Берсерк. Золотой век


Уже довольно давно являюсь поклонником Берсерка, однако новую экранизацию, состоящую из трёх полнометражных мультфильмов, посмотрел только что. Моё знакомство со вселенной и героем началось со старого аниме-сериала 1997 года. Он мне очень понравился тогда, я стал интересоваться, прочитал и мангу, понял, что в оригинале всё несколько иначе и интереснее, да и манга довольно далеко ушла вперёд, а сериал после первого сезона не имел продолжения. Несмотря на отличия в сюжете, на некоторые вольности и незаконченность, тот сериал был всё равно необыкновенно хорош: философский, умный, красивый, жёсткий (пусть наиболее кровавые и неприятные сцены они там и убрали). И вот через много лет Берсерка снова попытались перенести на экран. Получилось ли сделать лучше предыдущей попытки или хотя бы снять ближе к оригиналу? И что вообще поменялось, стоило ли пытаться?

[stextbox id="info" defcaption="true"]Год: 2012.
Жанр: аниме, полнометражный мультфильм, ужасы, фэнтези, приключения.
Режиссер: Тосиюки Кубоока, Майкл Синтерниклаас.
Сценарий: Кэнтаро Миура, Икиро Окочи.[/stextbox]

Берсерк. Золотой век

Берсерк. Золотой век

Мир Берсерка во многом воспроизводит обстановку европейского Средневековья и Возрождения, тут угадывается большое количество аллюзий, даже в топонимах, названиях войн, сторон. Броня, оружие, костюмы, стратегия — всё вполне узнаваемо, хотя у Кэнтаро Миуры получилась некая фэнтезийная помесь, тут нет чёткого разделения оружия и одежды, культурных реалий на века. Но смотрится всё равно интересно. Манга изначально рассказывает о некоей Столетней войне между королевствами, об освобождении и укреплении Мидленда (узнаваемые всё события и названия, не правда ли?), в котором участвует Отряд Ястреба, развившийся в настоящую профессиональную армию из обычной разбойничьей банды благодаря их предводителю Гриффиту. У предводителя «Ястребов» с детства была мечта — получить или создать собственное королевство. Вся его жизнь посвящена этой мечте, для неё он готов жертвовать всем, быть жестоким, хитрым, не щадить человеческих жизней, да и самого себя. Это не просто какой-то карьеризм, любовь к власти, Гриффит действительно хотел облегчить жизнь людей, создать прекрасный мир, по крайней мере, так было в начале. Вообще, весь Берсерк — это история о таких глобальных, неисполнимых, казалось бы, мечтах людей, которые в итоге воплощаются, но не благодаря светлым силам, а с помощью злых богов и демонических камней судьбы — бехеритов. Светлые мечты реализуются в извращённом, искажённом стиле, а сам человек, пожертвовавший для этого самым дорогим, навсегда меняется, становится одним из демонов, теряет все свои эмоции и привязанности. Это мир злых богов и чудовищ (хотя есть здесь и светлые духи и маги), злых и корыстолюбивых людей. Мир, где каждый сражается за себя и может доверять только себе. Гатс, главный герой, сам Берсерк, бывший наёмник, сражавшийся ради пропитания, однажды становится частью команды Гриффита, его лучшим бойцом, основной ударной силой и другом. Они все борются ради одной светлой цели, но что будет, когда Гриффит добьётся своего или проиграет, чем он готов пожертвовать для того, чтобы завоевать своё королевство?

Берсерк. Золотой век
Король Мидленда

Берсерк. Золотой век
Гриффит с бехеритом

Берсерк — это не вполне стандартное фэнтези. Хотя тут есть магия, ведьмы, монстры, долгое время они не играют основной роли. Мир же не делится чётко на зло и добро. Здесь, конечно, ощущается влияние классиков фэнтези, особенно Толкина (Мидленд). Те, кто читал мангу, знают, насколько много в ней сцен жестокости, сражений, моральных дилемм, непростых, суровых ситуаций. И это всё я отмечаю со знаком плюс — манга совсем не для детей, это достаточно серьёзное произведение. Конечно, показать всё настолько же полно в аниме невозможно. И та, и та экранизации избегают особо острых моментов (хотя даже первая не слишком-то смущалась обилия крови в битвах). О детстве Гатса (Guts), в отличие от манги, в обоих случаях рассказывают крайне мало и неохотно, особенно игнорируя самые болезненные моменты, самые первые предательства и суровые уроки в жизни мальчика, их не рискнули или не захотели показывать. Новая экранизация, которая у нас известна под названием «Берсерк. Золотой век», состоит из трёх частей, где-то по полтора часа каждая. В общей сложности это около 280 минут. Старое аниме состояло из 25 серий по 20 минут, это около 500 минут (считай, в 2 раза длиннее), соответственно, возможностей показать взаимоотношения героев, различные мелкие детали, разговоры, минуты отдыха и размышлений в старом аниме было больше. И те, кто будет сравнивать, это хорошо увидит.

Берсерк. Золотой век

Берсерк. Золотой век

Старое аниме раскрывало такие интересные и поэтичные моменты, которые в новых полнометражках просто опускаются. И для человека, впервые узнавшего про Берсерка и начавшего с полнометражных аниме, многое останется за кадром, не будет раскрыто. Жизнь в лагере, разговоры Гатса с Гриффитом, главарём «Отряда Ястреба», и с другими членами команды здесь почти не даются. Хорошо это быть не может, но и порицать это слишком строго нельзя, т.к. манга очень продолжительная, Кэнтаро Миура начал её создавать ещё в 1989-ом, и она выходит до сих пор, и конец ещё даже не близится! Что-то похожее и с Джордом Мартином, не так ли? Такой материал просто нельзя в том же виде экранизировать, это растянется на много сериальных сезонов. Но кое-какие изменения в новой экранизации всё же есть. Сразу бросается в глаза изменившаяся рисовка, передающая часто ощущение трёхмерности, динамики. Эта версия более детализированная и современная, что сначала даже непривычно. Показывать сражения во всей их бесчеловечности и жестокости здесь не боятся, это хорошо, с эротикой тоже всё в порядке — с количеством голых тел в оригинале не сравнить, но не важно.

Берсерк. Золотой век

Берсерк. Золотой век
Каска и Гатс

Помимо улучшенного рисунка, есть и продвижения в сюжете, появляется даже фея где-то на заднем фоне, пока ещё не среди основных героев. Аниме удалось довести до появления демонического рыцаря и побега выживших из «Отряда» в реальный мир. В этой экранизации, в принципе, неплохой сценарий, хорошая, атмосферная, эпическая музыка (порой что-то на грани классики), всегда отражающая общий эмоциональный заряд. Мир далеко ещё не полностью раскрыт, но начало положено, хотя бы снова сделана попытка вернуться к Берсерку через столько лет. И для фанатов серии, читателей манги это хороший подарок. Я бы не сказал, что в «Золотом веке» меня что-то разочаровало, просто сложно выдержать конкуренцию с мангой, да и хочется уже увидеть что-то ещё, продвижение в сюжете, а не повторение пройденного. Плюс некоторая философичность, эмоциональность сериала всё же пострадала. А ведь там были такие интересные находки, поэтические моменты — с искрами от костра, например, разговорами с Каской… Ну да ладно, всем ведь не угодишь и сразу всё не реализуешь. Будем надеяться, что продолжение аниме не придётся ждать 15 лет и что оно вообще будет, не забросят серию, как тогда. А Кэнтаро Миура пусть рисует дальше и никого не ждёт — 37 томов манги уже есть, а дойдёт ли она до финала, кто победит, хотелось бы знать…

Берсерк. Золотой век
Вот такой уровень реалистичности и насилия в аниме

Berserk — одна из тех работ, с которых начиналось моё приобщение к миру аниме и манги. Это интересное, «мужское», эпическое произведение, герой которого мне во многом близок. Гатс получился у авторов интересным, рельефным и живым персонажем, яркими выглядят и другие герои, а сама история многому учит, задаёт серьёзные вопросы.

Берсерк. Золотой век
Бессмертный Зод, один из демонов