Бестиарий. Ваши любимые фантастические зверюшки и ужасные монстры!


Сегодняшняя статья откроет на сайте новую рубрику – «Бестиарий», которая на самом деле задумана мной давно, но все не доходили руки собрать мысли и информацию «в кучу» и написать что-то по данной теме. Наверно, ни один уважающий себя сайт о фантастике не может обойтись без своего персонального бестиария. В этой небольшой статье мы кратко поговорим об истории самого жанра бестиария и о наших принципах формирования раздела, отбора материалов для него.

Средневековые бестиарии

Изначально бестиариями (от лат. bestia — «зверь») в средневековой литературе назывались сборники статей о животных, часто экзотических, из других стран, многие из которых были вообще вымышленными. С одБестиарий1ной стороны, это одна из первых попыток создания естественно-научного труда о животных, но статьи эти были написаны не столько в энциклопедической, сколько в художественной, образной, аллегорической манере. В эти сборники попадали непроверенные сведения, слухи, суеверия, источником информации могли выступать даже басни, сказки и мифы. Однако нужно сказать, что само разграничение реальных и вымышленных существ было не столь четким и важным, рамки были условны.

Содержанием этих книг могли быть даже не сами рассказы о животных, описывались также различные экзотические места, тоже часто мифологические, минералы, рецепты зелий, растения.

Можно предположить, что истоками бестиариев могут быть культы животных и растений. Уже в древнем Египте животные занимали особое место, из-за чего их образы получили отражение в письме (изображения животных в иероглифах), символах. Животные в античной мифологии играли важную роль. Чем удивительнее, опаснее или прекраснее зверь, тем большее внимание уделяется ему в мифе или художественной литературе, где они становятся самостоятельными героями (басни Эзопа, «Золотой осел» Апулея – древнеримский роман). У некоторых народов животные считались непосредственными предками, они были тотемными. Их повадки тщательно изучались, животному-тотему умело подражали при охоте, их почитали. Человек всегда так или иначе чувствовал связь с животным миром, видимо, ее отголосок, интерес к другим видам живых существ породил и желание создать сборник сказаний о них.

Одним из первых сборников считается древнегреческий «Физиолог», коллективный труд, написанный во II-III в. н.э, скорее всего, в Александрии. Материалы «Физиолога», сохранившегося, к сожалению, только в средневековых переводах, оказали влияние на все более поздние европейские бестиарии, а также и на древнерусские народно-поэтические Бестиарий2традиции, символика же проникла даже в иконографию. Однако и «Физиолог» был отнюдь не первой книгой данного жанра. Известно, что при его написании использовались сведения из зоологического справочника Аристотеля. Рассказы о животных были распространены не только в христианских странах, но и на Востоке и в мусульманских государствах. До наших дней дошло порядка пятидесяти средневековых бестиариев.

Сборники проникали и в Древнюю Русь, и стали здесь довольно популярны среди простых людей. У нас их называли «физиологами». Почитать их интересно даже сейчас. Ведь книги эти свидетельствовали о хорошо развитом воображении, способности видеть чудесное в обыденных явлениях, верить в существование фантастических, неизвестных созданий. Бестиарии были богато украшены, содержали красочные иллюстрации. Причем художники, рисовавшие животных, часто никогда не видели их сами. Из-за этого разные иллюстраторы рисовали одних и тех же существ по-своему, позволяя себе пофантазировать. Судя по многим посвящениям, изначально книги эти создавались для знати и духовенства, которые были приучены к аллегориям и могли оценить их.

Во многом структура бестиариев объяснялась средневековым стилем мышления. Для средневекового человека весь мир делился на полярные явления, свет и тьму. Так же и животные, реальные и вымышленные, противопоставлялись по принципу близости к одному из начал. Мир воспринимался аллегорически, и животные зачастую олицетворяли что-либо. Орел, феникс символизировали образ Христа, а с образом дьявола связывали козла, жабу, обезьяну. И отношение к животным было соответствующее. В сущности, здесь на примере животных пытались объяснить различные христианские понятия. Истолкованию подвергаются не только повадки животного, но и само его имя, всегда обладающее сложным символическим смыслом для средневекового книжника. Символика в этих рассказах главенствует над фактическими описаниями, подчеркиваются особенности соединения телесного и духовного начал.

В Средние века одной из функций «слова о животных» становится нравоучение, оно приобрело притчевый стиль, а правдоподобность изображаемого мало кого интересовала. Люди искренне верили в существование того, о чем читали. Одновременно с этим бестиарии имели и определенную познавательную ценность, некоторые факты в них попадали благодаря путешественникам, повстречавшим какие-то причудливые, необычные вещи в других странах. Тем более что бестиарии долгое время являлись единственным источником сведений о животном мире, пусть в них крупица истины и терялась среди домыслов и нравоучений. Например, в славянской книжности не существовало собственно естественно-научных сочинений до XVI в. На Руси вообще описания животных часто содержались в рукописях, посвященным всему мироустройству, богословию, путешествиям. Бестиарии, сосредоточенные на фактическом описании животных, были плохо усвоены славянами, намного популярнее были символические и философские сочинения в духе «Физиолога». Сказания о животных были по большей части переводными, но получали у нас особый колорит и смысл. Даже и названия животным давались на Руси свои, с особыми культурными коннотациями. У славянского бестиария своя специфика, о которой, возможно, мы еще поговорим когда-нибудь подробнее.

Бестиарий4Существа из древних бестиариев не исчезли с развитием науки, они были заимствованы в геральдике. Но также бестиарии послужили богатыми залежами идей для современных фантастов. Отдельным видом литературного творчества в современном фэнтези стало описание вымышленных существ. Так, у некоторых известных писателей есть свои собственные, весьма интересные и познавательные, бестиарии: известен «Фантастический бестиарий» Киры Булычева, есть свой «Бестиарий» у Анджея Сапковского. «Книга вымышленных существ» Х. Л. Борхеса и «Волшебные твари и где их искать» Джоан Роулинг также можно отнести к этому необычному жанру.

Бестиарий GhostlyLands

В нашей же рубрике мы поговорим о различных интересных, симпатичных или же страшных существах в кино, литературе, видеоиграх. Не обойдем вниманием и мифологию разных стран, что поможет нам понять, откуда взялись многие образы в современном искусстве, какой смысл они имели раньше, какова их история. В данной теме можно писать об очень и очень многом, она практически неисчерпаема, чем вызывает еще больший интерес. Всерьез занимались исследованием бестиариев, в том числе славянских, мало. Однако есть сайты, посвященные конкретно фантастическим существам в культуре. Некоторые из них кажутся довольно привлекательными и полезными. Мы постараемся также привнести определенный вклад в исследование этой темы, выбрав самое необычное и примечательное. Помимо фэнтези, большой ассортимент различных монстров предоставит нам жанр ужасов в кино и видеоиграх.