы избрали соответствующую. Нам хотелось бы немного побеседовать о том, что принес прошлый год, чем он был интересен, что было грустного или радостного. И, напротив, что же готовит нам день грядущий и чего нам ждать от судьбы.
gibz, какие важные события 2012 года в игровой индустрии ты бы выделил, чем для тебя запомнился этот год? Был ли он благоприятным для геймеров и вообще людей, интересующихся фантастикой, видеоиграми, или же, как многие сейчас говорят, мало что нам дал интересного и примечательного?

gibz: Среди главных событий я бы назвал старт двух портативных консолей и одной домашней.

Sony сделала ставку на фарш, в этом плане PS Vita просто не имеет себе равных. В ней есть, пожалуй, все, что надо для счастья «геймеру на ходу». Кроме игр. Я не знаю, чем объяснить этот феномен. Скорее всего индустрия так напугана _дешевыми_ мобильными играми для телефонов и планшетов, что просто боится рисковать и вкладывать деньги в дорогие мобильные игры. Хотя, например, 3DS от Nintendo, несмотря на очень спорный старт, со временем «выровнялась» и сейчас очень даже неплохо себя чувствует в тех же самых условиях.

Nintendo запустила Wii U, о которой почему-то все кругом кричат, что «никакой это не некст-ген», хотя для Nintendo это таки «некст-ген», только под этим она подразумевает не «восьмое поколение», к которому она действительно имеет весьма опосредованное отношение, а консоль с новым типом интерфейса. Тот факт, что там внутри железо, более мощное, чем то, что было в Wii и GameCube — всего лишь дань времени. Люди, которые играют в игры Nintendo, не обращают внимания на такие мелочи, как разрешение телевизора, но ведь старые телевизоры иногда ломаются. Рано или поздно Nintendo должна была это учесть ;)

Среди других важных событий 2012-го хотелось бы выделить следующие:

расцвет crowd-funding'а (читай Kickstarter'а);

перенасыщение рынка мобильных игр с сопутствующим ему засильем free-2- play и микротранзакций;

банкротство нескольких студий и особенно показательный фэйл создателей Kingdoms of Amalur — 38 Studios, Big Huge Games и лично бейсболиста Курта Шиллинга, спустившего на игру стомиллионный кредит, взятый у правительства, пока EA стояла рядом и понимающе улыбалась;

банкротство издательской конторы THQ;

— и, конечно же, Мир танков, который в 2012-м достиг на территории СНГ масштабов национальной эпидемии.

В плане вышедших видеоигр год был довольно насыщенным. Глобальных прорывов не произошло, но зато, как обычно, вышло несколько больших сиквелов. Больше всех, пожалуй, нашумел Mass Effect 3 с концовкой-троллем, Max Payne 3, Assassin's Creed 3, Far Cry 3, Borderlands 2, ремейк XCOM и воскрешенный «скварениксами» True Crime в виде Sleeping Dogs. Зажглось и несколько новых звездочек: Dishonored, Mark of the Ninja, The Walking Dead, Journey.

Кадр из Mark of the Ninja
Кадр из Mark of the Ninja

The Walking Dead
Кадр из игры The Walking Dead: Episode 1

Пройдоха: Мы знаем, что ты играешь не только на ПК, но и на консолях. Поэтому разделим немного вопрос. Какие игры из вышедших в 2012 и на ПК ты бы назвал прежде всего? И какой консольный эксклюзив оставил больше впечатлений?

gibz: Это смешно, но за год, на протяжении которого я больше всего играл на ПК, лишь изредка прикладываясь к консолям, я не могу назвать ни одного большого ПК-эксклюзива. Такого, чтоб взял и взорвал рынок и мозги геймеров во всем мире — всерьез и надолго. Или начал какой-то новый глобальный тренд. Да хотя бы новый сильный франчайз. Не было таких игр на ПК в 2012-м, увы.

Зато — и это очень даже неплохая компенсация, в 2012-м году на среднем ПК почти любая мультиплатформа выглядела лучше и работала быстрее, чем на любой из консолей. Учитывая, что к ПК запросто можно подрубить геймпад от консоли (или любой другой), а многие успели обзавестись ЖК-панелями или просто широкоформатными мониторами, ПК де-факто стал негласной заменой консолям «для тех, кто понимает». В 2012-м лучшей игровой платформой для меня безусловно был ПК. Естественно, консольные эксклюзивы были, есть и, скорее всего, никуда не денутся, но пока не вышли новые специализированные игровые машины, альтернативы ПК для т.н. мультиплатформы нет.

Из эксклюзивов для ПК на ум сразу приходит Dear Esther, которую и игрой-то, пожалуй, не назовешь. Это скорее интерактивный поток сознания, что-то вроде попытки сделать микро-аналог «Улисса» Джеймса Джойса средствами видеоигр.

Когда запускал на ПК Alan Wake в день его выхода, почему-то испытывал благоговейный трепет. Кажется непостижимым, что Microsoft удалось два года держать ее под замком эксклюзивности. Тот факт, что Remedy сразу выкатили сиквел, говорит о том, что если бы AW вышел на ПК раньше, у нее были бы шансы стать большим хитом, раз она неплохо продалась даже спустя годы, практически без дополнительной раскрутки. Но вообще, строго говоря, время игре дополнительных баллов не принесло. Это очень обидно. Игра хуже не стала, и все же дорога ложка к обеду.

Alan Wake
Кадр из игры Alan Wake

Зато порадовала и удивила Legend of Grimrock, которая заставила многих ПК-адептов пролить не одну ностальгическую слезу по классическим партийным CRPG в духе Eye of the Beholder, будучи при этом еще и неплохой игрой.

Ей можно, однако, противопоставить Baldur's Gate: Enhanced Edition, который оказался не настолько "enhanced", насколько хотелось бы. Да, туда добавили новый контент, что-то там прикрутили еще в графическом плане, но те, кому нужен Enhanced Edition этой шикарной классической RPG, давно в курсе, как его получить бесплатно в виде мода, увеличивающего разрешение оригинала. С другой стороны, если BG:EE поможет игре обрести новых ценителей (тем более, что одновременно вышла версия для iOS, а скоро, может быть, появится и на Android'е), игра уже стоила свеч.

Но если уж говорить о попытках заработать на старых RPG-франчайзах, то показательнее Diablo III в 2012-м, пожалуй, игр не было. Blizzard сделала не игру, а сервис, который постоянно эволюционирует и меняется. Сегодня DIII — это совсем другая игра, чем на старте. С одной стороны, можно порадоваться тому, что Blizzard прислушивается к геймерам и постоянно пытается улучшать игру. С другой, создается впечатление, что Blizzard сама не знает, что за «дьяблу» она сегодня делает. Добавьте сюда проблемы с серверами на старте, какую-то дикую DRM-систему и тот факт, что многие из тех, кто реально мог бы по достоинству оценить DIII, уже просто перестали играть — и получается одно из разочарований года. Ситуацию усугубляет тот факт, что новое поколение геймеров не испытывает того благоговения перед продукцией Blizzard, к которому компания уже привыкла: «Что? Вот это и есть ваша Дьябла? А где графон?!» Работа над WoW, с одной стороны, сделала Blizzard сказочно богатой, а с другой — расслабила ее. Это же «дьябла» — что с ней может пойти не так? А вот как бы не так... Тем не менее, без правильной «дьяблы» народ не остался, ибо Torchlight 2 и печально известная Kingdoms of Amalur.

Torchlight 2
Кадр из игры Torchlight 2

Еще одним заметным событием в мире ПК-гейминга стал выход Black Mesa, инди-ремейка нескольких первых часов культовой Half- Life. BM несколько лет делала горстка энтузиастов без каких-либо финансовых вливаний со стороны, несколько раз менялся движок, лично я уже давно перестал верить, что она когда-нибудь выйдет. Видимо, авторы тоже решили, что если не сейчас, то никогда, довели до ума то, что уже было сделано, и выложили в Сеть. Качество работы настолько высокое, что я не удивлюсь, если этих парней возьмет на работу сама Valve.

Еще один инди-проект, и снова мод к «полноценной» игре — DayZ, оказался настолько увлекательным и идейно богатым, что на волне популярности у игроков создатели решили делать стэнд-элоун версию игры. Тут внезапно оказалось, что идею выживания в эпоху зомби-апокалипсиса разрабатывают не только они, и мир в срочном порядке увидел The War Z, которая оказалась настолько сырой, что вскоре ее даже убрали из Steam'а из-за претензий игроков. То, что простительно моду, для коммерческого продукта недопустимо.

Еще одна история из мира ПК-гейминга в 2012-м, окрашенная в черно-белую полоску, касается порта Dark Souls: Prepare to Die Edition, который случился не в последнюю очередь благодаря сбору подписей ПК-геймеров в петиции к издателю игры Namco Bandai. Когда более 90 тыс человек изъявили желание играть в одну из самых интересных игр поколения на ПК, вопрос продвинули в администрации паблишера и — о чудо! — нам сделали порт. Печально то, что порт оказался низкокачественным, с полным набором «портяночных» болячек вроде корявого управления, залоченного разрешения и 30-кадрового фреймрейта. Разработчик оправдывается отсутствием опыта с ПК, но мне сдается, там просто было мало денег и времени. И все же в игру можно и нужно играть на ПК, если у вас нет консоли, благо хакеры частично пофиксили проблемы с разрешением и производительностью.

Я думаю, внимательный читатель уже уловил основную тенденцию 2012-го года на ПК: большинство заметных эксклюзивных проектов — инди.

PS3: Самое интересное, что и на PS3 в этом году лучшая по всеобщему мнению эксклюзивная игра была создана инди-студией thatgamecompany. Конечно же, я о Journey. Она из тех игр, в которые надо играть, рассказывать бесполезно.

Еще, пожалуй, стоит отметить Wonderbook: Book of Spells — alternate reality game, заточенную под Move. Это несложный, но качественно сделанный интерактивный детский тренер магов «по вселенной Гарри Поттера». Взрослым здесь делать нечего, а вот дети игру просто обожают.

В остальном PS3 обошлась без эксклюзивов, а Sony выкручивалась за счет мультиплатформы и переизданий старых хитов в виде HD-версий, из которых больше всего налажали с Silent Hill, собрав недоапскейл из чернового кода оригиналов.

X360: Microsoft в плане эксклюзивов ушла не намного дальше — за весь 2012-й здесь вышла всего пара достойных внимания эксклюзивов — новые части Forza и Halo. Это хорошие игры, но без прорывов и откровений, увы.

Что ж, это закат поколения, издатели предпочитают играть безопасно, и в этом плане прошедший год можно назвать годом мультиплатформы. Это и третьи части серий Mass Effect, Max Payne, Assassin's Creed, Far Cry, и сиквелы Borderlands и Darksiders, и Sleeping Dogs (когда-то True Crime), и возрожденный XCOM: Enemy Unknown, и горстка новых (!) IP: Dishonored, Spec Ops: The Line, Mark of the Ninja, Binary Domain.

Spec Ops: The Line
Кадр из игры Spec Ops: The Line

Большинство стоящих игр выходили как минимум на двух консолях, еще больше охватывали ПК, а более простые в техническом плане игрушки умудрялись охватывать еще и рынок планшетов. Разве не символично, что именно такая вот простенькая (иногда даже чересчур) в техническом плане вещь — эпизодическое приключение по лицензии The Walking Dead — в 2012-м году, когда разработчики способны выжать из консолей всю заложенную в них мощь, является одной из двух игр, получивших больше всего наград и титулов от критиков, равно как и практически повсеместное признание у простых игроков? Даже набившая оскомину зомби-тематика не помешала. А всего-то надо было дать игроку классных персонажей и право выбора.

Пройдоха: Также в прошлом году вышла приставка Wii U, владельцем которой ты стал, что можешь рассказать про нее? Оправдала ли она твои ожидания? Как отнеслись к новинке в твоем окружении? Какие у нее преимущества по сравнению с другими платформами, если они есть?

gibz: Wii U — очень интересный продукт, впрочем, как все, что делает Nintendo. Вы же знаете, у Nintendo «все не так, как у людей», но тем она и ценна для геймера. Среди людей не в теме распространено мнение, что Nintendo постоянно фэйлит, выпуская заведомо устаревшее игровое железо. Люди смотрят на технические характеристики, на скриншоты и делают выводы, даже не пытаясь играть.

Многие сегодня не подозревают, что Nintendo делала видеоигры, когда ни Sony, ни Microsoft об этом и не мечтали. Nintendo знает, что она делает, даже когда кажется, что это не так.

Первое, что нужно понять — Nintendo находится вне гонки консолей, ее не интересуют поколения в том смысле, в каком их рассматривает остальной рынок видеоигр. Главное для Nintendo — дать игрокам новый игровой опыт, такой опыт, которого игрок не получит больше нигде. Если хорошенько присмотреться к ситуации под другим углом, вся остальная индустрия рано или поздно выходит на колею, проложенную Nintendo. Например, за последние три года в играх стал повсеместным тач-интерфейс. Кого надо за это благодарить? Apple с их айфонами? Apple с их айфонами я скорее пожелаю гореть в аду за то, что благодаря им рынок наводнен каким-то невероятным количеством копеечного говна, которое называет себя «Игры». Nintendo предоставила платформу для игр с тач-интерфейсом еще 8 лет назад в виде специализированной портативной консоли DS. То же самое с motion control: Sony и MS сперва чуть ли не пальцем тыкали, а потом каждый выкатил по собственному варианту, когда до них дошло, что гигагерцы — не главное.

Я не говорю, что Nintendo не делает ошибок. Wii U получилась довольно сырым продуктом. Над консолью работало сразу несколько команд и, собрав все воедино, Nintendo внезапно обнаружила, что системный софт заметно тормозит при элементарной навигации по меню. Очень скоро это обнаружили и первые покупатели консоли. Сами игры и сервисы консоли работают как положено, внутри них никаких тормозов нет. Однако несколько месяцев спустя Nintendo все еще предстоит выполнить свое обещание и убрать тормоза из менюшек во всех других отношениях безупречно работающей консоли.

Второй неприятный сюрприз — количество игр. На старте все было довольно неплохо: масса игр, большая часть из которых, увы, была портами с других консолей, но ведь среди них была и ZombiU!; повсеместно декларируемый энтузиазм инди-разработчиков, которые не могли нарадоваться политике наибольшего благоприятствования со стороны Nintendo; возможность со старта покупать игры в цифровом формате, не заморачиваясь на поход в магазин за коробкой; отличная встроенная социальная сеть Miiverse; возможность играть на планшете, пока телевизор занят кем-то еще.

Но с другой стороны очень скоро выяснилось, что стартовая линейка — это практически все, чем придется обходиться геймерам первые четыре месяца жизни консоли. Учитывая, что львиная доля этих игр — порты любимых многими и давно уже пройденных теми, кто хотел, игр, получился не самый лучший расклад.

Вот где сказался аутсайдерский статус Nintendo. Дело в том, что когда Nintendo выпускает игру с цифрой, с 99% вероятности с предыдущими играми серии ее роднит только главный герой или сеттинг. В остальном это абсолютно новая игра с совершенно новой (либо основательно переработанной — в случае с ремейками) механикой, никак не подразумевающая, что игрок должен быть знаком с предыдущими сериями. Наверное, именно поэтому Nintendo на старте Wii U гордо и без тени смущения выкатила третьи части Mass Effect и Assassin's Creed. Они аутсайдеры, окай, но даже я не догадывался, насколько! Судя по тому, как сторонние издатели один за другим сворачивают/переносят проекты и не торопятся с анонсами, эти отличные игры просто не нашли на Wii U своего покупателя.

Wii U медленно раскачивается по ряду причин, хотя это не первый случай для железа Nintendo. Никто по сути пока что не придумал, как использовать второй экран стационарной консоли, кроме отображения карты и инвентаря. Когда я брал консоль на старте, я знал, что и зачем я покупаю, поэтому особых волнений по поводу потраченных денег не испытываю. В конце концов, даже если на Wii U забьют сторонние издатели (чай, не впервой), у самой Nintendo достаточно внутренних ресурсов и студий, чтобы оправдать мое вложение. Всегда будут новые Mario, Metroid, Kirby, Donkey Kong, Legend of Zelda — и уже эти тайтлы с лихвой окупят инвестиции в игровую платформу и там точно будет использоваться второй экран не для галочки. Кроме того, Wii U и ее встроенный цифровой магазин в перспективе дадут возможность поиграть в классику, которая раньше была мне доступна только на эмуляторах.

В общем, как и с PS Vita, судить об успехе консоли на таком раннем этапе слишком рано.

Пройдоха: Недавно вот анонсировали выход консоли PlayStation 4. Будешь брать новую платформу, когда она появится?

gibz: Да, однозначно и без вариантов. Я уже не раз пожалел о том, что не взял PS3 на старте и пропустил из-за этого кучу ништяков, которые приходится наверстывать задним числом. А у меня и без того громаднейший бэклог. Мне очень понравилась недавняя презентация Sony. Они всё делают правильно.

Пройдоха: Какие надежды на нее возлагаешь? Что тебе все же ближе из консолей, Xbox или PS? Или что-то еще?


gibz:
Какие надежды может возлагать геймер на игровую консоль? Что будет много разных новых игр.

В случае с PS4 же вступает в силу еще один момент: там будет Gaikai, а это дополнительно доступ к колоссальному каталогу игр с предыдущих платформ Sony, которые я по тем или иным причинам пропустил раньше.

Немного пугают технические возможности нового железа. Сейчас в PS3 в общей сложности 500 мегабайт оперативной памяти, половина из которой используется видеоподсистемой. В PS4 будет в 16 раз больше. Сколько нужно будет людей, денег и времени, чтобы сделать игру, которую будет не стыдно запустить на такой консоли? Сколько будет длиться такая игра? Сколько она будет стоить? А главное, есть ли смысл в PS5?

Когда начинаешь искать ответы на эти вопросы, становится понятно, что повсеместная мультиплатформа — это скорее всего надолго. Тем более, что, судя по циркулирующей в Сети информации, X720 или-как-там-ее-назовут будет иметь примерно такую же начинку, как и PS4, а именно — архитектуру и начинку хорошего современного игрового ПК. И вот в этом свете еще лучше понимаешь путь, который выбрала Nintendo. Вот где понятие эксклюзива имеет меньше всего шансов стать устаревшим понятием в ближайшие несколько лет.

Лично мне наиболее близок именно подход Nintendo.

Пройдоха: Сейчас в игроиндустрии немаловажную роль играют индивидуальные, независимые авторские проекты, эта сфера тоже активно развивается, и у небольших студий и даже маленьких группок гейм-дизайнеров есть свои преимущества. Из-за малого или отсутствующего бюджета такие проекты зачастую не отличаются сверхсовременной графикой, и поэтому разработчикам приходится делать больший упор на геймплей. Как ты относишься к таким играм? Вышло ли в 2012 году что-то в этой сфере, на что ты бы посоветовал обратить внимание, есть ли у тебя «любимчики» среди данных игр?


gibz:
Отсутствие бюджета не означает отсутствие таланта. Бедная простая графика — не единственная альтернатива фотореализму и сверхдетализации в графике видеоигр. Талантливые художники способны создавать изумительную стилизованную картинку, пользуясь минимальными средствами. Dustforce, Limbo, Contre Jour — вот первое, что приходит в голову в качестве примера. Даже богатые студии знают этот секрет и успешно им пользуются. Вспомните Portal или тот же Team Fortress 2. Филигранно выверенный геймплей подается в минималистической обертке. Но кто скажет, что это некрасивые игры?

Но да, геймплей первичен, это бесспорно. Инди-студии — это своеобразный полигон для обкатки новых геймплейных идей, лучшие из которых потом становятся резидентами «больших» игр.

Если честно, я не особый любитель инди-игр, хотя я понимаю и высоко ценю то, что они делают для индустрии. Кроме уже упомянутой Journey, в 2012-м хотелось бы отметить Mark of the Ninja, стелс которой задвинул за пояс потуги «полноразмерной» Dishonored и очень стильную Deadlight.

Deadlight

Deadlight

Пройдоха: Gibz, а было ли что-то в 2012 году, что тебя лично как-то разочаровало, что не оправдало ожиданий? Мог бы ты даже назвать что-то из вышедших игр разочарованием года?


gibz:
Я очень сильно ждал Diablo III. Когда она вышла, оказалось, что ждать ее было гораздо приятнее, чем в нее потом играть. Хотя, возможно, дело во мне и в моих завышенных ожиданиях. Я почему-то ждал революции. Наверное, в этом смысле можно назвать DIII разочарованием года, но это не то, что я бы назвал «плохой игрой».

Пройдоха: Давай обратимся теперь и к настоящему моменту. Какие тенденции можно отметить в разработке игр? Есть ли какие-то основные направления развития, преобладающие жанры? Как меняется политика издательств? К чему мы движемся? Стоит ли нам чего-то опасаться или же, наоборот, есть повод для радости?


gibz: Самой заметной позитивной тенденцией уходящего года я считаю разрушение цепочки «разработчик-издатель-магазин-игрок». Все чаще авторы пробуют работать без элементов-паразитов, я имею в виду издателей и магазины. Здесь, конечно же, нельзя не упомянуть crowd-financing в целом и Kickstarter в частности, как самую популярную площадку для этой бизнес-модели. На Кикстартере до сих пор ничего не анонсировал только ленивый.

Остается только дождаться выхода более-менее крупных проектов, чтобы сделать выводы о жизнеспособости и эффективности такой модели. Сегодня доверие геймера к любимым разработчикам чуть ли не безгранично, судя по тому, что некоторые проекты получают в разы больше авансовых денег, чем просят их будущие создатели. Будет ли оправдано это доверие разработчиками без «помощи» стоящего над ними с кнутом издателя — это второй вопрос.

Если ответ будет положительным, издатели могут скоро столкнуться с ситуацией, когда игры для них будут делать студии, состоящие сплошь из неудачников или новичков. Но поскольку издатели тоже не лыком шиты, скорее всего для руководства над новичками и неудачниками им придется нанимать таланты из старой гвардии и успешных инди-лидеров, работа которых будет цениться на уровне топ-менеджеров из других сфер бизнеса. Только в этот раз ставки будут даже выше, чем обычно. Спасибо Kickstarter'у.

Из негативных тенденций первое, что приходит на ум — засилье DLC и микротранзакций. Многими игроками эти вещи воспринимаются как попытки издателей «срубить бабла». На самом деле в большинстве случаев DLC и микропокупки представляют собой выдранные из готовой игры куски, за которые раньше ни у кого не хватило бы совести в принципе просить деньги. Возмущение игроков понятно.

Но попробуйте посмотреть на эти вещи с точки зрения издателя. Геймер привык к ценнику, на котором стоит 50-60 долларов — стандартная цена на «полноразмерной» коробке с видеоигрой в рознице или на ее цифровой версии на площадке типа Steam или Origin. ААА-игра типа Assassin's Creed делается от трех до пяти лет несколькими студиями, в которых работают сотни человек. На выходе получается продукт, себестоимость которого сравнима чуть ли не с себестоимостью серьезной научной разработки.

С каждым новым поколением консолей, которые традиционно строятся по схеме «bigger and better», разработка игр обходится издателям все дороже. Сделать стандартной ценой ААА-игры сумму 100 долларов означает громадный риск того, что ее купит гораздо меньше людей, чем за привычные 50-60 долларов. А ведь есть еще растущий инди-рынок, Kickstarter, планшеты с их копеечными или «как бы совсем бесплатными» как-бы-играми. Надо же как-то возвращать себе деньги, вложенные в разработку и колоссальную маркетинговую машину, съедающую чуть ли не половину общего бюджета игры. Да и чего греха таить, иногда просто приятно заработать на кусок колбасы сверху масла на твоем бутерброде...

В общем, DLC и микротранзакции, а также всякие «специальные издания», отличающиеся друг от друга наличием или отсутствием пары стволов/блузок, сосут, пусть даже, возможно, где-то они и оправданы. Тот факт, что их становится все больше и больше, означает только одно: их покупают. По уже указанным выше причинам новое поколение консолей только усилит тенденцию к «зарабатыванию на кусках», если только вдруг мы все вместе организованно не перестанем их покупать. Но в таком случае цена на коробку вырастет не на 10 долларов, как пишет Майкл Пактер, а на 20-30.

Пройдоха: Если говорить об игровой журналистике, которая в России, Украине, русскоязычных странах, да и в целом в рунете развита пока хуже, чем на западе. Есть ли у нас какие-то подвижки, появляется ли что-то интересное, авторское? Повышается профессионализм? Развиваются ли у нас печатные журналы и крупные русскоязычные интернет-ресурсы?

gibz: Наверное, что-то интересное появляется, я особо не отслеживаю то, что пишут русскоязычные ресурсы. eurogamer фактически обеспечивает меня всеми новостями, которые стоит знать, не всегда быстрее всех, зато регулярно и надежно.

Несколько лет назад попробовал делать с друзьями свой новостной ресурс в виде коллективного блога, но потом понял, что у меня получается либо играть, либо писать о том, во что играть уже нет времени.

Не перестаю восхищаться ребятами с сайта pressxtowin. Они и пишут, и играют. И много, и по делу, и грамотно, и нескучно, и актуально. Там, конечно, студенты в основном, но молодцы. Равных им нет во всем рунете, я считаю, уникальные кадры.

Хотелось бы, чтобы и у нас был сайт вроде еврогеймера, но это, наверное, мечта, просто в силу географической удаленности от основных событий, происходящих в игроиндустрии. Буду рад, если я сейчас ошибаюсь.

Пройдоха: Меняется ли отношение к играм? Ведь многие у нас до сих пор считают, что видеоигры — это просто развлечение, чтобы убить время. Многие даже думают, что это занятие для детей и подростков. Стало общество у нас более терпимым к игровой индустрии, что-нибудь поменялось за последние несколько лет? Как, по-твоему?

gibz: Изменения есть, наверное. В том смысле, что моему сыну, к примеру, 18, но он может сказать друзьям: «Мой батя завтра получает диск God of War: Ascension на Новой Почте». Я даже сегодня не могу сказать о своем отце что-то подобное. Хотя даже я могу предложить отцу с братом партию в бильярд через hamachi. Или попенять на то, что двадцать лет назад он по ночам тайком проходил на ней Марио. ;)

Но вот, к примеру, на работе я предпочитаю о своем увлечении не распространяться. Потому что даже если и не покрутят пальцем у виска, особо развить тему не получится. Судя по тому, что я пару лет назад читал на RPS, за границей не последние люди в игрожуре тоже до сих пор стесняются своей профессии.

Да, в последнее время я молчаливо отмахиваюсь от приглашений в «одноклассниках» поиграть с ними в какое-нибудь казуальное онлайн-убожество, чтобы им добавились какие-нибудь монетки. Но ты ж понимаешь, вряд ли это можно назвать громким словом «прогресс». «Лед тронулся» — вот более подходящее выражение.

В общем, подвижки несомненно есть, но работы в этой области все еще непочатый край.

Пройдоха: А что нам ждать от будущего? Какие игры ты сам больше всего ждешь в этом году? Что интересное можно было бы отметить? Нам бы, конечно, ближе к фантастике, но не обязательно.

gibz: Больше всего в 2012-м я жду новых консолей. Это иррациональное желание, никак не согласующееся с моими опасениями насчет повышения стоимости игр и с моим личным бэклогом, не говоря уже о бюджете.

Если перейти конкретно к тайтлам, то я уже дождался Tomb Raider от моей любимой Crystal Dynamics и теперь могу с полным правом ждать от них же анонса новой игры в серии Legacy of Kain. Дождался Ni No Kuni, перезапуска DMC, нового Бога Войны.

Tomb Raider
Кадр из нового Tomb Raider

Был приятно удивлен Antichamber и ПК-версией Brutal Legend, неприятно - Aliens: Colonial Marines.

Жду, что в начале апреля кто-то все-таки выкупит франчайз Darksiders и не даст ему загнуться вместе с THQ.

Жду новый сезон The Walking Dead и новую игру от Telltale по серии комиксов Fables; Remember Me и Watch Dogs, The Last of Us и Beyond: Two Souls, новые серии Splinter Cell, GTA, Castlevania, Rayman, Metro, Bioshock.

А еще жду Wii U-игр от Nintendo и хороших необъявленных еще игр, о которых пока никто ничего не знает.

Пройдоха: gibz, спасибо большое тебе за ответы. Интересно было пообщаться. Надеюсь, ты еще поучаствуешь в каком-нибудь разговоре, может быть, даже уже на нашем канале.

gibz: Надо попробовать. Спасибо за вопросы, надеюсь, не сильно нафлудил ;)

Пройдоха: Хотел бы ты напоследок что-то пожелать нашим подписчикам и читателям, геймерам, в новом, 2013 году?

gibz: Get a life! Шучу ;) Здоровья, времени и денег на игры. А игры будут всегда.