Уже довольно давно являюсь поклонником Берсерка, однако новую экранизацию, состоящую из трёх полнометражных мультфильмов, посмотрел только что. Моё знакомство со вселенной и героем началось со старого аниме-сериала 1997 года. Он мне очень понравился тогда, я стал интересоваться, прочитал и мангу, понял, что в оригинале всё несколько иначе и интереснее, да и манга довольно далеко ушла вперёд, а сериал после первого сезона не имел продолжения. Несмотря на отличия в сюжете, на некоторые вольности и незаконченность, тот сериал был всё равно необыкновенно хорош: философский, умный, красивый, жёсткий (пусть наиболее кровавые и неприятные сцены они там и убрали). И вот через много лет Берсерка снова попытались перенести на экран. Получилось ли сделать лучше предыдущей попытки или хотя бы снять ближе к оригиналу? И что вообще поменялось, стоило ли пытаться?
[stextbox id="info" defcaption="true"]Год: 2012.
Жанр: аниме, полнометражный мультфильм, ужасы, фэнтези, приключения.
Режиссер: Тосиюки Кубоока, Майкл Синтерниклаас.
Сценарий: Кэнтаро Миура, Икиро Окочи.[/stextbox]
Мир Берсерка во многом воспроизводит обстановку европейского Средневековья и Возрождения, тут угадывается большое количество аллюзий, даже в топонимах, названиях войн, сторон. Броня, оружие, костюмы, стратегия — всё вполне узнаваемо, хотя у Кэнтаро Миуры получилась некая фэнтезийная помесь, тут нет чёткого разделения оружия и одежды, культурных реалий на века. Но смотрится всё равно интересно. Манга изначально рассказывает о некоей Столетней войне между королевствами, об освобождении и укреплении Мидленда (узнаваемые всё события и названия, не правда ли?), в котором участвует Отряд Ястреба, развившийся в настоящую профессиональную армию из обычной разбойничьей банды благодаря их предводителю Гриффиту. У предводителя «Ястребов» с детства была мечта — получить или создать собственное королевство. Вся его жизнь посвящена этой мечте, для неё он готов жертвовать всем, быть жестоким, хитрым, не щадить человеческих жизней, да и самого себя. Это не просто какой-то карьеризм, любовь к власти, Гриффит действительно хотел облегчить жизнь людей, создать прекрасный мир, по крайней мере, так было в начале. Вообще, весь Берсерк — это история о таких глобальных, неисполнимых, казалось бы, мечтах людей, которые в итоге воплощаются, но не благодаря светлым силам, а с помощью злых богов и демонических камней судьбы — бехеритов. Светлые мечты реализуются в извращённом, искажённом стиле, а сам человек, пожертвовавший для этого самым дорогим, навсегда меняется, становится одним из демонов, теряет все свои эмоции и привязанности. Это мир злых богов и чудовищ (хотя есть здесь и светлые духи и маги), злых и корыстолюбивых людей. Мир, где каждый сражается за себя и может доверять только себе. Гатс, главный герой, сам Берсерк, бывший наёмник, сражавшийся ради пропитания, однажды становится частью команды Гриффита, его лучшим бойцом, основной ударной силой и другом. Они все борются ради одной светлой цели, но что будет, когда Гриффит добьётся своего или проиграет, чем он готов пожертвовать для того, чтобы завоевать своё королевство?
Берсерк — это не вполне стандартное фэнтези. Хотя тут есть магия, ведьмы, монстры, долгое время они не играют основной роли. Мир же не делится чётко на зло и добро. Здесь, конечно, ощущается влияние классиков фэнтези, особенно Толкина (Мидленд). Те, кто читал мангу, знают, насколько много в ней сцен жестокости, сражений, моральных дилемм, непростых, суровых ситуаций. И это всё я отмечаю со знаком плюс — манга совсем не для детей, это достаточно серьёзное произведение. Конечно, показать всё настолько же полно в аниме невозможно. И та, и та экранизации избегают особо острых моментов (хотя даже первая не слишком-то смущалась обилия крови в битвах). О детстве Гатса (Guts), в отличие от манги, в обоих случаях рассказывают крайне мало и неохотно, особенно игнорируя самые болезненные моменты, самые первые предательства и суровые уроки в жизни мальчика, их не рискнули или не захотели показывать. Новая экранизация, которая у нас известна под названием «Берсерк. Золотой век», состоит из трёх частей, где-то по полтора часа каждая. В общей сложности это около 280 минут. Старое аниме состояло из 25 серий по 20 минут, это около 500 минут (считай, в 2 раза длиннее), соответственно, возможностей показать взаимоотношения героев, различные мелкие детали, разговоры, минуты отдыха и размышлений в старом аниме было больше. И те, кто будет сравнивать, это хорошо увидит.
Старое аниме раскрывало такие интересные и поэтичные моменты, которые в новых полнометражках просто опускаются. И для человека, впервые узнавшего про Берсерка и начавшего с полнометражных аниме, многое останется за кадром, не будет раскрыто. Жизнь в лагере, разговоры Гатса с Гриффитом, главарём «Отряда Ястреба», и с другими членами команды здесь почти не даются. Хорошо это быть не может, но и порицать это слишком строго нельзя, т.к. манга очень продолжительная, Кэнтаро Миура начал её создавать ещё в 1989-ом, и она выходит до сих пор, и конец ещё даже не близится! Что-то похожее и с Джордом Мартином, не так ли? Такой материал просто нельзя в том же виде экранизировать, это растянется на много сериальных сезонов. Но кое-какие изменения в новой экранизации всё же есть. Сразу бросается в глаза изменившаяся рисовка, передающая часто ощущение трёхмерности, динамики. Эта версия более детализированная и современная, что сначала даже непривычно. Показывать сражения во всей их бесчеловечности и жестокости здесь не боятся, это хорошо, с эротикой тоже всё в порядке — с количеством голых тел в оригинале не сравнить, но не важно.
Помимо улучшенного рисунка, есть и продвижения в сюжете, появляется даже фея где-то на заднем фоне, пока ещё не среди основных героев. Аниме удалось довести до появления демонического рыцаря и побега выживших из «Отряда» в реальный мир. В этой экранизации, в принципе, неплохой сценарий, хорошая, атмосферная, эпическая музыка (порой что-то на грани классики), всегда отражающая общий эмоциональный заряд. Мир далеко ещё не полностью раскрыт, но начало положено, хотя бы снова сделана попытка вернуться к Берсерку через столько лет. И для фанатов серии, читателей манги это хороший подарок. Я бы не сказал, что в «Золотом веке» меня что-то разочаровало, просто сложно выдержать конкуренцию с мангой, да и хочется уже увидеть что-то ещё, продвижение в сюжете, а не повторение пройденного. Плюс некоторая философичность, эмоциональность сериала всё же пострадала. А ведь там были такие интересные находки, поэтические моменты — с искрами от костра, например, разговорами с Каской… Ну да ладно, всем ведь не угодишь и сразу всё не реализуешь. Будем надеяться, что продолжение аниме не придётся ждать 15 лет и что оно вообще будет, не забросят серию, как тогда. А Кэнтаро Миура пусть рисует дальше и никого не ждёт — 37 томов манги уже есть, а дойдёт ли она до финала, кто победит, хотелось бы знать…
Berserk — одна из тех работ, с которых начиналось моё приобщение к миру аниме и манги. Это интересное, «мужское», эпическое произведение, герой которого мне во многом близок. Гатс получился у авторов интересным, рельефным и живым персонажем, яркими выглядят и другие герои, а сама история многому учит, задаёт серьёзные вопросы.